Правовое регулирование деятельности общественных организаций

Введение

Процессы политического, экономического, правового характера, происходящие в Российской Федерации в период 90-х годов, коренным образом изменили характер развития гражданского общества. Такими процессами безусловно являются : переход к рыночным отношениям в экономике, оформление Российской Федерации как суверенного независимого государства, создание демократических институтов, развитие принципов суверенитета и народовластия, зарождение основ для создания правового государства.

Как свидетельствует мировой опыт, наличие стабильного гражданского общества является необходимой предпосылкой для создания действительно демократического государства: без организованной, структурированной, готовой к диалогу общественной среды, сами демократические институты власти беспомощны, так как не имеют основы для эффективной реализации своих целей. К сожалению, в России в силу особенностей исторического развития нельзя рассчитывать на политически активное гражданское общество, существующее в качестве предпосылки развития демократии. Особенность современного этапа развития страны состоит в том, что становление гражданского общества и построение нового демократического государства идут одновременно, и поэтому оба процесса тесно переплетаются, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Можно выделить две стороны в процессе взаимоотношений государства и гражданского общества, характерных для политической и экономической ситуации в Российской Федерации в период 90-х годов.

С одной стороны, само общество, освободившись от жесткого государственного контроля, испытывает потребность в самоорганизации, в выражении своих ин тересов через неполитические гражданские институты, которые должны быть при- знаны государством и защищены правом.

С другой стороны, создающееся демократическое государство выступает в роли реформатора, стремится преобразовать общественные отношения, что можно осуществить, лишь опираясь на общественную поддержку, в сотрудничестве с гражданским обществом, когда его институты и структуры выступают заинтересованными партнерами государства в решении социальных задач.

Таким образом, связь политических прав с институтом гражданства не означает ограниченного характера этих прав. Конституция Российской Федерации закрепляет естественный характер прав и свобод. Данное положение основывается на статье 3 Конституции РФ, согласно которой «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти ичэрганы местного самоуправления».1

Нужно отметить, что в реальных политических и социально-экономических условиях право граждан участвовать в управлении государством не всегда реализуется эффективно. Сложность, неоднозначность и многоплановость общественных процессов, происходящих в Российской Федерации, порождает необходимость многостороннего, дифференцированного подхода в процессе урегулирования данного круга общественных отношений нормами конституционного права.

В связи с вышеизложенным важнейшее значение приобретает право граждан на объединение, закрепленное в статье 30 Конституции Российской Федерации.

Конституционное закрепление данного права подчеркивает его значение как одного из основных политических прав граждан.

В ходе правового регулирования общественных отношений, связанных с реализацией гражданами права на объединение, в период 90-х годов были достигнуты существенные результаты.

1995 год стал значимым в решении вопросов правового обеспечения статуса и деятельности некоммерческих организаций. С 1 января 1995 г. вступила в действие часть первая Гражданского Кодекса Российской Федерации, закрепившая в специальном разделе основные нормы о некоммерческих организациях (статьи 116-123, параграф 5, глава 4).

В 1995 году Государственная Дума принимает сразу пять базовых федеральных законов, определяющих правовой статус основных некоммерческих организаций : «Об общественных объединениях» (14 апреля), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»( 28 июня ), « О благотворительных организациях» ( 11 августа), « О некоммерческих организациях» ( 8 декабря), « О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности » ( 8 декабря).

Активизировалось нормотворчество по данному направлению в субъектах Российской Федерации.

Так , 5 июля 1995 года принимается Закон г. Москвы « О благотворительной деятельности», 20 декабря 1995 года издается Закон г. Санкт-Петербурга « О льготном налогообложении участников благотворительной деятельности». В форме Закона Московской области в мае 1995 года решены вопросы взимания сборов за государственную регистрацию некоммерческих организаций. В настоящее время в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве активно ведется работа над проектами законов о государственном социальном заказе. В г. Москве дорабатывается текст проекта Закона г. Москвы « О государственно-общественных объединениях», в рамках которых предполагается расширить сферы взаимодействия власти и общественных объединений.

Общественные объединения как основной элемент осуществления конституционного права граждан на объединение играют важнейшую роль в процессе реализации механизма народовластия. Их роль чрезвычайно высока при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Значение всероссийских общественных объединений и массовых общественных движений в полной мере проявилось при проведении выборов Президента РФ в 1996 году. Надо полагать, что в ходе предвыборной компании в высшие органы государственной власти в 1999-2000 гг. будет выявлено значительное количество особенностей и закономерностей участия и роли общественных объединений как субъектов конституционного права.

Наряду с положительными моментами в процессе конституционно-правового регулирования общественных отношений, связанных с реализацией права на объе-динение возникают и существенные проблемы.

Следует отметить, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются в достаточной мере эффективно.

С одной стороны, об этом свидетельствует низкая активность избирателей на выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, слабый интерес к деятельности избранного ими депутата, незначительное участие в различного рода общественных формированиях.

С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами является высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие целенаправленной политики на развитие общественной активности граждан.

Важнейшим элементом развития и взаимодействия государства и гражданского общества является создание эффективной правовой базы, обеспечение взаимодействия, механизмов правовой защиты общественных структур.

В России общественные организации участвуют в выработке и реализации политики государства. Они непременные участники всех политических кампаний, в том числе таких, как всенародное обсуждение проектов законов и других вопросов, выборы депутатов, народных заседателей. Общественные организации делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнения или совместно с общественными организациями. Последние участвуют в контроле за деятельностью государственных органов, в лице своих фракций и депутатов имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе.

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ГОСУДАРСТВЕ

1.1. Понятие общественной организации

Общественная организация — неправительственное/негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей.

Термин имеет юридический смысл — в статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорится:

«Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».

Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации её постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Международная общественная организация — неправительственное/негосударственное объединение, членами которого (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей) являются субъекты из разных стран и зарегистрированная в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам (без какой-либо дискриминации по национальному признаку) создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. В Латвии, например, согласно закону об общественных организациях, половина членов правления организации должна состоять исключительно из граждан Латвийской Республики, что исключает возможность избрания интернационального состава правления и допускает функционирование общественных организаций лишь на национальной основе. Обойти такой националистический барьер позволяет регистрация организации в более демократической стране (например, в Австрии) и учреждение в Латвии представительства организации: поскольку МНПО находится вне юрисдикции Латвии, Латвийский суд уже не правомочен вынести решение о ликвидации организации - такое решение может быть вынесено лишь судом государства, в юрисдикции которого находится организация. Выбор такой формы деятельности - когда организация зарегистрирована в одной стране, а действует в других странах, позволяет общественной организации сохранить свою правосубъектность даже в случае возможного конфликта с национальными властями того или иного государства. Пространство (территория) деятельности МНПО определяется Уставом организации. Международные общественные организации наделены международной правосубъектностью в той мере, в которой такая правосубъектность определена тем или иным международным договором, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свобод или, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Социальной Хартии.

Все основные вопросы деятельности объединений граждан должны решаться на собраниях всех членов или представителей членов объединения.  

Объединение граждан РФ образуются и действуют с всеукраинским, местным и международным статусом. 

К всеукраинским объединениям граждан принадлежат объединения, деятельность которых распространяется на территорию всей РФ и которые имеют местные ячейки в большинстве ее областей.  

К местным объединениям принадлежат объединения, деятельность которых распространяется на территории соответствующей административно-территориальной единицы или региона. Территория деятельности самостоятельно определяется объединением граждан.  

Общественная организация является международной, если ее деятельность распространяется на территорию РФ и хотя бы одного другого государства.

Основателями общественных организаций могут быть граждане РФ, граждане других государств, лица без гражданства, которые достигли 18 лет, а молодежных и детских организаций - 15-летнего возраста.  

Решения об основании объединений граждан принимаются учредительным съездом (конференцией) или общими собраниями. Основателями союзов объединений граждан является объединение граждан.  

Объединение граждан может иметь в собственности средства и другое имущество, необходимое для осуществления его уставной деятельности.  

Общественные организации также имеют право на имущество и средства, приобретенные в результате хозяйственной и другой коммерческой деятельности созданных ими хозрасчетных учреждений и организаций, основанных предприятий.  

Средства и другое имущество объединений  граждан, в том числе тех, которые ликвидируются, не может перераспределяться между их членами и используется для выполнения уставных заданий или на благотворительные цели, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, по решению суда направляется в доход государства.

Право собственности объединений граждан реализуют их высшие уставные органы управления (общие собрания, конференции, съезды и тому подобное) в порядке, предусмотренном законодательством РФ и уставными документами.  

Размеры сбора за регистрацию общественных организаций:      

всеукраинских - 10 необлагаемых минимумов доходов граждан;

международных  - 2,5 необлагаемого минимума доходов граждан и 250 долларов США (при наличии лицензии Национального банка) или эквивалент этой суммы в валюте РФ за официальным обменным курсом Национального банка на время уплаты;      местных общественных организаций,  а также  местных  ячеек зарегистрированных всеукраинских и международных общественных организаций:

межобластных, областных, киевских и севастопольских, городских - 5 необлагаемых минимумов доходов граждан

межрайонных, районных, городских, сельских, поселковых - 2,5 необлагаемого минимума доходов граждан.

Объем услуги составляет:  

подготовка и подача пакета необходимых документов к уполномоченному органу;  получение свидетельства о регистрации; 

получение свидетельства, которое удостоверяет факт внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации юридического лица;  

получение справки о внесении в ЕГРПОУ, свидетельств и сообщений о постановке на учет (регистрацию) в налоговой инспекции и всех фондах, разрешения на изготовление печати и изготовленную печать, 

Необходимы документы и информация:  

сведения относительно положений устава:

название объединения граждан (полное, а также сокращенное, его статус и юридический адрес);

цель и задание объединения граждан;

другие сведения, которые касаются особенностей создания и деятельности объединения граждан,

сведения о:

наличие местных ячеек (например, нотариальное заявление представителя), подтвержденные протоколами конференций (собраний);

сведения об основателях объединения граждан или союзов объединений граждан (для граждан - с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места постоянного проживания, № раб. тел.; для союзов объединений граждан - название объединения, местонахождения высших уставных органов, а также копия документа о легализации);

документ, который подтверждает местонахождение объединения граждан,

сведения о составе руководства центральных уставных органов (с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места постоянного проживания, должности (занятия), места работы, № раб. тел.).

Законодательство предусматривает, что общественные организации являются неприбыльными организациями, т. е. без цели получения прибыли.

Исходя из этого, для целей налогообложения, общественная организация становится на учет в налоговой инспекции в качестве неприбыльной организации.

Законодательство устанавливает следующий порядок налогообложения неприбыльных организаций:

1. От налогообложения освобождаются доходы общественной организации, полученные в виде:

     — средств или имущества, которые поступают бесплатно или в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований
     — пассивных доходов, т. е. доходы, полученные в виде процентов, дивидендов, страховых выплат и возмещений, а также роялти
     — средств или имущества, которые поступают таким неприбыльным организациям, от проведения их основной деятельности, т. е. деятельность общественной организации по предоставлению благотворительной помощи, образовательных, культурных, научных и других подобных услуг для общественного потребления, по созданию систем социального самообеспечения граждан (негосударственные пенсионные фонды, кредитные союзы и другие подобные организации).

