Контрольная работа по психологии и педагогике

I. Психология

Характеристика человеческого сознания

Структура сознания - это единство элементов целого и их связей. Для структурного анализа сознания, поэтому необходимо выявить все его элементы, их взаимообусловленность между собой и связь с целым, которым и является сознание.

Сознание  - это высшая форма психического отражения действительности, развивающаяся на основе более простых форм и включающая их в себя. Все формы психического отражения являются частями целого, которое входит в структуру сознания человека. Значит, три категории психических явлений также входят в структуру индивидуального сознания. Этот факт и обуславливает общие качества сознания, которые называют его динамичностью и константностью, взаимодействие которых и определяет диалектику сознания личности.

Константность сознания - это относительная его не изменчивость, устойчивость и, главное, преемственность, определенная памятью. Константность сознания обусловливается психическими состояниями и особенно свойствами личности.

Динамичность же сознания - это его изменяемость, развиваемость, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состояниях и в изменении свойств личности.

Каждый акт сознания как целостный, константный и ограниченный в течение этого длительного и динамичного потока сознания всегда содержит в себе три компонента: познание, переживание и отношение. Каждый из этих элементов в различных актах сознания может играть определенную роль. Однако сущность сознания в том и заключается, что все эти три момента всегда сплавлены в любом психическом акте в их неразрывном единстве.

Познание – это процесс приобретения в ходе общественно-практической деятельности истинных знаний об объективном мире. Познание есть отражение человеком природы. Элементарной формой познания является ощущение, высшей - творческое мышление. Уже сами слова «познание» и «сознание» показывают их связь между собой и со знанием.

Знания - это целостная и систематизированная совокупность понятий, усвоенных человеком. Их физиологическими механизмами является деятельность второй сигнальной системы. Психологически в основе знаний лежат мышление и память. Но знания человека включают в себя и первосигнальные ощущения, свойственные и животным. Последние лежат в основе процесса узнавания, свойственного и человеку, хотя и приобретающего у него более сложную форму и тесную связь с усвоением.

Усвоение - это психическое явление, в структуру которого входят понимание, запоминание и возможность активного использования определенных сведений, включаемых в систему понятий.

Переживание - это одна из форм, один из компонентов сознания, не содержащий образа отражаемого или мыслей о нем, а отражающий реальный мир в форме удовольствия или неудовольствия, напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения. Эти три пары переживаний обычно рассматривают как простейшие эмоции, которые входят в более сложные эмоции и чувства.

Отношение - последний компонент акта сознания, в нем проявляется активность последнего и его обратная связь с отражаемым миром.

Сознание - это не только отражение, но и отношение человека к окружающему; при этом отражение и отношение не внеположные. Само отражение включает отношение к отражаемым явлениям. Теснее всего отношения связаны с эмоциями и чувствами; наиболее отчетливо они проявляются в волевых актах. Отношения еще бывают и объективно существующими. Отражением этих реальных объективных отношений являются субъективные, психические отношения людей, изучаемые психологией. Никаких субъективных психических отношений, которые не являлись бы отражением объективных отношений, нет. Но личность в силу избирательности общения всегда в соответствии со своими особенностями несколько видоизменяет отражаемые отношения.

Необходимо четко различать две формы отношений, называя первую объективными отношениями, а вторую - психическими отношениями, являющимися отражением первых.

Сознательные, личностные отношения представляют высшую форму психических отношений и начинаются с противопоставления «Я» и не «Я», то есть с появления сознания и личности.

Для человека личностные и психические отражения совпадают, поскольку субъективный компонент человеческой психики - это и есть сознание, а личность - человек как носитель сознания. Поскольку сознание может быть разной степени ясности и различного уровня, постольку по этим же критериям многообразны и личностные отношения.

Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что совершается с ним. Активность личности проявляется в характерных для нее мотивах поведения, установках, отношениях, способах действия, то есть в многообразной деятельности, направленной на преобразование объективной реальности. Она находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает. Все внешние воздействия на человека в свою очередь оказываются преломленными социально обусловленной системой или совокупностью внутренних условий деятельности, которые в целом образуют то, что мы называем личностью.

Личностные отношения - это отражение тех объективных отношений, в которых предметы и явления реального мира находятся в определенной связи с данной личностью - субъектом познания.

Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые предстают одним из важнейших объектов изучения социальной психологии, в том числе и юридической.

