Система подготовки социальных работников

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессиональ­но помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни, в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (по­жилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормаль­ного семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из «групп риска», лицам с девиантным поведением). Они не только снимают соци­альную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.

В условиях экономи­ческого кризиса, безработицы, резкого изменения ха­рактера и форм социальных отношений, потери для многих людей социальных перспектив возросла опас­ность социальных конфликтов, депрессии. Все это усиливает значимость профессиональной подготов­ки специалистов в области социальной работы.

На протяжении последних четырех-пяти лет динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в сис­теме высшего образования, — социальная работа. Зарождается и соответствующая научная специальность — социальные науки.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности оформляется в 1991 г., когда в Квалификационный Справочник должностей руководителей и служащих была внесена новая должность «специалист по социальной работе».

Профессиональное становление специалиста - сложный, не­прерывный процесс «проектирования» личности. Осведомлен­ность о своей будущей специальности способствует развитию ак­тивности студента, формированию личностной модели самодви­жения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.

В общей стратегии развития социального образова­ния вопрос о специализациях является приоритетным.

Актуальность данной работы  заключается в том, что один из главных сегодня вопро­сов социальной работы — вопрос о подготовке специалистов в области социальной работы.

Данная работа посвящена вопросу подготовки специалистов в сфере социальных услуг (социальных работников).

Отсюда и цель работы: охарактеризовать систему подготовки специалистов в сфере социальных услуг (социальных работников).

Объект работы - система подготовки будущих специалистов. Предмет - система подготовки будущих социальных работников.

Задачей данной работы будет обзор системы подготовки социальных работников.

 

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема подготовки студентов к профессиональной деятельности социального работника обусловлена современной ситуацией развития общества. Смена политической ориентации государства и экономический кризис 90-х годов XX века затронули все сферы жизнедеятельности общества. Произошло снижение жизненного уровня основной части населения, появилась неуверенность в завтрашнем дне, упала рождаемость, распространились асоциальные отношения в семьях и т.д. В связи с этим главной целью социальной политики нашего государства стало повышение уровня социальной защищенности личности и совершенствование социальной сферы. Появилась востребованность профессии «социальный работник».

Социальную работу можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных, частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидуумов и групп общества. По мнению Е.В. Ханжина, термин «социальная работа» понимается в более узком смысле как профессиональная деятельность, которая помогает людям определять личные, социальные и ситуативные трудности, влияющие на них, а также преодолевать эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Многие подходы к социальной работе, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения. Поэтому и проблему подготовки студентов к эффективной социальной работе необходимо рассматривать с позиции ее психолого-акмеологических особенностей. [11]

Современная психология рассматривает деятельность человека как систему, включенную в систему отношений общества. «Вне этих отношений, - пишет А.Н. Леонтьев, - человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе как в деятельности конкретных людей». [9]

Соглашаясь с Е.А. Климовым, я считаю, что основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной деятельности. [7]

Профессия характеризуется как система специальных знаний, умений и практических навыков, присущая определенному человеку, и приобретенная в результате общей и специальной подготовки и опыта работы.

Профессия социального работника, имея различные формы и названия, известна в разные исторические эпохи и культуры. Первые программы подготовки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, Берлине, Лондоне. Это означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке социального диагноза и выбора методов и средств социальной работы следуют научно обоснованным профессиональным подходам. «Сегодня можно говорить о том, - считает Е.И. Холостова, - что профессиональная социальная деятельность, цель которой состоит в поддержании жизнеобеспечения и социального функционирования личности, является пространством осуществления социальной работы». [14]

Концептуальной парадигмой становления и развития системы подготовки кадров для социальной работы должна стать идея о подготовке высокопрофессионального специалиста, способного найти адекватные формы реагирования, соответствующие изменяющейся среде.

Социальному работнику для достижения целей и реализации своих функций в профессиональной деятельности нужны специальные знания и практические усилия, которые помогут ему обеспечить социальное функционирование клиентов.

Эффективность профессиональной деятельности – это соответствие результата этой деятельности поставленным целям, достижение запланированных положительных результатов.

