Социология

Введение

Мы живем в тревожное и суетное время кардинальных социальных преобразований. Поэтому роль социологии как науки, призванной наблюдать, анализировать и объективно, адекватно отражать сложные и противоречивые социальные процессы, выступать эффективным средством позитивного воздействия на общественную жизнь, особенно ответственна. И сегодня актуально звучит предупреждение классика мировой социологии Питирима Сорокина о губительных последствиях невнимания к разработке и развитию социального знания. Русско-американский социолог подчеркивал, что "благодаря слабому развитию социальных наук человечество до сих пор бессильно в борьбе с социальными бедствиями и не умеет утилизировать социально-психологическую энергию, высшую из всех видов энергий... Мудрено ли поэтому, что наша борьба с социальными бедствиями дает наглядную иллюстрацию человеческой глупости. Преступников мы лечим эшафотом и тюрьмами, душевнобольных - домами сумасшедших, способных здорового сделать идиотом, но не наоборот, общественные волнения мы исцеляем пулеметами и осадными положениями, невежество - рядом многолетнего оглупления в классной комнате, нужду - голодной смертью, разврат - домами терпимости." (Сорокин П. Система социологии.- Петроград. 1920.- с.42) Поэтому социология, занимаясь систематическим изучением явлений реальной действительности, может и должна поддерживать трезвый и разумный реформизм, давать безошибочные диагностические данные и намечать возможные ориентиры движения. Используя различные методы объяснения (каузальное (причинное), функциональное, целевое), социология исследует общество и его отдельные элементы, ставит им социальный диагноз в целях нахождения эффективных путей восстановления социального "здоровья". В этом и состоит миссия социологии в современном обществе.

Для определения статуса социологии как науки об обществе необходимо определить ее предмет и категории, а также те функции, которые выполняет данная отрасль научного знания.

Итак, что же представляет собой социология? Для более продуктивного понимания основополагающих представлений о социологии приведем краткую этимологическую и историческую характеристику самого понятия. Сам термин "социология" состоит из двух слов: латинского "societas" - общество и греческого "logos" - слово, учение, понятие. Таким образом, в самом общем смысле социология - это наука об обществе. Своему появлению в научном менталитете социология обязана французскому ученому, философу - позитивисту Огюсту Конту (1798-1857), который уже в 30 - 40-е годы XIX столетия отождествил социологию с обществознанием в целом. Позднее другой французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) дал более узкую трактовку предмета социологии. Он рассматривал социологию как науку, которая призвана изучать социальные явления и социальные отношения. Более того, Дюркгейм рассматривал социологию как отдельную самостоятельную науку, поставив ее в ряд с другими социальными науками: философией, историей, политэкономией и др. Занимаясь систематическим изучением явлений общественной жизни, социология, как и другие отрасли научного знания, стремится достичь достоверного, логически непротиворечивого, "непредвзятого" знания, опираясь на уже апробированные, общенаучные методы исследований.

 

1. Становление социальной теории

Всякое знание человека о себе, обществе, окружающем мире проходит многие этапы возникновения, становления и развития. Социология - специфическая отрасль знаний, наука об обществе, общественных отношениях, также как и всякая отрасль знаний, проходит эти этапы. Каждому из них присущи специфические особенности, характеризующие с одной стороны, уровень знаний об обществе, о себе, окружающей природе, а с другой, - способности, возможности человека проникнуть в тайну общественных явлений, познать их. Многие отрасли знания об обществе, взаимосвязях общества с природой под воздействием объективных условий и потребностей бытия родились на ранней стадии существования человека и общества и сравнительно быстро превратились в науки (математика, философия, история и др.), насчитывают в возрастном календаре уже целые тысячелетия. Но существуют и сравнительно молодые науки, которые те же тысячелетия накапливали необходимые специфические знания и в конечном итоге деятельностью человеческого разума превратились в стройные системы знаний, учения со своими законами, понятиями, методами познания и объективно необходимыми обществу функциями молодых наук. История молодых наук сравнительно короткая, хотя предыстория начинается практически вместе с появлением, способности людей к осмыслению окружающего мира и своего места в нем. Древне-молодой наукой предстает перед нами социология.

История становления социологических знаний с античности до современности ярко свидетельствует о закономерном диалектическом процессе вызревания общественной потребности в социологических знаниях. Познавая окружающий мир, человек, прежде всего, познавал самого себя, свое бытие, осмысливая те явления, которые определяли сущность общественных отношений, их взаимосвязи и последствия. И чем больше претендовал человек на совершенные условия жизни, тем больше он нуждался в конкретных знаниях о своем и соседних обществах (общинах), о возможности удовлетворения своих все возрастающих потребностей в процессе многообразных отношений в обществе и окружающем мире. Объективные процессы, приведшие к возникновению государства, с неизбежностью привели к формированию управляющих классов и социальных сил, потребностей в социологических знаниях. На ранних этапах социологические знания скудны, но они постепенно обогащаются историческим опытом развития общества, усложняются с возрастанием потребностей общества. Расширяется объект социологического познания. По мере исторического прогресса общество совершенствуется, усложняются социальные связи, социальные действия, отношения между социальными общностями, социальными структурами становятся многоплановыми. В социальных отношениях, социальных связях, социальных действиях проявляются не только желание глубоко познавать прошлое и современное в общественном бытии, но и стремление сориентироваться в исторической перспективе. Вместе с историческим условием и совершенствованием общественного бытия, совершенствованием общественных связей, социальных действий, возрастанием потребностей в социологических знаниях, вместе с расширением объекта социологического познания совершенствовался, усложнялся и сам предмет познания. Общественная и научная мысль нуждалась не только в сведениях прикладного, хозяйственно-экономического и политического характера, но и проникновении в сущность происходящих явлений, в их закономерные связи.