Основной путь исследования межличностных отношений внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данной группы. Задача изучения межличностных отношений возникает при работе с каждым коллективом, в том числе и коллективом работников юридического труда, где повседневно совершаются социальные факты. В каждой группе, коллективе существуют личности с отчетливо выраженными личностными отношениями; нередко ряд личностей выявляют более или менее одинаковые отношения. Они-то и определяют отношения группы в целом. Правильное понимание и использование личностных и межличностных отношений важно как для психологической теории, так и для юридической деятельности.

Уровень ясности сознания - еще одна сторона структуры сознания. Она играет весьма существенную роль для юридической психологии, поскольку юридическая деятельность часто выполняется в экстремальных условиях, заметно влияющих не только на отдельные психические функции, но и на сознание в целом.

Одним из низших уровней ясности сознания является спутанное сознание. Отметим, что его каждый может наблюдать у себя и других лиц в просоночном состоянии, в период перехода от сна к бодрствованию. Во время обморока сознание совсем отсутствует. Высшим уровнем сознания является самосознание.

Самосознание - это осознание человеком своего «Я», роли в обществе и активное их регулирование. Высшей формой самосознания является коллективизм как самосознание личности, осознавшей себя членом коллектива. Иногда личность связывают не с сознанием в целом, а только с самосознанием. Такая точка зрения сужает понятие личности. Однако чем выше и яснее самосознание личности, тем больше ее ценность для общества.

Такова структура сознания, которая определяет и ряд его общих качеств: активность, константность, целостность, преемственность и ясность.

Сознание всегда проявляется в деятельности, и его структура в каждый определенный отрезок времени соответствует психологической структуре деятельности, совершаемой человеком в этот отрезок времени. Однако эти структуры только соответствуют друг другу, но не тождественны, как едины, но не равнозначны сознание и деятельность.

 

 

II. Педагогика

Формы организации учебной деятельности (урок, лекция, семинарские занятия, диспут, конференция, факультативные и другие занятия)

Урок - логически законченная, целостная, ограниченная во времени часть учебно-воспитательного процесса, которую проводят по расписанию под руководством учителя с постоянным составом учеников.

Продолжительность уроков в общеобразовательном учебном заведении представляет: в 1 классе - 35 мин., в 2 - 40   мин., в 5-12 - 45   мин. Изменение продолжительности уроков допускается по согласованию с соответствующими органами управления образованием и государственной санитарно-эпидемиологической службы. Продолжительность перерывов между уроками определяют с учетом потребностей в организации активного отдыха и питание учеников, но не меньше 10 мин., большого перерыва  - 20 мин.

В современной дидактике существуют разные классификации уроков, в зависимости от взятых за основу признаков. За способами их проведения выделяют: урок-лекция, киноурок, урок-беседа, урок - практическое занятие, урок-экскурсия, урок самостоятельной работы учеников в классе, урок лабораторной работы, за общепедагогической целью организации занятий: урок изучение нового материала; усовершенствование знаний, умений и привычек; контроля та коррекции знаний, умений и привычек.

В зависимости от дидактической цели: специализированный урок (преобладает одна цель), комбинированный (две или больше равнозначные мети).

Разновидностями специализированного урока есть: урок усвоения новых знаний; урок усвоения умений и привычек; урок применения знаний, умений и привычек; урок контроля и коррекции знаний, умений и привычек; урок обобщения и систематизации знаний.

Лекция - развернутое, системное изложение в доступной форме определенной социально-политической, моральной, эстетичной проблемы.

Лекция должна быть старательно подготовлена относительно содержания, стиля, методических приемов. Процесс подготовки и проведения ее нуждается в соблюдении разнообразных методических требований. На подготовительном этапе, который делят на части: формулирование темы; определение воспитательной цели; составление предыдущего плана лекции; отбор и изучения литературы; составление развернутого плана материалов с разнообразных источников, важно предусмотреть объем теоретических вопросов, которые собирается затронуть лектор, создать модель лекции.

Изложение содержания лекции, его части: введение, изложение основного содержания, заключительная часть, призваны возбудить интерес в аудитории к проблеме, настроить на глубокие раздумья.

Лекция может быть эпизодичной, принадлежать к определенному тематическому циклу.

Эпизодичная лекция дает полное представление об одном вопросе или проблеме. Ее должны характеризовать научность, точность изложения, доступность терминологии, насыщенность новой информацией, эмоциональность языка. Как правило, эпизодичные лекции используют в средних и старших классах.