Опираясь на требования, изложенные в «Стандартах квалификации практической социальной работы», и исходя из данных, можно сделать вывод, что эффективность социальной работы зависит от таких сущностных характеристик, как «профессионализм», «профессиональная компетентность» и «личность профессионала».

Профессионализм ряда ученых рассматривает как высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.

А.А. Бодалев считает, что это не только яркое развитие способностей, но и глубокие, широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. [2]

Вслед за психологами Б.Г. Ананьевым, А.А. Деркачом, Е.А. Климовым, Б.Ф. Ломовым, К.К. Платоновым мы выделяем три блока профессионализма – профессиональная деятельность, профессиональное общение, личность профессионала, которые и определяют эффективность социальной работы. Развитие этих трех блоков у специалиста являет собой готовность к эффективной социальной работе.

Выстраивая модель готовности будущих социальных работников к эффективной профессиональной деятельности, мы исходили из того, что готовность – это не только предпосылка, но и результат деятельности. В структуру готовности входят не любые знания, а фонд действенных знаний; не любые свойства личности, не набор психических функций, а лишь те, которые обеспечивают соответствующей деятельности наибольшую продуктивность. Это целостная система свойств личности, результат действия разносторонних факторов.

Опираясь на принцип единства личности и деятельности, рассматривая готовность как целостное состояние, представляющее собой систему, мы считаем, что готовность к эффективной социальной работе – это личностное и социально-психологическое образование, представляющее собой единство ценностного отношения к социальной деятельности, профессиональных знаний, умений и навыков профессионального общения.

Основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевой комплекс ценностей – благополучие людей, социальную справедливость, достоинство индивида. Собственными ценностями социальной работы являются мотивация к участию в социальной работе, гуманизм как мировоззрение профессионала, альтруизм. Таким образом, социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения.

Личность социального работника как профессионала имеет самостоятельную непреходящую ценность.

Особую роль в социальной работе играет профессиональное общение, которое по мнению А.А. Деркача, представляет собой активность человека, направленную на установление взаимодействия с другим человеком в процессе преобразования предмета труда. [5]

Для того чтобы за время учебы в вузе подготовить будущих социальных работников к эффективной профессиональной деятельности, необходимо сформировать у них рассмотренные компоненты готовности.

Для этого необходимо в образовательном процессе соблюдать следующие условия:

разработка учебных планов и программ по специальным дисциплинам на основе современных научных взглядов на теорию социальной работы, с ориентацией на ценности социальной работы как профессиональной деятельности; обязательность изучения опыта социальной работы во всех специальных дисциплинах и спецкурсах;

раскрытие содержания эффективной профессиональной деятельности социального работника во всех видах учебной работы в вузе;

освоение субъективной позиции, будущим социальным работником;

обеспечение взаимосвязи содержательно-процессуальной подготовки и внутриличностного формирования готовности студентов к социальной работе;

развитие таких личностных качеств у студентов как ориентация на человека как на высшую ценность, умение эффективного взаимодействия с другим человеком и позитивного общения с ним, стремление к профессиональному самосовершенствованию, принятие творческого характера труда;

формирование у студентов потребностей и интересов в подготовке себя к профессиональной деятельности, их участия в научно-исследовательской работе в области социальной работы и смежных дисциплин;

предоставление студентам возможности участия в волонтерской деятельности;

осуществление специальной подготовки сотрудников территориальных центров социальной помощи к приему практикантов, ориентация их на контакты и взаимное сотрудничество.

Только при соблюдении этих условий в образовательном процессе вуза можно надеяться, что будущая профессиональная деятельность студентов по специальности «социальная работа» окажется эффективной.

 

2. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

2.1. Социальная работа как учебная дисциплина 

Как отдельное направление общественной практики и само­стоятельный вид профессиональной деятельности социальная ра­бота конституировалась только в 1991 г., когда Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. №  92 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный в 1986 г., был дополнен квалификационной харак­теристикой «специалист по социальной работе». [1] Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала экви­валентом принятой в мире должности «социальный работник». [3]

Исходя из тарифно-квалификационной характеристики, можно выделить следующие функции специалистов по социальной работе:

аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление их патронажа);

диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы);

системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям, оказавшимся в слож­ной жизненной ситуации);

активационная (содействие активизации потенциала собст­венных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы, которые оказались в сложной жизненной ситуации);

действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоот­ношений между отдельными людьми и их окружением; необходи­мые консультации по различным вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства; содействие в помещении нуждающихся в ста­ционарные учреждения органов здравоохранения; представление в соответствующие органы и учреждения материалов и документов для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях;— выступление в качестве их общественного защитника в суде);

организаторская (координация деятельности различных государственных  и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке граж­данам; участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения территории);

эвристическая (повышение своей квалификации и  профессионального мастерства).