С середины XIX в., после многочисленных взлетов и падений социологические знания становятся отдельной отраслью знаний. Тогда известный французский философ, популяризатор науки, основатель школы позитивизма и социальный реформатор Огюст Конт вводит в употребление понятие "социология", имея в виду научное изучение явлений общественной жизни в диахроническом (сквозном) и синхронических аспектах, в отличие от умозрительных конструкций традиционной философии истории, исторической фактографии и разрозненных эмпирических (то есть основанных на опыте) обобщений политико-юридической мысли. Идеи социальной физики восходят к XVII веку, а в первой половине XIX века ее особенно пропагандировал французский мыслитель Анри Сен-Симон, у которого секретарем и соавтором некоторый период был Огюст Конт.

Историю возникновения и развития социальных знаний и возникновения социологии как науки разделяют на ряд этапов.

Первый этап охватывает возникновение и становление знаний об обществе в Древнем мире (миф и эпос - древнейшие формы отражения действительности; развитие эмпирических социальных исследований, развитие историографии и социальные и политические учения в Древней Греции и древнем Риме).

Второй этап охватывает развитие социальных знаний в эпоху Средневековья.

Третий этап: социальные знания об обществе и человеке в XVII - XVIII веках. Концепции естественного права и общественного договора. Социологические концепции Шарля Монтескьё, Жан Жака Руссо и др. Идеи консерватизма и либерализма и т.п.

Четвертый этап: социологические знания в XIX - ХX вв. - наука о человеке. Социология Огюста Конта. Интенсивное развитие эмпирических социологических исследований. С контовских времен начинается так называемая академическая социология как отдельная отрасль знаний об обществе. Возникают различные школы: натурализм, эволюционизм, органицизм, социал-дарвинизм и др. Конец XIX - нач. XX ст. связаны с острым кризисом натурализма в социологии, происходит поворот интересов к проблемам социального действия и взаимодействия, разработка методов понимающей социологии и концепции социологии личности (Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм и др.). В период с 20-х до 80-х годов XX ст., происходит формирование основных современных направлений в социологии, интенсивная отраслевая дифференциация, дальнейшее усовершенствование методов исследования. Если в ряде стран Европы тогда вследствие мировой войны и революционных потрясений возникают значительные преграды в развитии наук об обществе, то в США социология развивается более стабильно. Но с 50-х годов в странах Европы социология развивается бурно и интенсивно, возникают разнообразные идеи и учения, отражающие насущные проблемы современного общества. Интенсивно распространяются идеи и теории развития общества в странах Востока и Латинской Америки. С 80-х годов начинается, по существу, новый современный период в развитии социологии.

 

2. Становление и развитие социологии в ХIХ-ХХ в.в. (классический период)

 

В начале ХIХ в. передовая общественная мысль все больше задумывается над бесплодностью метафизической философии и над преимуществами позитивных знаний о человеке и обществе, достигнутых на основе наблюдений и экспериментов. В 30-х годах Огюст Конт обосновывает принципы позитивизма как философского направления. Идея Сен-Симона о создании позитивной науки о человеке находит дальнейшую реализацию в деятельности мыслителя умеренно-консервативного направления Огюста Конта.

Концепция Огюста Конта.            Огюст Конт (1798-1857), французский философ, и социолог популяризатор науки, основатель школы позитивизма и социальный реформатор, секретарь А. Сен-Симона, предложивший неоклассическую утопию на основе позитивной религии человечества. Это был прежде всего социолог, приверженный единству людей и общественных явлений, единству всей истории человечества. Идею единства он доводит до такого предела, за каким обнаруживается препятствие одного свойства: он с трудом возвращается к разнообразию процессов и обосновывает это разнообразие. Поскольку существует лишь один безусловно приемлемый тип общества, человечество должно будет, согласно философии Конта, прийти к обществу именно этого типа. Его основные работы: "Общая оценка элементов современности в прошлом" (1820 г.); "План работ, необходимых для реорганизации общества" (1822 г.); " Философские размышления о науках и ученных" (1925 г.); "Размышление о силе духа" (1826 г.); "Курс позитивной философии (1842 г.); "Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества"; (1851 г.). В них он выдвинул идею позитивной науки, которая должна оперировать исключительно проверенными фактами и делать выводы, поддающиеся перепроверке. Конт считал, что ученый не может быть идеологически заангажированным и должен критически относиться к различным теориям и идеям: убедительными должны быть не авторитеты , а обстоятельства, математические выкладки. Он был решительно против "философских спекуляций", умозрительных доктрин и попыток объяснить вещи без глубокого научного анализа.