Цикл лекций является совокупностью лекций, посвященных одной проблеме. Объем его зависит от характера проблемы, состава слушателей, конкретных условий и возможностей для его проведения. Важное значение имеет наполнение лекций интересным содержанием, освещение аспектов, которые для учеников являются наиболее актуальными.

Разновидностью лекционного изложения являются сообщения. В отличие от лекции, оно короче, компактнее. Используют его во время теоретических семинаров, научно-практических конференций, заседаний творческих групп, собраний. В центре сообщения - рассказ учителя.

Оценочным критерием влияния педагога на учеников с помощью сообщения есть их реакция, что свидетельствует о достигнутом результате. При отсутствии такой реакции, можно быть уверенным, что рассказ не произвел впечатления на детей, не стимулировал их к восприятию, высказыванию оценочных суждений, поиска решения проблемы.

Дискуссионные методы (диспут, дискуссия) создают условия для высказывания собственных взглядов и убеждений, сопоставления их с позициями оппонентов, отстаивания своей мысли.

Диспут - свободный обмен мнениями, коллективное обсуждение вопросов, которые волнуют его участников.

Тематика диспутов должна побуждать учеников к глубоким раздумьям, поиску собственных решений обсуждаемой проблемы. Избирая тему диспута, необходимо выяснить осведомленность по проблеме, взгляды и убеждения относительно ее.

Диспуты нуждаются в тщательной подготовке, которая предусматривает подготовительный, основной и завершающий этап. Основные задачи подготовительного этапа: определение темы, цели диспута, создание организационной группы (желательно, чтобы в ней входили взрослые и ученики), распределение обязанностей, выбор ведущего, анкетирование. При определении основных вопросов следует стараться, чтобы они были значащими для учеников, включали в себя скрытые разногласия, но были лишены провокативности. Целесообразно обсуждать не больше 5-6 вопросов. Основной этап предусматривает развитие дискуссии на основе сформулированных вопросов, которые должны стимулировать мысли учеников над проблемой, кристаллизовать собственное отношение к ней. Диспут нередко начинают с проблемного вопроса к аудитории, показа инсценированного эпизода литературного произведения. Наилучшее начало - короткое выступление ведущего, в котором объявляется порядок проведения диспута, конкретизируется предмет обсуждения, актуальность, уточняются отдельные понятия.

Важно, чтобы во время диспута ученики внимательно выслушивали вынесенные на обсуждения мысли, отстаивали свою позицию, убеждаясь в правильности или ошибочности взглядов как своих, так и оппонентов. Все это должно оказывать содействие раскрытию и развитию их эрудиции, культуры, мышлению, умению анализировать, обобщать, строить заключения, логически высказываться.

Эффективность диспута зависит от того, насколько непринужденной есть его атмосфера. С этой целью составляют и делают достоянием гласности правила поведения во время диспута: свободный обмен мнениями, равенство всех в споре, главное - факты, логика, доказательность; неприличные шутки запрещаются, острое точное слово одобряется. Девизом диспута часто выбирают слова: «говори, что думаешь, думай, что говоришь». Завершающий этап предусматривает короткий анализ диспута, подходов к решению проблем, поощрительные оценки наиболее активных участников диспута, определение новых дискуссионных проблем.

Дискуссия - метод группового обсуждения проблемы с целью выяснения истины путем сопоставления разных мыслей.

Часто дискуссией называют спор лиц. Для нее характерны четкость цели, компетентность, научный подход к проблеме, уважение к аргументам оппонента, последовательная критика соображений участников обсуждения.

Организовывая дискуссию, следует исходить из того, что оптимальная численность ее участников не превышать 15 лиц, которые, распределившись на группы, располагаются в помещении в форме круга, подковы.

Организационно дискуссии разделяют на фазы: определение целей и темы; сбор информации (знаний, суждений, мыслей, новых идей, предложений участников) по обсуждаемой проблеме; упорядочение, интерпретация и общее оценивание обсуждаемой информации (возможное нахождение коллективного решения); подведение итогов дискуссии (сопоставление цели с полученными результатами).