Должность специалиста по социальной работе на сегодня уста­новлена в рамках только одной отрасли — социальной защиты населения, а также в системе учреждений — комитетов по делам молодежи. [10]

В сфере социальной защиты населения эта должность введена в штатное расписание девяти видов учреждений, сеть которых ди­намично развивается. В стадии решения находится вопрос о введении должности специалистов по социальной работе в учреждениях здравоохране­ния, пенитенциарной системы, что соответствует мировой прак­тике.

В качестве специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения социальная работа была открыта Приказом Гос­комобразования СССР от 7 августа 1991 г. № 376 (2). 25 сентября 1991 г. был утвержден учебный план специальности 03.12 — «со­циальная работа», предусматривающий четырехлетний срок обу­чения с присвоением квалификации «социальный работник».

Учебный план включает общегуманитарные дисциплины (фи­лософия, политология, теория и история мировой и отечествен­ной культуры, основы экономической теории) и дисципли­ны, непосредственно связанные со специальностью: теория и ме­тодика социальной работы (методологические основы социальной работы; содержание, направление, методы и технология социаль­ной работы; организация социальной работы; практическая пси­хология в социальной работе; медико-социальные аспекты соци­альной работы), социология (общая социология; общая социаль­ная технология; социология семьи), психология (введение в пси­хологию; дифференциальная психология; возрастная психология; социальная психология), педагогика (социальная педагогика; об­щая педагогика для социальных работников; семейная педагоги­ка), правоведение (теория государства и права; гражданское пра­во; семейное право; жилищное право; трудовое право; право со­циального обеспечения; уголовное право и криминалистика), ме­дико-социальные основы здоровья (организация здравоохранения; социальная гигиена; реабилитация как медико-социальная про­блема; основы здорового образа жизни с вопросами профилакти­ки наркомании, защиты ребенка в социально неблагополучной среде; анатомо-физиологические особенности организма челове­ка, доврачебная помощь при неотложных состояниях; введение в педиатрию; физиология и патология репродукции, планирование семьи; введение в геронтологию; вопросы эпидемиологии и про­филактики инфекционных заболеваний.

На период утверждения учебного плана по специальности «со­циальная работа» предусматривалось пять специализаций: организация социальной помощи населению; социальная работа в тру­довых коллективах; медико-социальная помощь населению; соци­альная работа с семьями и детьми группы риска; социальная рабо­та с молодежью. Силами временного научного коллектива под ру­ководством проф. С.А. Беличевой были разработаны свыше ста программ по дисциплинам базового курса и специализаций.

В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным. Необходимо исходить из того, что подготовка кадров по специаль­ности «социальная работа» должна быть в определяющей степени направлена на будущую профессиональную деятельность студен­тов, т.е. иметь не только фундаментальный, но и практико-ориентированный характер.

Таким образом, одной из важнейших задач в обучении студен­тов социальной работе является интеграция теории и практики.

Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе, она представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем, имеющих место в социальной сфере.

В вузах издавна сложилась традиция проведения прак­тики на старших, выпускных курсах, когда непосредственно про­исходит подготовка студентов к специальности, тем самым изна­чально создавалась проблема отрыва теоретических знаний от прак­тических навыков, узость и схоластичность в выработке умений специалиста.

Сложной научно-методической проблемой в современных ус­ловиях является необходимость создания системы практической подготовки к социальной работе в процессе обучения. В вузах предпринята попытка структурирования всех активных форм обучения как важных элементов практики. С этой целью в учеб­ных планах факультетов социальной работы предусматриваются не только сроки для прохождения практики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активным участием практи­ков.