Наука, по мнению Конта, обязана не объяснять, а лишь описывать явление. Проникновение во внутрь вещей, то есть познание их сущности - это отрасль верования, религии, так как науке такая функция не подвластна. В этом ракурсе Конт формулирует задачу социологии: она должна быть позитивной наукой об обществе, то есть старательно собирать, описывать, классифицировать социальные явления, оперировать фактами и цифрами, проверенными данными. Конт считал, что наука развивается ступенчато от простого к сложному в четкой последовательности: математика - астрономия - физика - биология - социология. В начале Конт назвал науку об обществе "социальной физикой", но позже начинает использовать более удачный термин "социология", что безусловно, сыграло позитивную роль в будущем научной дисциплины, отделившейся благодаря ему от других наук. Поэтому Конта считают родоначальником социологии.

Позитивизм Конта ярко проявился в его стремлениях задачи и метод социологии "одолжить" у биологии, которая в то время была наиболее авторитетной и перспективной наукой. Дублируя зоологов времен Карла Линнея и Чарльза Дарвина, Конт провозглашал, что социология должна наблюдать факты и процессы общественной жизни, описывать и систематизировать собранные факты.

Подобно биологии, делящейся на анатомию и физиологию, Конт разделил социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает структуру общества, его составные элементы, организации и учреждения, консолидирующее общество как целое. Он подошел к необходимости изучения важнейших социальных институтов - семьи, государства, церкви, собственности, обеспечивающих целостность общества и основы его стабильности. Социальная динамика изучает движение, закономерности развития общества и его составляющих. Движение, по мысли Конта, - процесс, обусловленный непрерывным развитием человеческого сознания, интеллекта накоплением позитивного знания. Здесь у Конта на передний план выходит понятие "система", которое до сих пор остается одним из центральных в социологии. У Конта оно органически связано с идеей эволюции. Конт претендовал на то, что открыл теоретический закон двойственности эволюции: социальной и интеллектуальной. У Огюста Конта социальный закон - это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все мысли необходимо проходят три сменяющие друг друга состояния: сначала теологическое состояние, где открыто господствует спонтанно возникающие функции, не имеющие доказательств; затем метафизическое состояние с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность и, наконец, позитивное состояние, неизменно основывающееся на точной оценке внешней деятельности, исторической реальности. Каждое из трех состояний образовывает основу социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состояния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел , промышленности и т.п. Необходимо построить систему наук, чтобы выделить в ней место социальной науки и ее особый предмет, далее социальную науку можно представлять как систему - систему социологии и, опираясь на нее, выстроить систему общества.

Установки Конта на понимание социологии как социальной физики ориентируются на методы биологии и физики оказались довольно живучими. Большинство социологических школ ХIХ ст. стремились понять социальное через биологическое, с помощью естественного и поэтому получили название натуралистической социологии. Конт выступал добросовестным и тщательным систематиком, обобщившим разнообразные идеи своего времени и осуществившим первую попытку создания системы социологического знания. Ориентация социологии на позитивные знания, то есть на предметную и методологическую определенность, научность, при всех недостатках самого позитивизма, безусловно, сыграла прогрессивную роль и стимулировала поиски новых путей и средств в развитии социального познания, раскрытия социальных законов, углубила знания о человеке.

Социологическая концепция К.Маркса (1818 - 1883). Французский социолог и экономист Раймон Арон анализируя научную деятельность К. Маркса писал : "Маркс был, бесспорно, социологом ярко выраженного типа, социологом - экономистом, убежденным, что нельзя понять современное общество, не усвоив механизма функционирования экономической системы, и нельзя понять эволюцию экономической системы, не принимая в расчет теорию деятельности. Словом, как социолог он не отделял постижение настоящего от предвидения будущего и от воли к деятельности. По отношению к социологам, именуемым сегодня объективными, он был, стало быть, пророком и вместе с тем человеком действия и ученым" (Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М. 1993. - с. 152).

Социальная теория марксизма в своей основе противоположна позитивизму и "социологии порядка", она противоречит позициям Конта и Спенсера. Маркс и его последователи рассматривали общество не с позиций функционализма (внутренней гармонии), а с точки зрения противоречий - экономических, политических, социальных, идеологических - присущих каждому обществу. Они считали, что главным социальным конфликтом являются классовые противоречия и прежде всего противоречия между антагонистическими социальными группами, образующими полюса социальной структуры: на одном полюсе - лишенные свободы или собственности и приговоренные к нищете и бедствиям, а на другом - эксплуататоры, верхушка общества, собственники земли и средств производства.