Во время дискуссии возможно использование разных приемов: аргументации (совокупности аргументов в пользу любого утверждения), дебатов (обмена мнениями по определенным вопросам), демонстрации (логического размышления, в процессе которого на основании аргументов делают вывод об истинности или ошибочности гипотезы), неточных высказываний, полемики (спор с целью защитить свою точку зрения и возразить оппоненту), софистики (умышленное использование в дискуссии ошибочных доказательств, которые извне считаются истинными), эвристики (искусство спорить, пользуясь средствами, рассчитанными на победу).

Использование дискуссионных методов оказывает содействие самоутверждению учеников в процессе общения с взрослыми и ровесниками.

Семинарские занятия - обсуждение классным коллективом подготовленных учениками докладов, рефератов, сообщений, главных вопросов из основного раздела или нескольких разделов.

Семинары оказывают содействие формированию умения самостоятельно усваивать знание, анализировать, синтезировать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать, развивают внимание, мышление, интерес к учебному предмету. Проводят их большей частью в старших классах. В них принимают участие все ученики класса.

Семинары состоят из двух взаимосвязанных звеньев - самостоятельного изучения учениками материала и обсуждения результатов их самостоятельной познавательной деятельности.

Учитель заранее определяет тему, цель и задачу семинара, формулирует основной и дополнительный вопросы, распределяет задачи между учениками с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты. Результаты самостоятельной работы ученики подают в виде плана или тезисов выступления, конспекта основных источников, доклада или реферата. Обсуждение происходит в форме развернутой беседы (преимущественно эвристической), сообщения, комментируемого чтения первоисточников или докладов.

Занятия начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачи семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обращать внимание, что следует записать в рабочую тетрадь.

Семинарские занятия разделяют на подготовительные, собственно семинарские занятия, межпредметные семинар - конференции.

Подготовительное занятие является переходной формой организации познавательной деятельности учеников: от урока, через практические и лабораторные занятия, в структуре которых есть отдельные компоненты семинарской работы, к собственно семинарам. По учебной цели их разделяют на семинар повторения и систематизации знаний, умений и привычек; семинары изучения нового материала; комбинированные семинары. Каждая из этих групп делится на семинары-беседы, семинар-обсуждение, комбинированные семинары. Первая группа подготовительных занятий по структуре, способам проведения отличается от обычных уроков.

Семинарские занятия проводят в ІX-X классах. По дидактической цели выделяют: семинары изучения нового материала, семинары обобщенного повторения, комбинированные; по способу проведения: развернутые беседы, комментируемое чтение, доклады и сообщение, решение задач, комбинированные семинары.

Методическая особенность семинар - развернутой беседы заключается в том, что его тему разделяют на небольшие по объему, органически связанные между собой, вопрос, решение одного из которых ведет к решению следующего вопроса. Беседа начинается из постановки вопроса. После окончания выступления докладчика участнику ставят дополнительные вопросы, по необходимости учитель предоставляет возможность желающим дополнить ответ товарища. Благодаря этому беседа с одним учеником постепенно переходит в беседу со всем классом.

Семинар-доклад призван раскрыть определенную проблему в виде тезисов и аргументов. Перед его проведением учитель определяет оппонентов, рекомендует ученикам литературу по теме, помогает составить план и тезисы выступления. Докладчик последовательно излагает свои мысли, аргументирует их фактами, иллюстрирует примерами. Похожие по смыслу на семинар-доклад семинарские занятия, на которых обсуждаются рефераты и творческие письменные работы учеников. Учитель организовывает взаимное рецензирование письменных работ, знакомится с роботами и рецензиями на них, отбирает наиболее удачные работы для обсуждения на занятии.

Главная задача комментируемого чтения - научить учеников глубоко понимать, анализировать и правильно толковать текст. Учитель на конкретных примерах демонстрирует ученикам, как правильно комментировать, избегая ошибок.

Решение задач проводят после усвоения учениками материала из определенной темы или раздела. Учитель заранее дает ученикам несколько задач (с неполными или лишними данными) для самостоятельного решения, список необходимой литературы. На семинаре ученики анализируют правильные и неправильные, удачные и неудачные решения.

Семинар-диспут является промежуточным видом между семинар-развернутой беседой и семинаром-докладом. Новая информация усваивается в процессе обсуждения противоположных взглядов. На консультациях учитель дает вопрос, в которых должны быть явные или скрытые противоречия. Это побуждает учеников думать, спорить, отстаивать собственную точку зрения. Учитель направляет мысли учеников с помощью вопросов, доброжелательных реплик, конкретных замечаний, логических соображений, убеждает в правильности или ошибочности их суждений.