Так, многие темы по курсу теории и методики социальной ра­боты читаются специалистами из Министерства социальной за­щиты населения, департамента по проблемам семьи, женщин и детей, представителями территориальных центров, социальных служб. Становится традицией, что в проведении семинарских за­нятий, круглых столов наряду с преподавателями участвуют и прак­тические социальные работники. Такой подход способствует при­ближению теории к практике, вызывает интерес у студентов и спо­собствует аккумуляции накопленного опыта.

Систематизация практики предпринимается с 1 курса обуче­ния студентов. Для проведения ознакомительной практики формируются груп­пы практикантов, назначается руководитель практики. Опреде­ляются ее цели и задачи, основным содержанием которых яв­ляются повышение информационно-коммуникативного уров­ня студента, формирование начальных знаний о социальных про­блемах и попытках государства по их решению, обучение элемен­там наблюдательности, общения, действия в оказании помощи и поддержки клиентам.

Руководитель практики дает каждому студенту конкретные по­ручения, поддерживает и контролирует практиканта в течение всего периода времени, учит его самостоятельно находить нужные решения и вырабатывать альтернативную линию поведения. По итогам ознакомительной практики студенты пишут реферат по теме «Почему я решил стать социальным работником», а также отвеча­ют на вопросы анкеты, разработанной деканатом факультета. После завершения ознакомительной практики для студентов начинается исторический курс социальной работы и курс «Теоре­тико-методологические основы социальной работы». [4]

На 2-м году обучения степень практики усложняется. Продол­жается чтение теоретического курса социальной работы, ее орга­низационных основ. Одновременно к основному курсу предлага­ется ряд спецкурсов. В ходе проведения учебно-практических занятий преподавате­ли ставят своей целью формирование нравственно-целостных ори­ентации будущего специалиста, его гуманистического отношения к человеку, стремления к поиску инновационных подходов в со­циальной работе.

В зависимости от выбора специальности студентам 3-го курса предлагается, кроме дисциплин специализации, широкий выбор спецкурсов. Студенты получают углубленные знания в технологи­ях социальной работы, систематизируют теоретико-методологи­ческие знания в применении к практике.

На 3-м курсе обучения преподаватели приобщают будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности, привле­кая их к разработке исследовательских проектов по социальной работе. Студенты активно участвуют в социологических опросах, мониторинга, научных кружках и конференциях. Кроме того, осо­бое внимание уделяется формированию у них усиленной мотива­ции к самостоятельной работе в различных управленческих струк­турах социальной сферы.

Практика на 3-м курсе посвящается отработке методов и при­емов работы с различными категориями населения. Практикант получает конкретное задание, сформулированное преподавателя­ми и руководителями территориальных центров социальных ус­луг, а затем с помощью супервизора (консультанта) приступает к самостоятельной работе с клиентом: проводит беседы, консульта­ции, участвует в выработке решения, учится давать свои оценки проблемам клиента и вырабатывать собственную позицию.

По завершении практики студент сдает экзамен по курсу «Тех­нологии социальной работы». На основании отчетов по практике преподаватели готовят научно-методические рекомендации по внедрению основных принципов и методов социальной работы.

На 4-м курсе интегрируются знания в области технологий, и начинается изучение проблем, связанных с социальным управле­нием. Углубляются знания о социальном и служебном законода­тельстве, организационных структурах социальной сферы.

Продолжается систематизация практической подготовки, на­правленной на укрепление теоретической фундаментальности, целостности изложения курсов по подготовке социального работ­ника, а также на создание различных моделей социальных служб, на развитие способностей студента формировать взаимосвязи ин­дивида, группы и общества.

На этом этапе отрабатываются навыки в области консультиро­вания клиентов, в совершенствовании методик коммуникативно­го общения, управленческо-организационной деятельности. Сту­денты проходят практику на базе стационарных социальных уч­реждений и общественных благотворительных организаций. Од­ним из ее направлений является изучение психологических аспек­тов, проблем борьбы с детской преступностью, профилактики от­клоняющегося поведения, знакомство с опытом работы этих орга­низаций, оказание педагогической помощи несовершеннолетним. Практика длится 4 недели и завершается подготовкой курсовой работы и экзаменами по прочитанным курсам.