К основной деятельности также включается продажа общественной организацией товаров, которые пропагандируют принципы и идеи, для защиты которых была создана такая общественной организации, и которые являются тесно связанными с ее основной деятельностью, если цена таких товаров является ниже обычной или когда такая цена регулируется государством;

 — дотаций или субсидий, полученных из бюджета, гос.фондов или в пределах благотворительной, в том числе гуманитарной помощи или технической помощи, которая предоставляются в соответствии с условиями международных договоров, ратифицированных Верховной Радой Украины.

Дополнительной особенностью налогообложения общественной организации является то, что:

2. если доходы общественной организации, полученные на протяжении отчетного года, на конец первого квартала следующего за отчетным года превышают 25 процентов от общих валовых доходов, полученных на протяжении такого отчетного года, такая общественная организация обязана оплатить налог из нераспределенной суммы прибыли за ставкой 25% от суммы такого превышения.

Внесение в бюджет отмеченного налога осуществляется за результатами первого квартала следующего за отчетным года.

 3. если общественная организация получает доход из источников, отличных от вышеуказанных, такая общественная организация обязана оплатить налог на прибыль, который определяется как сумма доходов, полученных из таких других источников, уменьшенная на сумму расходов, связанных с получением таких доходов, но не выше суммы таких доходов.

1.2 Развитие коллективной организации гармоничного гражданского общества

 

Развитие коллективной организации - это основной закон изменяемой Природы. В изменяемой Природе он реализуется творением более совершенных форм, связей и структур по законам Высшей Природы [1-5]. В обществе он реализуется путем гармонизации духовного, разумного и материального умножения.

            Гармоничное гражданское общество - это общество с духовным, гражданским, социальным и материальным благоустройством.

            Духовное благоустройство – это согласованное взаимодействие внутренних миров граждан.

            Гражданское благоустройство – это социально-экономические условия для формирования духовного зрения, духовно-праведного разумно-истинного выбора, достижения гармоничной целостности, гармоничного образа жизни (духовного, разумного, здорового), различных форм самореализации, для вхождения в гармонию с обществом и Природой.

            Социальное благоустройство – это социально-экономические условия единения самореализаций граждан в единую деятельность общества для вхождения в гармонию  общества с Природой и каждым человеком, а также совершенствование социально-экономической структуры путем нравственной профессиональной ротации.

            Материальное благоустройство – это добытые ресурсы Природы, восполнение используемых ресурсов, ресурсы удовлетворения потребностей гармоничного образа жизни, ресурсы для самореализации граждан, естественная экономика, духовное регулирование народонаселения по восполнению реализаций потребностей гармоничного образа жизни.

            Гармоничное гражданское общество является самоорганизующейся на основе общественных договоров социальной системой солидарных практик общественных ассоциаций. Консолидация солидарных практик приводит общество к согласию.

            Устойчивое развитие коллективной самоорганизации гармоничного гражданского общества осуществляется путем гармонизации духовного, разумного и материального умножения.

            Органы управления гармоничного гражданского общества, исполняющие функции народной власти, организуются в процессе расширения форм самореализации и отношений с разобщенными группами мышления путем нравственной профессиональной ротации. Органы власти формируются из гражданского общества для управления им по реализации его текущих задач.

Государство, в котором функцию власти исполняет конституционно гармоничное гражданское общество путем самоорганизации органов управления, является социальным.

Общественные организации социального государства формируют стратегии каждого этапа развития общества. Выработанные стратегии проходят государственную и общественную экспертизы для принятия реальной стратегии развития текущего этапа. После согласованного утверждения государственными и общественными экспертами стратегии развития запускается механизм нравственной профессиональной кадровой ротации формирования органов управления для ее реализации.

Гармоничное гражданское общество устойчиво развивает коллективную организацию через сеть общественных организаций, естественных сообществ, разобщенных групп мышления и граждан, ответственно укрепляющих сотрудничество и повышающих гражданскую активность самореализаций. Граждане становятся силой, ведущей общество к развитию. Сильное гражданское общество делает сильное государство, а также мощную экологическую экономику.

Устойчивое развитие коллективной самоорганизации гармоничного гражданского общества основано на гражданской ответственности исполнительности своих обязательств общественных договоров. Оно характеризуется свободным нравственным профессиональным выбором и социальной справедливостью. Устойчивое развитие коллективной самоорганизации гармоничного гражданского общества осуществляется по естественным материальным и нравственным духовным законам.

Гармоничное гражданское общество развивается вместе с целым рядом общественных институтов, с совершенствованием граждан, с формированием народной власти выражающей интересы народа и имеющей доверие населения, вместе со становлением общественного мнения как социального института, обладающего определенной структурой и выполняющего функции формирования стратегии развития общества и его ценностей. Через социальный институт общественного мнения и общественные экспертные советы гармоничное гражданское общество осуществляет свое самоопределение как функцию народной власти.

Гармоничное гражданское общество развивается путем консолидации солидарных практик на основе общественных договоров для достижения согласия в вопросах  общественного и индивидуального жизнеустройства. Развитие индивидуального жизнеустройства осуществляется через развитие коллективной организации общественного жизнеустройства.

Развитие гражданских институтов приводит к естественному влиянию органов управления на гражданское общество для его развития и роста благосостояния народа. Они выражают социальные потребности солидарных практик общественных ассоциаций и истинные потребности граждан. Разобщенные группы мышления естественно объединяются на основе солидарных практик, здорового образа жизни, нравственной свободы, этического лексикона общения, использования ресурсов на истинные потребности, устойчивого развития коллективной самоорганизации  общества, социальной формы жизнедеятельного развития и восхождения, нравственной профессиональной ротации.

Общественные организации и органы управления взаимодействуют для повышения уровня социального участия граждан в реализации социально значимых программ, чтобы каждый гражданин становился силой ведущей общество к развитию.

В гармоничном гражданском обществе действует орган общественного обличения злоупотреблений исполнителей власти.

Сетевая система общественных ассоциаций гармоничного гражданского общества мобильная и оперативная. Она выполняет функции принятия решений и общественной экспертизы внутренней и внешней политики государства.