Межпредметный семинар является самым сложным типом школьного семинара, главная задача которого обеспечить осознание учениками межпредметных связей, систематизировать знания, умения, привычки, подбить итоги работы. Отличается от обычных семинарских занятий масштабностью проблем, предложенных для обсуждения, обобщением и систематизацией учебного материала из разных предметов. Межпредметный семинар проводит учитель предмета, вопросы которого являются стержневыми в проблематике занятия.

Практикум - форма учебного процесса, по которой ученики самостоятельно выполняют практические и лабораторные работы, применяя знания, привычки и умения. Проводят их с предметов физико-математического и природно-биологического циклов после изучения больших разделов курса.

Во время практикума обобщают и систематизируют теоретические знания, беспокоясь об их практическом применении, овладении элементами исследовательской деятельности.

Перед проведением практикума проводят урок повторения, обобщения и систематизации материала. На практикум отводят 10-15 ч учебного времени на протяжении 2-3 недель (в конце полугодия или года). Для удобства их проведения учеников разделяют на группы. В начале практикума преподаватель проводит инструктивное занятие, потом сообщает тему, цель и задачу, актуализирует опорные знания, привычки и умения учеников. Отбор необходимого оборудования и материалов, составление плана работы происходит тоже под руководством учителя. Ученики самостоятельно выполняют задачи, делая определенные расчеты и вычисления, черчение, проводя наблюдение, решая геометрические задачи. Практикум завершается обсуждением и теоретическим обоснованием полученных результатов.

Факультатив (лат. facultatіs - необязательный) - учебный курс, не обязательный для посещения.

Факультативные занятия введены в школьную практику как форма дифференцированного обучения. Для факультативов разработаны варианты программ, учебные пособия.

По образовательным задачам выделяют такие виды факультативов: с углубленного изучения учебных предметов; с изучения дополнительных дисциплин; с изучения дополнительной дисциплины с получением специальности; межпредметные факультативы. Каждый из видов факультатива может делиться в зависимости от дидактической цели на теоретические, практические, комбинированные факультативы.

Теоретические факультативы организовывают для углубленного изучения отдельных тем, разделов, освещения сложных теоретических проблем, обобщения и систематизации знаний. Структура теоретических факультативов предусматривает обоснование актуальности темы, теоретического и практического значения вопросов, которые рассматриваются, создание проблемных ситуаций. Раскрытие проблемы осуществляют в форме изложения материала учителем, выступлений учеников с рефератами, докладами. Теоретические факультативные занятия проводят в форме лекций, семинарских занятий, научно-теоретических конференций.

Практические факультативные занятия проводят для формирования поисковых привычек и умений в процессе решения технических задач. Структура практических факультативов предусматривает постановку задач, обоснование их актуальности, практического значения; решение задач и конкретизацию результатов работы; обсуждение результатов, подведение итогов занятия.

Комбинированные факультативные занятия проводят в форме научно-практических конференций, комбинированных, лекционно-практических, семинарно-практических, практических уроков. Их структура зависит от дидактических задач и допускает разнообразное объединение компонентов.

В начале занятия ученики самостоятельно раскрывают обработанные теоретические вопросы, потом индивидуально выполняют исследование. При  обсуждении результатов работы ученики подводят итоги занятия вообще.

Факультативы поручают, как правило, самым опытным педагогам. Возможное приглашение для ведения факультативов специалистов с высших учебных заведений, научных институтов.

Учебная экскурсия (лат. excursіo - прогулка) - форма организации педагогического процесса, направленная на изучение учениками вне границ школы и под руководством учителя явлений, процессов через непосредственное их восприятие.

Экскурсия является сложной формой учебно-воспитательной работы, длится 45-90 мин. Она открывает возможности для комплексного использования методов обучения, обогащает знаниями учеников и самого учителя, помогает проявить практическую значимость знаний, оказывает содействие ознакомлению учеников с достижениями науки, является эффективным средством воспитания учеников, в частности их эмоциональной сферы.

Экскурсии разделяют: по смыслу (производственные, биологические, исторические, географические, краеведческие, художественные); по времени (краткосрочные, продолжительные); по очередности во время учебного процесса: предыдущие или вступительные (в начале изучения темы, раздела программы), сопроводительные или промежуточные (в процессе изучения учебного материала), заключительные или завершающие (в конце изучения темы, раздела), по отношению к учебным программам (программные и внепрограммные).