К. Маркс и Ф. Энгельс начинают "Манифест Коммунистической партии" с тезиса: вся история человечества есть ничто другое как история борьбы классов. Высшим они признают противоречие между буржуа и пролетариями, которое рано или поздно разрешится с помощью социальной революции и установления диктатуры пролетариата, что откроет путь в новую Коммунистическую общественно-экономическую формацию, основу которой составляет социальное равенство, коллективный труд, общественная собственность, производительные силы получат мощный импульс развития. Человек поднимется на невиданный уровень своего могущества, свободы, станет хозяином своей судьбы и таким образом не будет страдать от нерегулируемых общественных и природных сил, от анархии.

Маркс 40 лет своей жизни отдал работе над "Капиталом", в котором не только обусловлена диалектика базиса и надстройки, но и бытия и сознания. Сознание определяется бытием.

Теоретические положения К. Маркс выводил из анализа капиталистического общества своего времени, аргументируя необходимость его замены. Из формулы соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил выводилась классовая поляризация буржуазного общества, неизбежность революции.

Марксова теория классов - одна из основ его революционного учения и одновременно важнейшая социологическая теоретическая модель, которая существенно обогатила понимание социальных отношений и социальной структуры развитого общества. Можно согласиться с распространенной мыслью, что социология Маркса - это социология классовой борьбы.

Важнейшей чертой теории классов является не только ее роль в раскрытии буржуазного общества, но и то, что она может служить социологическому анализу социальных отношений и структур вообще, акцентированию внимания на том, как поведение людей зависит от их положения в обществе.

Марксова теория классов зарождалась на основе анализа капиталистической действительности середины прошлого столетия, систематизации наблюдений и статистических данных. Аналитический потенциал этой теории был широко использован в период анализа социальных процессов времен индустриализации, демократизации, формирования гражданского общества. Теоретические положения теории классов стали фундаментом конфликтологической парадигмы в социологии.

Маркс остался в истории социологической мысли родоначальником конфликтологической традиции. Хотя каждая из многочисленных конфликтологических концепций предлагает свою версию социального конфликта, краеугольными остаются положения, выдвинутые в "Манифесте Коммунистической партии" и "Капитале", которые направляют современные исследования социальных конфликтов. Суть этих положений состоит в следующем:

1) с увеличением уровня производительности общественного производства увеличивается разделение труда и наоборот;

2) возрастающее разделение труда в обществе ведет к усилению неравенства;

3) в соответствии с увеличением эффективности производства растет организованность и солидарность угнетенных;

4) чем выше классовая солидарность угнетенных, тем вероятней обострение конфликта между теми, кто господствует и теми, кто угнетен;

5) уровень конфликтности между угнетателями и угнетаемыми, возможность насилия зависят от степени поляризации отношений между ними.

Социолог имеет право свободно избирать методы исследования, "точку отсчета", угол зрения - подходить к социальным процессам с позиции фундаментализма, или руководствоваться конфликтологической теорией. Важно, какие цели он преследует: научные или идеологические (партийные), гуманитарные или другие.

Однако любого социолога не должно оставлять равнодушным заявление К. Маркса: "Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину ее собственного будущего... Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития... не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Оно может сохранить и смягчить муки родов". (Цит. по: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М. 1993.-с.148).

Натурализм в социологической мысли  в ХIХ - начале ХХ в.в.       Во второй половине ХIХ в. в социально -политической мысли Запада, России и Украины появляются различные научные направления: натурализм, географическая школа, органистская школа, социальный дарвинизм, расово-антропологическая школа и др.

Натурализм - социально-политические концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естествознания. Большинству натуралистических концепций свойственно игнорирование сложной диалектики общественного развития, вульгарно-материалистическое истолкование ее закономерностей, отрицание сознательного и целенаправленного характера человеческой деятельности. Позитивной стороной натурализма выступает стремление выработать объективную и стройную систему знаний аналогичную теориям развития естественных наук. История общественной мысли в России и Украине во многом развивалась под определяющим воздействием естественно-научной методологии, складывающейся вследствие выдающихся открытий в механике, астрономии, физике и др. В среде представителей социально - политической мысли выступали и сторонники направления, стремившегося познать законы функционирования и развития общества путем установления и развития аналогий с биологическими организмами или биологической эволюцией. Иные пытались объяснить общественную жизнь и поведение человека распространением на них закономерности, установленной в физике. Однако множество натуралистических теорий признавали географическую среду ведущим фактором социальных изменений, или исходным пунктом социологического анализа общественного бытия.