Сегодня важно обеспечить необходимую программно-методи­ческую базу обучения и практики, переработать и дополнить с учетом современных подходов программы по каждой из дисцип­лин базового курса и специализаций, создать пакет (комплект) соответствующих учебных пособий, хрестоматий, справочников, открыть учебно-методические экспериментальные центры соци­ального обслуживания населения.

В процессе всесторонней реорганизации социальной сферы, обусловленной переходом государства к новым экономическим отно­шениям, формируются и развиваются адекватные рыночной эко­номике социальные институты и явления. Среди них — социаль­ная работа, нравственный, интеллектуальный и деятельностный потенциал которой способен продвинуть страны по пути постро­ения социального и правового государства, гражданского общест­ва, стать гарантом реализации конституционного права каждого человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, на госу­дарственную поддержку и заботу.

На завершающем этапе обучения в связи со специализацией проводится преддипломная практика в региональных структурах социальной защиты (областных, районных комитетах и управле­ниях). Завершением практики является подготовка и защита дипломного проекта.

В большинстве случаев преддипломная практика проводится в тех организациях, где предполагается дальнейшая работа выпуск­ника вуза. Руководитель преддипломной практики разраба­тывает план-задание на этот период времени, осуществляет кон­сультации и контроль над его выполнением, помогает в разработке плана дипломного проекта и его подготовке. Наиболее интерес­ные выдержки из проектов публикуются в научно-исследователь­ских сборниках студентов и преподавателей. Таким образом, во время обучения студентов ведется практичес­кая подготовка к социальной работе.

Поэтому одной из проблем дальнейшего совершенствования этой работы остается увеличение количества часов для практической подготовки.

Необходимо решать и оставшиеся проблемы, а именно:

проблемы целенаправленной подготовки к приему практикантов — сотрудников территориальных центров, выработки у них установки на контакты взаимного сотрудничества;

проблемы обучения по организации практики преподава­тельского состава (семинары, обмен опытом работы, организация встреч с сотрудниками, работающими в социальной сфере), выра­ботки у них понимания необходимости изучения опыта социальной работы. [8]

Не менее важной является и проблема формирования потреб­ностей и интересов студентов в подготовке к профессиональной деятельности, участии в научно-исследовательской работе.

В то же время в процессе подготовки студентов к профессио­нальной деятельности представляется целесообразным сократить направление специализаций.

По отзывам студентов, практика помогает им самоутверждать­ся в выборе профессии, способствует пониманию того, что про­фессия социального работника — это работа истинных энтузиас­тов, людей милосердных и благородных, отважных, требующих профессиональной технологической подготовки.

Итак, профессиональное становление специалиста — сложный, не­прерывный процесс «проектирования» личности. Осведомлен­ность о своей будущей специальности способствует развитию ак­тивности студента, формированию личностной модели самодви­жения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.

 

2.2. Проблемы профессионального воспитания и обучения  специалистов по социальной работе

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф. Зеер, пять стадий:

«оптация» (лат. optatio — желание, избрание) — форми­рование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей; «профессиональная подготовка» — формирование профес­сиональной направленности и системы профессиональных зна­ний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач; «профессиональная адаптация» — вхождение в профес­сию, освоение новой социальной роли, профессиональное само­определение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;

«профессионализация» — формирование профессиональ­ной позиции, интеграция личностных и профессионально важ­ных качеств и умений в относительно устойчивые профессио­нально значимые образования, квалифицированное выполне­ние профессиональной деятельности;

 «профессиональное мастерство» — полная реализация, са­моосуществление личности в профессиональной деятельности (творчески креативный принцип, метод) на основе подвижных интегральных психологических новообразований.

Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социаль­ной работы базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интере­сов социального работника.

Развитию этих качеств и образова­ний, вхождению в реальную модель профессиональной деятель­ности способствует решение следующих задач:

развитие личностного интереса к выбранной профессии;

формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;

формирование профессионально-мотивационной установ­ки на будущую деятельность;

формирование профессионально-личностной «Я-концепции». [6]

Таким образом, профессионализация — важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального са­моопределения и профессиональной адаптации. Чтобы опреде­литься в своей будущей профессии, молодому человеку необхо­димо сформировать вектор профессиональной цели, т. е. отве­тить на следующие вопросы: чего он хочет в своей профессии; что он должен предпринять в своей профессиональной дея­тельности, чтобы добиться успеха; что он может (должен) сделать, чтобы реализовать собст­венные личностные качества и интересы?