Власть работает с гражданским обществом на основе общественных договоров по развитию коллективной организации и повышению благосостояния граждан.

В сетевой системе гармоничного гражданского общества действуют человеческие ценности, система взаимопомощи и поддержки, открыто образуются нравственные социальные коммуникации здорового общества. Нравственность является состоянием гражданского общества, которое достигается на основе нравственной свободы граждан. Она становится индивидуальным и общественным ориентиром. Основой сетевой системы гармоничного гражданского общества является семья с духовным и материальным благоустройством.

Интересы гармоничного гражданского общества и народной власти совпадают. На поле реализации общих интересов достигается согласие в гражданском обществе на основе общественных договоров, ориентирующих власть (органы управления) и государственные и общественные организации в направлении реализации истинных потребностей общества и человека. Гражданское общество наделяет власть целями и смыслом. Власть открыта гражданскому обществу, и оно контролирует ресурсы. Ресурс работает на устойчивое развитие коллективной самоорганизации общества, на повышение благосостояния народа, на истинные потребности человека и общества.

Для этого в гражданском обществе законодательно закреплены механизмы общественного обсуждения предлагаемых властью решений, касающихся здоровья и благополучия граждан и принятия общественных решений. Включены механизмы обеспечения участия общественных организаций в принятии решений по актуальным вопросам развития страны. Действуют механизмы конструктивного взаимодействия власти и общественных организаций на всех уровнях от местного до федерального. Введен всеобщий контроль исполнительности обязательств общественных договоров и использования ресурса на истинные потребности человека и общества. Общественные организации вырабатывают рекомендации органам власти по обеспечению правовых, экономических и социальных условий эффективной деятельности и развития институтов гражданского общества и граждан.

Общественные организации в условиях свободы оперативно реагируют на все локальные проблемы. Они видят самое начало проблемы и вырабатывают способы решения ее до того, как она станет глобальной. Через сеть информационно-технических центров общественные организации взаимодействуют с властью по оперативному решению возникающих в обществе проблем и социальных конфликтов.

Разобщенные группы мышления гражданского общества совместно с институтом общественного мнения вырабатывают взвешенное решение гуманной мирной нейтрализации назревающего социального конфликта.

Социальные институты гражданского общества совместно с институтом общественного мнения определяют ресурсную поддержку взвешенного решения гуманной мирной нейтрализации назревающего социального конфликта.

Социальные институты гражданского общества совместно с органами власти корректируют и утверждают решение, организуют и контролируют использование ресурса и процессы мирной, гуманной нейтрализации назревающего социального конфликта солидарными практиками разобщенных групп мышления гражданского общества.

Духовное, гражданское, социальное и материальное благоустройство является глобальной стратегией устойчивого развития коллективной самоорганизации гармоничного гражданского общества. Каждая политическая система, которая утверждает развитие человека и общества движется к формированию гармоничного общества. Потому что развитие может быть только гармоничным путем соразмерного сопряженного согласованного, духовного, разумного и материального умножения, когда разумное и материальное умножение осуществляется в соответствии с духовным. Политические системы устойчивого развития должны опираться на социальные процессы духовного умножения и гармонизацию духовного, разумного и материального умножения.

Гармоничное гражданское общество на первом этапе формирует путем нравственной профессиональной ротации органы управления (власти) для реализации духовного благоустройства общества. Помочь гражданам осознать значение нравственности и сделать ее живой силой первая задача власти для становления духовного благоустройства. Важнейшее из человеческих усилий стремление к нравственности. От него зависит устойчивость развития и существования. Только нравственность придает устойчивость развитию.

Сформированные органы управления приступают вместе с гражданским обществом к реализации текущего этапа развития и формируют социальный заказ гражданскому обществу на разработку стратегии развития следующего этапа.

Социально-экономические циклы гармоничного гражданского общества вписываются в естественные циклы изменяемой Природы. Каждый человек включается в социально-экономические циклы по закону: «От каждого по предначертанной Высшей Природой самореализации, всем по истинным потребностям гармоничного образа жизни». По этому закону на каждом этапе развития формируются более качественные связи внутренних миров граждан и взаимодействие самореализаций граждан духовного, гражданского, социального и материального благоустройства.

В гармоничном гражданском обществе развивается рынок ресурсов в направлении раскрытия форм самореализации каждого гражданина, уважение к закону, защищающему человека, информационная открытость власти подотчетной гражданскому обществу.  Социально-экономические процессы становления социального государства и гармоничного гражданского общества в России можно активизировать конституционным путем. Согласно статьи 3 Конституции Р.Ф., носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Общество на основе статьи 7 пункта 1 конституции Российской Федерации (Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека) может формировать социальное государство и достигать духовного благоустройства.

            Когда общество достигнет духовного благоустройства, далее оно конституционным путем будет достигать гражданского, социального и материального благоустройства и перейдет к устойчивому развитию гармоничного гражданского общества на основе духовного умножения и гармонизации духовного, разумного и материального умножения. Для этого знания о гармоничном гражданском обществе должны овладевать сознанием масс через систему образования, просвещения, культуры и средства массовой информации.

 

ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ

2.1 Некоторые теоретические вопросы участия общественности в управлении государством.

Исторические решения XX, XXI и XXII съездов Коммунистической партии Советского Союза внесли в теорию и практику коммунистического преобразования общества много новых положений, обогащающих учение Маркса — Энгельса — Ленина в современных условиях.