Видное место в истории географической школы в политической социологии занимает сторонник французского направления в социогеографии, публицист, географ, социолог Лев Ильич Мечников (1838-1888 г.г.), брат известного русского биолога, участник движения за национальное освобождение Италии, друг Джузеппе Гарибальди. В центре его социологической концепции лежит идея общественного и исторического прогресса. Социальный прогресс связан с развитием промышленного производства и техники, с эволюцией социальных связей между людьми и "фактом роста общечеловеческой солидарности". Эти явления и процессы, по мысли Л.И.Мечникова, являются критериями и чертами общественного прогресса. Исходя из учения Ч.Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе в биологическом мире, Лев Мечников отмечает, что такие же процессы ведут к дифференциации организмов и органов и специализации их функций, которые в совокупности "коллективного труда всех органов обеспечивают жизнь целостному организму. То же происходит и в обществе". Люди объединяются, кооперируются, обобщают усилия с целью выживания. Природа редко создает благоприятные условия для существования человека. Из совокупности факторов, определяющих развитие общества, Лев Мечников выделяет природно - географические и физические явления и сферы. В трудах известных русских историков Сергея Михайловича Соловьева и Василия Иосифовича Ключевского четко прослеживаются концепции географического детерминизма. С.М.Соловьев отмечает, что своеобразное географическое положение России между Европой и Азией обусловило ведение постоянной борьбы с кочевниками. Крепостное право - вынужденная мера, вызвавшая необходимость использования жестких форм управления подданными, потребностями умножения войска в связи с огромными просторами, суровостью климатических условий. В.И.Ключевский основные периоды истории связывал с колонизацией чужих земель и рассматривал ее в качестве "основного фактора русской истории".

Русский философ и историк Борис Николаевич Чичерин (1823-1904) связывает монголо-татарское нашествие с ростом кочевого населения и потребностями для него жизненного пространства.

Концепции географического определения - своеобразный вариант отголосков древних мифологических и натурмифологических представлений о тождестве природы и общества, гармонии космоса и общества как его неотъемлемой части. Позже теософские и философские концепции противопоставляют природу и общество по принципу стихийности и разумности. Научно - технический прогресс ХХ в. и его последствия обусловливают поиски сохранения гармонии между обществом и природной средой и непосредственное вмешательство человека в защиту природы.

 

3.  Социологическая теория в Западной Европе начала ХХ в

Французское общество последней четверти ХIХ ст. переживает пору кризисов и потрясений. Достаточно вспомнить такие из них: падение второй империи, возникновение и кровавое удушение Парижской Коммуны , поражение в Франко-Прусской войне, формирование Третьей республики. Одновременно этот период был достаточно плодотворным в интеллектуально-культурном отношении, периодом развития блестящих литературных и художественных талантов, бурных политических и научных дискуссий. Начатую Контом позитивистскую традицию продолжают "психологисты" Г. Тард и Г. Лебон, историки культуры И.Тен и Е.Ренан, историк права Фюстель де Куланж и др. На рубеже столетий стала очевидной ограниченность методологии традиционного натуралистического позитивизма, обостряется противоречие между новыми фактами об общественной жизни и старыми теоретическими схемами. Социология, как и ряд других наук, вступает в переломную фазу своего развития. Тем мыслителем который оказался способным обработать грандиозный массив новых факторов и новых идей , переплавив их в новую четкую и убедительную парадигму социологии, был Эмиль Дюркгейм (1857-1917) - создатель методологии "социологизма", патриарх французской социологической школы, признанный классик мировой социологии.

Теоретическую концепцию Дюркгейма иногда называют социологизмом или социологическим реализмом. Дюркгейму удалось четко определить специфику предмета социологии, разработать основы ее метода и полностью отделить социологию от других наук. Его назвали "великим социологизатором", так как социальные явления он объяснял исключительно с позиций социального.

Предметом социологии, считал Дюркгейм , являются социальные факты - реальность, которую до сих пор еще не изучала ни одна из дисциплин. Социальные факты - это реальность, которая во-первых, порождена коллективной природой человеческого бытия, во- вторых, может осуществлять надежное воздействие на человека, то есть влиять на его поведение. Например, такие феномены, как язык, политическая система, правовые нормы, разные социальные институты и др. существуют независимо от конкретного человека, мы рождаемся и уже находим их в "готовом виде", так как эти феномены существенно влияют на нашу судьбу, образ жизни, то есть социальное влияет на социальное. Дюркгейм различал материальные факторы - плотность населения, характер поселений, средства сообщения и связи, расположенные на континенте и т.п. - и духовные - общее образование, коллективные представления, верования, коллективные чувства. Он проводил границу между социальным и психическим, а, следовательно, между социологией и психологией. Предмет психологии - индивидуальное сознание, которое является непосредственной надстройкой над биологическим.

Сфера социального - коллективные процессы и явления, которые не сводятся к индивидуальному сознанию. Поэтому социолога не интересует обособленная личность, оторванная от социума, он исследует социальные группы, взаимодействие личностей, коллективные по своей сущности феномены.

Дюркгейма интересовала проблема социального порядка и индивидуальной свободы. Он считал, что общество существует вообще потому , что люди полностью солидарны - они разделяют (употребляют) общие понятия, говорят на понятном языке, придерживаются общих норм и правил поведения, повинуются законам. Солидарность - основа порядка и организованности. Отсутствие солидарности - состояние развала, анархии, гражданской войны. Но бесспорно и то, что потребность в солидарности связывает и ограничивает свободу, мешает человеку проявить свою индивидуальность. В цивилизованном обществе эта потребность обостряется. Дюркгейм различал механическую солидарность, которая присуща примитивным обществам, и органическую. Первый тип солидарности базируется на жестком контроле, поддерживается населением, грубой силой; личность должна быть такой "как все", то есть не раскрывать свою индивидуальность. Дюркгейм считал криминальное право типичным орудием механической солидарности. Другой тип солидарности является следствием современного разделения труда и глубокой взаимозависимости индивидов. Отдельные люди и части общества функционально дополняют друг друга, что дает возможность человеку не растворяться в социуме, а развивать свои качества. Переход от общества с механической солидарностью к обществу с органической солидарностью Дюркгейм считал главным направлением развития цивилизации.