Задача профессионального становления может быть решена лишь посредством реализации «личностно ориентированной пе­дагогики образовательного процесса». На соци­ального работника возлагается особая миссия, выполнить ко­торую он может только при условии формирования особых личностных качеств.

Богатство его личности приобретает обще­ственную значимость, становится условием развития как про­изводственных, так и социальных отношений.

Миссия социального работника благородна, но условия ее вы­полнения далеки от идеальных: решая «чужие» проблемы, считая это своим профессиональным долгом, с одной стороны, и своим предназначением, с другой, социальный работник по­могает социально больным людям и обществу освободиться от негативных явлений: непродуктивных жизненных позиций, не­совершенства общественных отношений, поведенческих стереотипов, негативных установок, не нашедшей выхода агрессии, социальной напряженности, страхов. Обучая людей само­стоятельно, решать свои проблемы, социальный работник под­нимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общ­ности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно зрелый человек, внутренне и про­фессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач. [3]

Личностная зрелость проявляется в умении соединять, со­относить свои индивидуальные особенности, статусные и воз­растные возможности, собственные притязания с требования­ми общества и окружающих. Личностная зрелость предполага­ет зрелость социальную, когда уже развита способность адап­тироваться к различным ситуациям и типам общения. Поэто­му в процессе формирования личности социального работника, включающего весь спектр социальных влияний, а также само­формирование человека столь важную роль играет профессио­нальное воспитание.

В широком смысле профессиональное воспитание — это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле — функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов — социальных работников, гуманистически ори­ентированных, способных осуществлять свою деятельность в ус­ловиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных си­туациях. [4]  Подготовка таких специалистов, по мнению Фирсова М.В., должна отвечать следующим специфическим требованиям:

создание условий для свободной, естественной реализации разума и чувств, обучающихся социальной работе как основы освоения принципов гуманизма и способов проявления челове­колюбия;

усиление творческой направленности процесса обучения и, как следствие, личности каждого обучающегося;

подготовка обучающихся к вхождению в систему профессиональной деятельности «человек — человек» и успешной адаптации в ней;

создание условий для обучения методам саморегуляции, самоменеджмента, самоорганизации;

создание условий для поощрения уникальности и непо­вторимости личности будущего социального работника как основы свободного проявления индивидуального стиля работы — становления мастерства;

создание условий для формирования позитивной «Я-концепции» личности каждого обучающегося и позитивного образа профессионального будущего как основы самореализации;

организация учебного процесса, в котором учебная груп­па становится условием формирования, и развития свойств ду­ши, экспериментальной лабораторией для развития навыков со­общения, взаимодействия, взаимопонимания, эффективной коммуникации. [13]

Профессиональное воспитание социальных работников в качестве начальной стадии включает в себя профориентацию, завершающуюся фактом профессионального выбора, когда про­исходит осознанный выбор деятельности в системе «человек — человек», специфика которой заключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилиях стать сво­бодными людьми в свободном обществе. Далее в профессиональ­ном воспитании следуют такие этапы, как подготовка к созна­тельному осуществлению намеченной цели, овладение профес­сией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непре­рывное повышение квалификации и наставничество.

Воспитательная функция собственно учебного заведения со­стоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессионального самовоспитания социального ра­ботника обусловлены конкретно-исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках про­цесса профессионального образования должна быть организо­вана так, чтобы обучающийся осознавал социальную значи­мость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, свои возможности, свои достоинства и недостат­ки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.