Советское государство, возникшее как государство диктатуры пролетариата, в результате полной и окончательной победы социализма и перехода нашего общества к развернутому строительству коммунизма превратилось в общенародное государство. Коммунистическая партия Советского Союза, возникшая как передовой отряд рабочего класса, стала партией всего советского народа. Для периода развернутого строительства коммунизма характерно дальнейшее возрастание роли партии как руководящей и направляющей силы советского общества, авангарда народа, строящего коммунизм. Возрастает также роль Советов. В новой Программе КПСС указывается: “В ходе коммунистического строительства будет повышаться роль Советов, которые являются всеохватывающей организацией народа, воплощением его единства. Сочетая в себе черты государственной и общественной организации, Советы все более выступают как общественные организации при широком и непосредственном участии масс в их деятельности”.[1]

Продолжает расти роль общественных организаций: профессиональных союзов, коммунистического союза молодежи, кооперации, научных, научно-технических и научно-просветительных обществ, организаций рационализаторов и изобретателей, союзов работников литературы, искусства, журналистики, культурно-просветительных, спортивных обществ. Расширяется деятельность общественных организаций по укреплению общественного порядка — народных дружин, товарищеских судов, комиссий по делам несовершеннолетних и т. д.

Все это свидетельствует о том, что уже начался и успешно развивается процесс постепенного перерастания социалистической государственности в общественное коммунистическое самоуправление.

Главным направлением развития социалистической государственности в период строительства коммунизма является всестороннее развертывание и совершенствование социалистической демократии, активное участие всех граждан в управлении государством, в руководстве хозяйственным и культурным строительством, улучшение работы государственного аппарата и усиление народного контроля над его деятельностью.[2]

Преодоление культа личности Сталина и его вредных последствий, восстановление и дальнейшее развитие ленинских принципов деятельности общественных и государственных органов, ленинского подхода к теории и практике созидания коммунизма еще более повысили творческую активность народных масс в производстве материальных и духовных ценностей, а также в управлении государством.

В этих новых условиях очевидна необходимость дальнейшего развития советской науки о государстве и праве, постановки и решения новых теоретических и практических вопросов государственного строительства и правового регулирования, исправления допущенных ошибок и пересмотра ряда теоретических положений в соответствии с условиями современного этапа в развитии нашей страны и перспективами ее движения к коммунизму. В частности, эти задачи стоят перед наукой советского административного права, особенно в связи с быстрым возрастанием роли общественности в управлении государством, с постепенной передачей ряда функций государственных органов общественным организациям.[3]

Разумеется, в рамках статьи невозможно поставить на обсуждение все или даже большинство теоретических вопросов, связанных с постепенным перерастанием социалистического государственного управления в общественное коммунистическое самоуправление. Поэтому следует обратиться к некоторым из наиболее важных вопросов.

1. Понятие советского государственного управления (исполнительной и распорядительной деятельности Советского государства)[4] в нашей юридической литературе обычно определяется как одна из форм деятельности Советского государства, состоящая в практическом осуществлении его функций, в повседневном руководстве хозяйственным, культурным и оборонным строительством на основе и во исполнение законов. При этом одни авторы исходят из того, что эта деятельность осуществляется органами советского! государственного управления, другие считают, что некоторая ее часть выполняется также иными органами Советского государства.[5]

В современных условиях участие общественности, всех граждан в советском государственном управлении непрерывно растет. Многие функции, ранее выполнявшиеся органами советского государственного управления, уже переданы общественным организациям (профсоюзам, Обществу по распространению политических и научных знаний, Союзу спортивных обществ и организаций СССР и др.).

Кроме общественных организаций, добровольных обществ и общественных самодеятельных организаций (домовых, уличных, квартальных, родительских комитетов, советов пенсионеров, женских советов, общественных советов при отделах исполкомов местных Советов при культурно-просветительных и медицинских учреждениях и др.), которые активно участвуют в управлении хозяйственным и культурным строительством, творчество народных масс породило другие формы общественного управления и им соответствующие общественные органы, например, общественные отделы исполнительных комитетов местных Советов, общественные инспекции, общественные инструкторы, контролеры и т. д. К началу 1962 г. при исполнительных комитетах местных Советов в Белорусской ССР было создано около 190 общественных отделов, в Московской области-— более 110, в Ленинграде и Ленинградской области — около 100, в Свердловской области— около 140 общественных отделов и т. д. Сочетание государственности и общественности представляют собой также те исполнительные комитеты сельских и поселковых Советов (например, в Горьковской области), которые почти целиком переходят на общественные начала (платными работниками в них являются лишь секретари исполкомов).

Итак, в современных условиях наряду с системой органов государственного управления складывается органически связанная с ней система органов общественного управления, коим передаются функции, ранее выполнявшиеся исполнительными и распорядительными органами Советского государства. В системе управления хозяйственным и культурным строительством функционируют органы государственного управления и органы общественного управления.

В соответствии с новой Программой КПСС на решение постоянных комиссий местных Советов будет постепенно передаваться все большее число вопросов, находящихся в ведении управлений и отделов исполнительных органов, будет расширяться участие общественных организаций в управлении учреждениями культуры, здравоохранения и социального обеспечения, в ведение общественных организаций в ближайшие годы будет передано руководство зрелищными предприятиями, клубами, библиотеками и другими культурно-просветительными учреждениями, находящимися в ведении органов государственного управления, еще более расширится деятельность народных дружин по охране общественного порядка, товарищеских судов, комиссий по делам несовершеннолетних и т. д.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. “О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых . в административном порядке” административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских Советов “образуются соответствующими Советами депутатов трудящихся из числа депутатов Советов и представителей общественных организаций”[6] и, таким образом, по существу стали также общественными органами.

Последовательное осуществление ленинского принципа вовлечения трудящихся в управление государством вступило в новый этап, характеризующийся постепенной, но все нарастающей передачей общественности функций, ранее выполнявшихся органами государства, в частности, его исполнительными и распорядительными органами. Идея В. И. Ленина о бесплатном выполнении государственных дел все шире входит в практику коммунистического строительства. Жизнь породила развивающийся институт общественного управления хозяйственным и культурным строительством.