Объектами учебных экскурсий являются промышленные предприятия, лаборатории, высшие учебные заведения, учреждения культуры и искусства (музеи, выставки), храмы, исторические места и памятники.

Планируют их заранее в пределах урочного времени (экскурсии с воспитательной целью принадлежат к внеклассным мероприятиям, их проводят во внеурочное время).

Для эффективного проведения экскурсии необходимо четкое определение образовательной и воспитательной цели, выбор оптимального содержания, объекта экскурсии с учетом уровня подготовки учеников.

Проведение экскурсии разделяют на несколько этапов:

1. Теоретическая и практическая подготовка предусматривает овладение учениками минимумом необходимых знаний. Учитель заранее знакомится с объектом, входит в соглашение с экскурсоводом о дидактическом содержании экскурсии.

2. Инструктаж, задача которого заключается в ознакомлении учеников с целью и содержанием экскурсии. Учитель характеризует объект, заинтересовывает им, сообщает о плане экскурсии, по потребности - чертит маршрут-схему.

3. Проведение экскурсии, которая предусматривает последовательное рассмотрение объектов экскурсии, определение главного для получения необходимой информации об объекте. Ученики спрашивают, наблюдают, запоминают, делают заметки. Завершается экскурсия ответами на вопрос относительно ее содержания.

4. Обработка материалов экскурсии предусматривает уточнение, систематизацию, обобщение полученных во время экскурсии впечатлений, наблюдений. Обязательным есть анализ итогов учебной экскурсии - устное опрашивание, использование данных во время следующих уроков. По потребности результаты экскурсии оформляют в виде стенда, плаката или альбома.

Календарные планы экскурсий составляют на полугодие, их утверждает руководство школы. Темы экскурсий определены в программах учебных дисциплин.

Дополнительные индивидуальные и групповые занятия проводят в после урочное время или в группе продленного дня. Их назначение - компенсировать отставание отдельных учеников. Дополнительные занятия с отличниками проводят во время их подготовки к предметным олимпиадам, вступлению в вузы. Специальным видом таких занятий являются уроки дома с больными детьми. Учитель сам выбирает методику проведения таких занятий, их периодичность и продолжительность, готовит к ним материалы. Единым методическим требованием к дополнительным занятиям есть их эффективность, т.е. завершение лишь после того, как окончательно ликвидировано отставание, а те, что дополнительно занимались, вошли в нормальный рабочий ритм.

Предметные кружки - научно-образовательные кружки, организованные с целью расширения и углубления знаний учеников с разных предметов учебного плана школы и развития у них интереса к соответствующим областям науки, художественной литературы и искусства, техники.

Они занимают важное место среди внеурочных форм обучения. Создают их в школе соответственно  учебным предметам (математические, физические, химические, литературные), руководят ими учителя на общественных началах. Предметные кружки принимают участие в проведении массовых воспитательных мероприятий в школе: готовят и проводят тематические вечера, конкурсы, олимпиады, недели и месячники знаний, выпускают радиогазету, альманахи.

К разным видам практической деятельности приобщают детей технические кружки. В них есть возможность проводить определенную работу с учениками и воспитывать в них любовь к работе.

Физическому развитию детей оказывают содействие организованные в школах разнообразные спортивные секции (волейбольная, футбольная, легкой атлетики, гимнастическая), их цель - достижение высоких результатов и побед в спортивных соревнованиях вместе с тем с укреплением здоровья и общим физическим развитием детей. Учеников разделяют на возрастные группы, перед каждой из которых ставят свои учебно-воспитательные задачи.

Во время занятий в кружках педагог не должен забывать о гражданском, моральном, трудовом, эстетическом и физическом воспитании учеников. Следует также заботиться об организованности и дисциплине, активности и самостоятельности учеников. Возглавляют их педагоги, родители.

 

 

Список использованной литературы

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие для
студентов-педагогов и учителей. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – 192 с.

Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2001.

Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Просвещение, 2002. – 483 с.

Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е издание, переработанное и дополненное – М.: Юрайт, 1999. – 523 с.

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических
учебных заведений: В 3 книгах. — М.: ВЛАДОС, 2004. – 688 с.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и
педагогических  колледжей / Под  ред.   П.И.   Пидкасистого.  - М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. - М., Политиздат, 1990. – 494 с.

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 1998. – 512 с.