Теория профессионального воспитания, таким образом, раз­вивается в результате интеграции понимания труда как ценно­сти; отношения к профессии социального работника как к осо­бому виду духовной культуры и духовно-практической деятель­ности; овладения теорией профессионального становления как единства социального заказа и самоопределения личности; по­нимания самоопределения как самопроектирования жизни, вы­работки жизненной стратегии личности на основе ценностно-смыслового самоопределения; реализации творческого подхо­да к проблемам формирования субъекта. Профессиональное вос­питание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся социальной рабо­те к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятель­ности. Это определяет личностно-ориентированную направлен­ность профессионального обучения и воспитания, а именно:

профессиональное становление будущего социального ра­ботника в равной мере затрагивает как внешний, так и внут­ренний мир индивида, а профессиональное воспитание высту­пает как средство, обеспечивающее это единство;

главной проблемой обучающегося социальной работе в све­те профессионального воспитания является профессиональное самоопределение, что подразумевает нахождение своей эколо­гической ниши в профессиональной деятельности через само­познание, осознание своих потребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретение профессионально-социального статуса, выработку философско-мировоззренческой позиции и жизненной стратегии;

задача возрождения государства, признание приоритета об­щечеловеческих ценностей и ориентация на собственные культурные традиции обусловливают необходимость поиска принципиально новых подходов к проектированию систем про­фессионального образования и учебных курсов в рамках этих систем;

учебный процесс должен строиться на основе согласован­ности традиций и инноваций, использования активных форм обучения, предполагающих как применение проблемных методов и модульно-ролевого контроля, так и индивидуализацию обучения, разработку гибких теоретических и методических схем (технологий) образовательного процесса;

практическое освоение профессии «социальная работа» начинается в учебной группе, где общение становится фактором развития личности, благодаря которому преодолевается «ограниченность индивидуального бытия».

К принципам профессионального воспитания можно отнести следующие:

Принцип творческого саморазвития личности: сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального; осуществление своего саморазвития через непрерывное са­мосовершенствование; распространение собственного опыта и знаний.

Принцип самопознания: ориентация на рефлексивное мышление; осознание своих сильных и слабых качеств; опора на свои сильные качества, признание слабых и ра­бота над ними; использование тестов, самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа; анализ причины своих успехов и неудач.

Принцип приоритета практики: признание необходимости изучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика; практическая реализация своих идей; изучение теории не только с целью ее понимания, но и по­следующего применения.

Принцип сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих и саморазвивающихся личностей: проявление доверия, искренности, терпимости, демокра­тичности; решение общих задач, помогая другим и принимая их по­мощь.

Принцип историзма: изучение истории общества и социальной работы, исполь­зование опыта прошлых поколений; анализ прошлого положительного опыта социальной ра­боты с целью его использования в настоящее время. [12]

Принципиальной особенностью социальной работы как про­фессии является ее пограничный характер.

Социальный работ­ник — в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые со­держанием жизненных проблем клиента и возможными путя­ми их решения. Смысловое и инструментальное содержание со­циальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.

Еще одна важная особенность социальной работы как про­фессии проявляется в ее посредническом характере, что явля­ется следствием ее на целостного человека и ориентации на жиз­ненные проблемы реальных людей.

Основные направления посредничества: между клиентом и различными социальными институтами; между клиентом и другими специалистами; между другими специалистами, привлекаемыми к реше­нию жизненных проблем клиента; между клиентами.

Рассмотрение профессиональной роли как социальной, обусловленной не только местом индивида в системе объективных социальных отношений, но и совокупно­стью осуществляемых им функций, дает возможность обоз­начить уровни профессиональной деятельности социального ра­ботника. К ним относятся: практическая соци­альная работа с клиентом; организация и координация этой ра­боты с клиентом; управление социальной работой на уровне со­циальных служб, департаментов; обучение социальной работе; супервизорство в социальной работе; исследования в со­циальной работе. Соответственно, можно выделить следующие группы профессиональных ролей: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, суперви­зор, исследователь. Каждая из этих профессиональных ролей предполагает, во-первых, специфические способности; во-вторых, каждая роль определяет при­оритетную ценность формируемых в процессе подготовки уме­ний; в-третьих, каждая профессио­нальная роль имеет набор конкретных функций, реализуемых исполнителем.

Можно более подробно рассмотреть функционал некоторых профессиональных ролей.

Прежде всего, социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социу­ме, с другой — процессу преодоления отчуждения социума от забот реальных людей.