Видное место в творчестве Дюркгейма занимает исследование нормы и патологии в социальных явлениях Хрестоматийным примером этих исследований был анализ проблемы суицида (самоубийств). На основе эмпирического и статистического материалов он исследовал социальные причины убийств. Согласно теории Дюркгейма, суицид порожден нарушениями нормальных социальных связей либо в сторону их ослабления, либо наоборот. Как выяснилось, например, большинство случаев самоубийств у людей разведенных, чем у людей пожилого возраста и тех, кто потерял близких, родню, у тех, кто потерял работу, то есть в группах населения, утративших привычные социальные связи. Статистика суицида возрастает и в такие периоды истории, когда происходят экономические кризисы, возрастает аномия (отсутствие эффективной власти, законов, упадок морали и права), наследие этих процессов - нарушение нормальных социальных связей. Однако самоубийства могут провоцировать и обратные процессы. Например, ущемление связей, когда человек попадает под влияние коллективных представлений, общины, тоталитарного общества, религиозной общности, может быть фактором, подталкивающим личность на самопожертвование во имя идеи или самоубийство.

Нарушение меры между индивидуальным и общественным осуществляется, как считал Дюркгейм, очень быстрыми, катастрофическими темпами социальных перемен, к которым не может адаптироваться индивидуальное сознание. Считая внутригрупповую сплоченность наилучшим способом предупреждения появления суицидных наклонностей, он рекомендовал шире практиковать разнообразные формы общения людей в рамках соответствующей профессиональной структуры, восстанавливать (воспроизводить) те черты сплочения и солидарности, которые были присущи корпорациям мелких производителей раннекапиталистической эпохи.

Завершая краткий обзор социологической концепции Дюркгейма, следует сказать, что его теоретическое наследие и сегодня находится в центре открытых дискуссий. Видимо одна из причин этого заключается в том, что мыслитель кроме непосредственной теоретической работы в различных направлениях субъективно очень чутко относится к статусу социологии и активно отстаивал ее методологический и специализированный суверенитет. Как справедливо считал Р.Нисбет, Дюркгейм более, чем кто-нибудь другой в истории социологии, сумел воплотить в себе то, что было типичнейшим в этой дисциплине и самым продуктивным для гуманитарных наук, и поэтому его можно называть социологом в самом полном смысле этого слова.

 Макс Вебер и его теория социального действия.    Макс Вебер (1864-1920) условно завершает классический период развития социологии и одновременно открывает новый, современный период.

Он стремился повернуть науку в новое русло так называемой гуманистической социологии, главная особенность которой заключалась в антипозитивистской направленности. Для гуманистической социологии характерно изучение социальных фактов изнутри, а не снаружи. Её представителей больше волнуют цели индивидов, чем их внешнее поведение, они интересуются не столько объективной ситуацией, в которой оказываются индивиды, сколько тем, как индивиды истолковывают данную ситуацию.

Вебера интересует не всякое взаимодействие индивидов, а только такое, в котором участвуют осмысленно, сознательно. Он считал, что при таком взаимодействии индивиды учитывают в своих действиях поведение других и пытаются влиять на него. Поэтому социальное взаимодействие не рассматривается как простое следствие взаимосвязи стимул - реакция, а привязывается скорей к сфере значений и смыслов, чем к институтам или рефлексам. В этом отношении признавалось необходимым использование такой процедуры, как понимание, что считалось противоположностью по своему характеру природоведческой операции пояснения, рекомендованной для использования в социальной науке позитивистами. Хотя возможности понимания как исследовательской процедуры до сих пор не выяснены достаточно, её использование в современной социологии признается обоснованным. Вебер был одним из первых, кто сделал значительный вклад первоначальное формирование данной процедуры.

Вообще Макс Вебер известен тем, что придавал большое значение роли субъективных компонентов познания в социальных науках. В этом отношении его понимающая социология стала одной из первых в истории социологической мысли попыток проследить участь субъективных компонентов в познании общественных явлений. Проблематика понимания, смысла, ценностного анализа явлений культуры и социальных действий, рассмотрение функций научных ценностей и практических оценок - вот далеко не полный перечень всего того, что интересовало Вебера в связи с анализом субъективности в социологическом познании.

Вебер исходит из того, что действительность, которой занимается социальная наука, состоит из неисчислимого количества элементов, черт, факторов, явлений. По своему характеру эта действительность аморфна, неупорядочена, хаотична. Задачи социальной науки, которую Вебер называет наукой о действительности, заключается в стремлении понять реальную жизнь в ее своеобразии, определить культурную значимость явлений в их специфическом виде, выявить причины их исторических особенностей.