Государственное и общественное управление практически осуществляют единые великие задачи созидания коммунизма, под единым руководством нашей партии, на основе единых ленинских демократических принципов. В этом состоит их коренная общность. Государственное и общественное управление неразрывно связаны между собой и составляют органическое единство.

Отличие государственного управления от общественного в современных условиях заключается, во-первых, в субъектах их осуществления (органы государственного управления, органы общественности); во-вторых, в их роли, организационном и правовом положении (в основном хозяйственным, культурным и оборонным строительством повседневно управляют исполнительные и распорядительные органы государства, а органы общественного управления бесплатно, на общественных началах и оказывают им активную помощь, контролируют их деятельность и осуществляют переданные им функции государственных органов, вытекающие из них обязанности и права, установленные государством и соответствующими органами общественности) ; в-третьих, применяя общий для советской государственности и общественности основной метод убеждения, поощрения,, в случаях нарушений норм права органы государственного управления в пределах и порядке, установленных законом, могут применять меры государственного принуждения, тогда как органы общественности могут применять лишь меры общественного воздействия, в частности, меры общественного принуждения.

Сказанное приводит к выводу о необходимости разработать единое определение советского государственного и общественного управления. Одним из его возможных вариантов для обсуждения может быть предложен следующий: советское государственное и общественное управление есть одна из форм деятельности Советского государства и общественных организаций, состоящая в практическом осуществлении под руководством КПСС, на основе и во исполнение советских законов функции строящего коммунизм советского общенародного государства, путем убеждения как основного метода их деятельности, а также путем применения мер принуждения к нарушителям норм советского права и правил социалистического общежития.[7] В рамках этого общего определения следует различать государственное управление и общественное, раздельно формулировать их определения с учетом коренной общности и особенностей, отличающих их друг от друга.

2. Определение советского административного права как отрасли советского права нуждается в существенных дополнениях и изменениях. Для современного периода характерно возрастание роли нравственных начал в жизни общества и вместе с тем правового регулирования поведения людей, также основанного на принципах коммунистической морали. За последние шесть лет высшими органами государственной власти СССР, союзных и автономных республик принято много новых актов, содержащих нормы всех отраслей права.[8] Принятие этих актов, вызванное интересами прогрессивного развития социалистического общества, ярко показывает огромную роль советского права в осуществлении задач строительства коммунизма. Программа КПСС подчеркивает: “Большое значение приобретает дальнейшее укрепление социалистического правопорядка, совершенствование правовых норм, регулирующих хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательскую работу, содействующих решению задач коммунистического строительства и всестороннему расцвету личности”.[9]

Всенародное обсуждение проектов важнейших законов, подлинно демократический порядок их принятия избранными народом Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик свидетельствуют о том, что и в правотворческой деятельности Советское государство выступает как общенародная организация. Это составляет одно из непременных условий жизненности советского правового регулирования и творческой роли советского права.

Решения XXII съезда КПСС о расширении участия общественных организаций и объединений трудящихся в законодательной деятельности Советского государства, о предоставлении их общесоюзным и республиканским органам права законодательной инициативы, о систематическом обсуждении трудящимися проектов законов и других решений общегосударственного и местного значения, о введении в практику всенародного голосования (референдума) по важнейшим законопроектам направлены на дальнейшую демократизацию правотворчества и усиление роли советского права во всех областях созидательной деятельности народа.

Активного, творческую роль советское право играет, в частности, в осуществлении решений XX, XXI и XXII съездов КПСС о всестороннем развертывании и совершенствовании социалистической демократии, о повышении роли общественных организаций, о передаче отдельных функций государственных органов общественным организациям, о вовлечении всех. граждан в активное участие управление государством.

Об этом свидетельствует принятие органами государственной власти многих актов, регулирующих участие общественности в деятельности Советского государства, в частности, в его исполнительной и распорядительной деятельности.[10]

Передача функций государственных органов общественным организациям производится путем издания соответствующих актов государства. Правовое регулирование деятельности общественных организаций, которым переданы те или иные функции государственных органов, диктуется рядом причин: во-первых, необходимостью установления определенного единства во взаимоотношениях общественных организаций в процессе выполнения переданных им функций с другими субъектами советского права (гражданами, государственными органами, их должностными лицами, другими общественными организациями и т. д.); во-вторых, необходимостью подчинения общественных организаций всеобщему принципу социалистической законности, гарантирующему защиту интересов общества и личности от произвольных действий; в-третьих, целесообразностью государственной защиты деятельности общественных организаций по осуществлению переданных им функций государственных органов.

Регулировать нормами права деятельность общественных организаций, которым передаются те или иные функции государственных органов, целесообразно в определенных рамках, не стесняющих их инициативу и самодеятельность. [9]

Вместе с тем необходимо подчеркнуть важность строгого соблюдения социалистической законности всеми общественными организациями. Безусловного одобрения заслуживают указания на это в актах, регулирующих их деятельность.[5]

Правовое регулирование широкого и все возрастающего участия общественности в управлении государством еще не нашло своего должного отражения в определениях административного права, имеющихся в нашей юридической литературе.[8] Нам представляется, что необходимо в определении советского административного права отразить непреложный жизненный факт правового регулирования деятельности общественных организаций в сфере управления.

Следует также обсудить целесообразность переименования административного права в управленческое право. Латинское слово administratio означает управление. Однако термины “управление”, “управленческий” более созвучны эпохе строительства коммунизма.

Можно предложить для обсуждения следующее определение: советское административное (или управленческое) право есть отрасль советского права, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного и общественного управления, т. е. повседневного практического руководства хозяйственным, культурным и оборонным строительством, проведением директив КПСС и законов Советского государства в жизнь.

При этом следует учитывать, что система норм советского административного права действует наряду и в тесной связи с нравственными началами в жизни нашего общества, роль и значение которых все более возрастает, а значение административного регулирования взаимоотношений людей соответственно уменьшается.