Осуществление этих функций возможно при определенных условиях:

понимание социальным работником проблем клиента;

способность социального работника к адекватному выра­жению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;

знание посредником социальных ресурсов, которыми рас­полагают различные учреждения и организации;

знание социальным работником инструментальных воз­можностей смежных профессий, представители которых при­влекаются к решению жизненных проблем клиента;

наличие взаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работни­ка стать посредником в их общении;

делегирование клиентом социальному работнику предста­вительных полномочий;

делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и орга­низаций;

признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;

доверие сторон посреднику, что достигается его профес­сионализмом.

Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно. Профессор Зимняя И.А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывается через функции [6]:

Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кри­зисной ситуации) или находящихся в опасности быть подверг­нутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии рис­ка). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта роль мо­жет быть названа «Определитель клиента» (Outreach Worker).

Брокер (Broker) — социальный работник, направляющий людей в существующие службы, которые могут быть им полез­ны, с целью дать возможность людям использовать систему со­циальных служб и связать эти службы.

Посредник, «буфер» (Mediator) — социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем, чтобы помочь людям преодолеть раз­ногласия и продуктивно работать вместе.

Адвокат, защитник (Advocate) — социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслужи­вание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борь­бу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей и/или сегмента общества.

Оцениватель (Evaluator) — социальный работник, кото­рый собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп, сообществ; помогает принять решение для действия.

Мобилизатор (Mobilizer) — социальный работник, кото­рый собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или (после того, как их соберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.

Учитель (Teacher) — социальный работник, который пере­дает информацию и знания и помогает людям развивать умения.

Корректор поведения (Bavior Charger) — социальный ра­ботник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.

Консультант (Consultant) — социальный работник, кото­рый действует совместно с другими работниками или агентст­вами с целью помочь им усовершенствовать их умения в реше­нии проблем клиента.

Проектант сообществ (Community Planner) — социальный работник, планирующий развитие программ деятельности со­обществ.

Менеджер информации (Data manager) — социальный ра­ботник, который собирает, классифицирует и анализирует дан­ные о социальной среде.

Администратор (Administrator) — социальный работник, который управляет агентством, учреждением, программой (про­ектом) или социальной службой.

Практик (Caregwer) — социальный работник, который обеспечивает конкретную постепенную помощь, заботу (фи­зическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на местах.

Функционал этих ролей достаточно узок и ограничен, но при проекции его на конкретные условия практической ра­боты — с детьми, подростками, пенсионерами, безработны­ми, инвалидами возникает возможность повышения эффективности профессиональной деятельности социально­го работника.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненная работа обращают внимание на особую важность при профессиональном обучении и подготовке социальных работников. Сказанное требует развития в профессиональной подготовке социальных работников, практико-ориентированных дисциплин психолого-педагогического цикла, формирование у будущего специалиста эмоционально-образного и социального мышления, создание условий для раскрытия креативного потенциала, социальной изобретательности.

Практика социальной работы - не только наука, но и искусство, предполагающее наличия у специалиста по социальной работе комплекса гуманистических качеств (эмпатий, рефлексии, способности к фасилитации, высокого уровня теоретического и социального мышления – веры в потенциал человека).

В нашей работе исследовалась преимущественно система подготовки социального работника.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. – С. 56.

Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М.: Изд. РАУ, 1993. - С. 52.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М.: SvR-Аргус, 1994. – С. 37, 56.

Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работни­ка. — М., 1994. – С. 9, 90.

Деркач А.А. Общая и прикладная акмеология, ч. I. - М.: Изд. РАГС, 2001. - С. 189.

Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (об­щие проблемы подготовки специалиста) // Социальной рабо­ты. — 1995. — № 1. — С. 79-82, 254.

Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии, 1984. - № 4. - С. 22.

Кудрявцев Ю.А., Тышкевич Б.И. Подготовка социального работника: нормативно-правовые аспекты // Социальная работа. — 1992. —  №  5. - С. 15.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1975. - С. 82-83.

Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных конгрессов Школ социальной работы.— М.: АСОПиР, 1997.

Основы социальной работы / Ханжин Е.В., Карпова Т.П., Ерофеева Н.П. - М.: Академия, 2001. - С. 12-13.

Социальная работа и подготовка социальных работников в Вели­кобритании, Канаде, США. — М., 1992. – С. 254.

Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный порт­рет социального работника. — М.,1993. – С. 252.

Холостова Е.И. Теория социальной работы. - М.: Юристъ, 2001. - С. 249.