Социальные институты - семью, право, религию, акционерные товарищества и т.п.- Вебер рассматривал как вторичный фактор, как способ организации деятельности индивидов. Социальным институтам нельзя определять самостоятельные цели, так как они угнетают волю индивидов.

Опираясь на эти взгляды, Вебер разработал оригинальную теорию, в основу которой положена концепция социального действия. В русле этой концепции находится и достаточно оригинальное научное исследование бюрократии, ее типов , функций и роли в обществе.

 

4.  Объект, предмет и функции социологии

Для того, чтобы определить объект и предмет социологии, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета.

Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней.

Это могут быть физические тела, живые организмы, человек.

Эти объекты окружающей действительности существуют независимо от нашего знания о них.

Предмет исследования существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью.

Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта. Т.е. каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов исследования.

Например, каменное здание, как независимый от сознания элемент реальной действительности, может выступать объектом исследования, но при этом экономиста будут интересовать материальные затраты на строительство и эксплуатацию здания, архитектора — архитектурный стиль и его включение в окружающий ландшафт, строителя - прочность фундамента и применяемых строительных материалов, человека, проживающего в здании -удобство внутреннего помещения.

Выделение предмета исследования у такого крупного и сложного объекта изучения, как человеческое общество, стало основанием для выделения и самостоятельного развития ряда наук экономических, политических, исторических, психологических.

Объектом социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними.

Предмет социологии - изучение социальных механизмов функционирования и развития общества

Основным фокусом социологии является социальная группа, общность людей,

Личность в социологии рассматривается не с точки зрения ее уникальных способностей, неповторимых черт, а в системе социальных связей, как представитель социальной группы, определенного общества (Иванов - украинец, из рабочих, житель небольшого города и т.д.).

Социология рассматривает сложную систему связей:

1) личности и общности,

2) общностей друг с другом,

3) личности, общности и социального целого,

4) общества и природы.

При этом анализируются разные уровни взаимосвязи

 

Функции социологии

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет. Важнейшими среди них являются:

1. Познавательная - социология обеспечивает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества

2. Прикладная - социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов.

3. Прогностическая - социология вырабатывает обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем.

4. Идеологическая — результаты исследования могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знания зачастую служат средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения.

5. Гуманистическая - социология может служить и улучшению взаимоотношений, взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что способствует совершенствованию общественных отношений.

 

Заключение

По мере обогащения знаний о социологии, ее предмете возникает проблема классификации, упорядочения, т.е. структурирования социологии. Структура социологии - это собирательное понятие целой системы теорий, осваивающих как общество в целом, так и отдельные социальные явления. Специфика социологии, ее отличие от других социальных наук состоит в том, что благодаря своей комплексности, она имеет многоуровневую, точнее, трехуровневую структуру. Эта структура включает теоретическую социологию; специальные (частные) социологические теории, т.е. теории среднего уровня; эмпирические социологические исследования.

Теоретическая социология представляет собой различные концепции, анализирующие общество, основные аспекты его социального развития через деятельность социальных общностей, функционирование социальных отношений, процессов и институтов. То есть, социологическая теория охватывает на высоком уровне абстрагирования причинные связи в развитии социальных явлений, описывает социальные взаимосвязи в общем виде.

По своему содержанию теоретическая социология представляет множество различных концепций развития человеческого общества, всевозможных течений, школ, направлений, которые по-своему, со своих методологических позиций объясняют специфику развития общества. (Подробно основные концепции общественного развития, основные течения и школы будут проанализированы в следующем разделе).

Возрастание числа теоретических направлений дает возможность избежать догматизма, возникающего вследствие "культивирования" одного течения мысли. Этот постулат сохраняет свою актуальность и сегодня, и особенно, что касается социологической традиции нашей страны, которая в качестве одномерного продукта тоталитарного режима была в состоянии давать лишь "окончательные" ответы на какие бы то ни было вопросы, ставя сомнение как методологический принцип познания вне закона.

Специальные социологические теории - это области социологического знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем общественного целого и социальных процессов. Эти теории мы можем рассматривать как теории среднего уровня, т.е. относительно самостоятельные теоретические подсистемы, призванные, во-первых, устанавливать объективные взаимосвязи данной предметной области (труд, семья, этнос, нация, общественное мнение и т.п.) с целостностью общественной системы и, во-вторых, выявлять специфические, присущие данной предметной области внутренние взаимосвязи и закономерности.

В настоящее время насчитывается несколько десятков специальных социологических теорий. Наиболее активно социологами СНГ разрабатываются такие теории, как социология труда, теория социальной структуры, социология города (и социология села), социология общественного мнения, социология семьи, социология образования, социология воспитания, социология управления, социология молодежи, этносоциология и др.