3. Необходимо пересмотреть и определение предмета науки советского административного права.[8] В определении следует указать, что наука советского административного (управленческого) права изучает не только государственное, но и общественное управление, не только нормы советского права, но и взаимодействующие с ними соответствующие нормы, установленные общественными организациями, и правила социалистического общежития.

Для обсуждения можно предложить следующее определение: наука советского административного (управленческого) права изучает единую систему советского государственного и общественного управления (его сущность, задачи, принципы, организацию, формы и методы), складывающиеся в его сфере общественные отношения и систему регулирующих их , норм советского права, а также взаимодействующие с ними нормы, установленные общественными организациями, и правила социалистического общежития.

Разумеется, необходимо также пересмотреть положения о многих других институтах этой отрасли советской юридической науки, привести их в полное соответствие с современными условиями жизни нашего общества и перспективами его развития, указанными в решениях XXII съезда Коммунистической партии Советского Союза.

 

2.2 Роль общественной организации в развитии общества

 

Развитие любого государства невозможно без развития общества. Именно общество является не только основой любого государства, но и движущей его силой. Состояние общества всегда отражает уровень развития государства и поэтому служит главным критерием для определения высокоразвитого государства и понятия «современное государство». Наличие материальных ресурсов и степень обеспеченности олигархов не может показывать уровень развития государства, поскольку эти критерии даже приблизительно не отражают насколько развито сознание людей в этом государстве, а значит, и степень их устремления к собственному развитию и развитию общества Только желание большинства людей изменять

свою жизнь и двигаться в направлении совершенства может отражать уровень развития данного общества. От этого неизбежно зависит и благосостояние всех членов общества, поскольку только развитое общество способно формировать действенную власть, способную обеспечить стране процветание и благополучие. Власть неизбежно порождается обществом, она является его частью, она руководит самим обществом и поэтому должна собственным примером доказывать людям и обществу в целом преимущество дальнейшего развития.

Но, к сожалению, так происходит крайне редко, чаще всего все происходит наоборот. Власть считает, что общество развивать не выгодно, что у развитого общества существенно возрастают запросы и это приводит к неизбежному увеличению нагрузки на власть, да и возможности для легкого обогащения власти уменьшаются. Поэтому власть и предпочитает отгородиться от общества, стараясь не замечать того, что развитие общества за счет этого существенно замедляется, приводя в итоге к неизбежным потрясениям: экономическому, а затем и политическому кризисам. А любой кризис особенно ярко проявляется во время выборов, когда в большей степени высвечиваются реальные темпы развития общества и государства, когда хорошо заметно плачевное состояние большей части общества. В этот период политические силы страны и их руководители пытаются завуалировать истинное положение, в котором находится на данный момент общество. Они хотят одурачить народ и для этого используют самые изощренные политтехнологии, пытаясь за счет них ввести в заблуждение общество, заставив поверить людей в те сказки, которые для них приготовили «специалисты по надуванию народа». При этом сами представители политических сил абсолютно не хотят понимать того, что в государстве существенно ничего не меняется, жалкое существование людей продолжается, общество деградирует.

И до тех пор, пока общество не ощутит заинтересованность в себе властей, пока власть не будет нуждаться в обществе, оно не сможет создать потенциал, необходимый как для общего развития государства, так и для развития экономики. Все заявления власти об улучшении уровня жизни в стране будут лишь блефом, который власть будет распространять то тех пор, пока не будет избрана новая власть, способная победить на выборах не за счет обмана избирателей, а за счет собственного авторитета в обществе, благодаря которому власть и будет признана большей частью общества. В связи с этим можно сделать довольно простой вывод: хотя власть и является управляющей структурой общества, но не она определяет уровень развития государства и благосостояния народа. Первостепенная значимость в государстве принадлежит только обществу, поскольку только общество может служить основой для образования как государства, так и государственной власти, которая независимо от ее желания всегда вынуждена подчиняться и удовлетворять запросы общества. Ведь именно общество формирует будущую власть, подготавливая в своей среде тех людей, которые затем будут определять уровень развития самого общества, всего государства и его власти. В этой связи большое значение имеет изначальный уровень развития общества, который напрямую влияет на подготовку представителей будущей власти. В итоге получается два круговорота, две определенные цикличные системы, в одной из которых низко развитое общество порождает безграмотную власть и наоборот, а в другой – высокоразвитое общество дает возможность строить за счет совершенства власти современное государство, приводя затем общество к новой ступени своего развития.

Теперь можно вспомнить и о том, что структурной единицей управления обществом является общественная организация. И неважно, какие цели и задачи она перед собой ставит, в любом случае она способствует развитию общества, какое бы направление для своей деятельности ни избрала  общественная организация. Другой вопрос, что чем более глобальные цели ставит перед собой организация, тем в большей степени она способна влиять на развитие общества. Сегодня в нашей стране очень сильно занижена значимость общественной организации, и хотя это совсем не удивительно, тем не менее, это не дает возможности многим общественным организациям ставить перед собой более существенные, более значительные цели и задачи. Если учитывать тот факт, что в государстве практически ни во что не ставится само общество, не удивительно также и то, что общественная организация не может в нем иметь особого значения. Она не в состоянии оказывать существенного влияния на процессы, происходящие в обществе и государстве, и поэтому многие из общественных организаций даже не стремятся к этому, ставя перед собой мелкие, ничтожные задачи. Во многом из-за малой значимости, придаваемой общественным организациям, власть игнорирует эти организации, не понимая при этом, что тем самым она лишает себя возможности руководить процессом развития общества и самой власти. А уже отсюда возникает кризис общества и власти, способствующий развитию в стране хаоса и беспредела.