Эмпирические социологические исследования представляют собой установление и обобщение социальных фактов посредством прямой или косвенной регистрации свершившихся событий, которые характерны для изучаемых социальных явлений, объектов и процессов. В эмпирическом исследовании предметом анализа выступают действия, поступки, характеристики поведения людей, социальных групп, общностей и отражение социальной реальности в фактах сознания. Социальные исследования проблемно ориентированы и целью таких исследований стало точное описание, как правило, социальных недугов как основы, ориентирующей на социальные реформы и преобразования.

В социологическом знании специальные социологические теории (теории среднего уровня) и эмпирические социологические исследования определяются как прикладная социология.

Следует отметить, что эмпирические социологические исследования вызвали к жизни так называемую сравнительную социологию, которая успешно развивается сегодня. Сравнительная социология позволяет выявлять и сопоставлять уровни эволюции социального объекта, происшедшие изменения, определять тенденции его развития. В результате достигается познание различных ступеней развития как одного объекта, так и ряда объектов, сосуществующих с ним. В настоящее время расширению масштабов сравнительных исследований способствуют два центра: в Европе - это Венский центр информации и документации в области социальных наук и Международная социологическая ассоциация.

Главной проблемой сравнительной социологии является не обучение технике сбора данных, а умение их анализировать и особенно - интерпретировать полученные результаты. Однако, как показывает опыт, при интерпретации данных результатов это создает целый ряд трудностей, а сравнение в этом случае и должно выступить в качестве своеобразного "третейского суда", необходимого для того, чтобы определить, являются ли важными, достоверными наблюдения, полученные в определенные периоды времени и в определенных местах.

            В социологической науке выделяют следующие виды сравнительных исследований: межгосударственные, межкультурные, межсоциетальные.

            Основным внешним фактором воздействия на необходимость проведения всесторонних сравнительных исследований является, несомненно, все усиливающийся процесс интернационализации взаимоотношений между государствами. Этому процессу сопутствует экспорт и импорт социальных, культурных и экономических реалий, за пределы национальных государств. Трудовой и людской обмен между странами осуществляется в таких сферах, с которыми мы до сих пор никогда не сталкивались, а число международных организаций, не относящихся к какой-то определенной стране, непрерывно растет.

            Другим направлением является глобализация общественных проблем. Кризис, возникший в отдельном государстве, редко остается исключительно национальным явлением. Так, например, воздух, которым мы дышим, загрязняется и из отдаленных источников. Осмысление причин бедности в странах третьего мира не может происходить в отрыве от рассмотрения богатств, накопленных в передовых и процветающих странах. Угнетенное положение национальных меньшинств становится общеизвестным благодаря радио, телевидению.

            Здесь уместно привести размышления американских ученых - социологов о социологии как эмпирической науке, которая способна не только сформулировать ряд объясняющих принципов, касающихся социальной реальности, но также проверить эмпирическую валидность (закономерность) ее законов и теорий. И поскольку эти законы часто (если не всегда) предполагались значимыми для широких пространственно-временных областей социального мира (даже для человечества в целом), их проверяемость требовала использовать данные социологических исследований, которые представлены различными сферами времени и пространства, т.е. различными обществами. Сегодня ученые Соединенных Штатов все больше осознают уникальность опыта своей страны и подчеркивают тот факт, что любое исследование, ориентированное исключительно на Соединенные Штаты, является ограниченным. Если в 50-60-е годы такие теории общественного развития как теория конвергенции, эволюционная теория, структурный функционализм и теория модернизации хорошо согласовывались с картиной мира, над которым господствовала одна страна (США), то это объяснялось тем, что эти теории утверждали существование универсальной современной культуры (подтверждаемое примером США), и что все страны движутся к этому культурному стандарту. В работах многих ученых этого периода проводилась мысль, что Соединенные Штаты демонстрируют остальному миру возможный путь их будущего развития и что изучение "этой страны" тем самым обладает всеобщей значимостью.

            Сегодняшний день, реалии завершающегося столетия опровергают эту точку зрения как антикультурную, антиисторическую и элитарную по самой своей сути. Соединенные Штаты, оставаясь по-прежнему передовой страной, утрачивают свою значимость в сфере мировой экономики, а также свое военное и политическое преобладание. Это новое осознание изменившегося геополитического контекста не только требует большего внимания к другим странам от ученых Соединенных Штатов Америки, но также свидетельствует о необходимости рассмотрения результатов всех социальных исследований в соответствующих контекстах в сравнительном содержании. Иными словами, "интенсивное исследование" Соединенных Штатов (как и любой другой страны) выглядело бы незавершенным при отсутствии знаний об изменениях в других государствах и всеобщих моделях и тенденциях развития.

 

Список литературы

Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред.  В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой. М.: РОССПЭН, 2007

Бороноев А. О., Латышева В. В., Василик М. А.Основы социологии и политологии, Издательство: Академика, Гардики, издательство, 2008 г. – 336с.

Л. М. Куликов. Основы социологии и политологии,Издательство: Финансы и статистика, 2008 г., 336 стр.

Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебник. М., Проспект.2006.