Но так будет происходить не всегда. Политические партии, которые в ходе выборов занимают сегодня лидирующее положение, все в меньшей степени в состоянии обеспечить власть компетентными кадрами, власть все больше становится безграмотной, бездарной и бездейственной, усиливая свой собственный кризис и в общем кризис в стране. Эти политические силы в скором времени вынуждены будут покинуть коридоры власти и даже неважно, каким путем это произойдет – путем революции, государственного переворота или каким-либо иным способом. Замена действующей власти всегда происходит за счет усилий политических структур и организаций, которые работают непосредственно среди людей, которые руководят обществом и за счет этого имеют власть над народом. Именно поэтому постепенно авторитет общественной организации будет возрастать, ведь по своей сути она является гораздо более значимым звеном в государстве, чем политическая партия. Политические партии проявляют себя в обществе только периодически – во время выборов, поэтому они не способны реально осознавать и контролировать процессы, происходящие внутри общества постоянно. Вот почему для обретения власти политические партии полагаются в большинстве случаев лишь на разработки политтехнологов и указания своих лидеров, которые очень часто сами далеки от понимания процессов развития общества и от необходимости их понимать.

 

    Политтехнологи предоставляют политическим партиям варианты обмана общества, но этим они чаще всего еще больше ввергают в кризис тех, кто платит им деньги за обман своих сограждан. Учредители и руководители политических партий пытаются обходиться без общества, привлекая его силу лишь на период выборов. Но этим они сами ставят под удар собственный авторитет и авторитет своих приверженцев, которые за счет пустых заявлений и обещаний лидеров партий не только оказываются обманутыми сами, но и автоматически выступают в роли обманщиков перед людьми и обществом. Естественно, что с течением времени поддающихся на провокации политтехнологов людей становится все меньше и меньше, а в таком случае сами политические партии испытывают собственный глубочайший кризис, тратя громадные деньги не на развитие общества и государства, а на малоэффективные предвыборные кампании. И несмотря на огромные суммы уже потраченных денег, они так и не могут приобрести авторитет в обществе. Вот почему любая сила, пользующаяся доверием и авторитетом в обществе, способна в короткий срок низвергнуть слабую и никчемную власть.

Именно в такой ситуации могут проявиться преимущества общественных организаций, которые в отличие от политических партий очень часто работают с обществом напрямую и не только в период политических выборов. И чем грамотней построена работа общественной организации, чем больший интерес она представляет для самого общества, тем большим авторитетом она в нем пользуется, тем большее влияние на массы людей она способна оказывать в период политических выборов. Кроме этого общественная организация имеет еще целый ряд преимуществ перед политическими партиями. Во-первых, она в большей степени способна работать с другими политическими партиями, так как члены общественной организации могут быть членами различных политических партий и выдвигать через них своих представителей в органы власти. Во-вторых, развитая общественная организация всегда более многочисленна и дееспособна, чем политическая партия, поскольку формирование численного состава членов организации проводится не только в период политических выборов и, чаще всего, бесплатно, не за деньги как в партии. Поэтому общественная организация в состоянии проводить планомерный, квалифицированный и целенаправленный отбор руководящих кадров, в том числе и для этого постоянно и непосредственно работая с обществом.

Вот почему пройдет время и политические партии станут подструктурами общественных организаций, идя к ним на поклон перед очередными выборами. И только тогда, когда наступит такое время, общественные организации смогут управлять процессом избрания самой власти, формируя власть из народа, способную понимать не только проблемы общества, а и необходимость его развития, дающего в дальнейшем возможность создания компетентной власти. В будущем это повлияет на понимание самими представителями власти того, что стабильность власти может обеспечиваться лишь уровнем развития общества. А направлять общество на развитие должны управленческие структуры, каковыми сегодня и могли бы являться общественные организации. Вот поэтому, в итоге, общественная организация и должна стать главным стержнем управления обществом. И только тогда, когда это станет реальной действительностью, а не пустой формальностью, мы сможем ощутить на себе результаты развития общества, способного проявиться, к примеру, в виде экономического чуда, дающего государству как независимость, так и могущество. Только после этого мы сможем говорить о современном высокоразвитом государстве, имеющем возможность  выбирать пути своего дальнейшего развития. Только после этого мы перестанем взирать на свое отсталое и нищее государство, ставшее придатком тех высокоразвитых буржуазных систем, которые дошли до собственного совершенства гораздо раньше нас и теперь используют невежество нашего общества и безграмотность нашей власти лишь для того, чтобы достичь собственного обогащения и дальнейшего своего процветания.

 

2.3 Деятельность общественных организаций в устойчивом развитии  государства

 

Основной ролью общественных организаций в условиях демократии является активное участие в формировании гражданского общества с привлечением творческого потенциала населения.

Гражданское общество – это общество, которое достигает согласия на основе общественных договоров. Согласия общества достигает тогда, когда в нем высокий уровень культуры общественного сознания. При высоком уровне культуры общественного сознания власть ослабляет свое участие в становлении и развитии гражданского общества и передает постепенно функции развития общества через общественные договора сформировавшимся через социальные проекты общественным организациям. Оставляя за собой функции организации решения текущих задач, постепенно привлекая общественные организации к разработке и корректировке основных направлений внутренней и внешней политики.

Власть, сформировавшиеся общественные организации и совершенные граждане через общественные договора должны формировать социальную ориентацию развития коллективной организации гражданского общества.   

Сейчас общественные организации начинают принимать активное участие в формировании социальной ориентации становления гражданского общества. На Гражданском Форуме, который состоялся в Москве, Президент и Глава Правительства Российской Федерации предложили общественным организациям вместе с властью вести диалог с обществом по социальному заказу и по социальным проектам через общественные экспертные советы федерального, регионального и местного уровня.

            Общественные организации выстраивают отношения с определенными слоями населения. Большинство из них осуществляет свою деятельность в направлении защиты прав человека, становлении совершенного человека и становлении совершенного гражданского общества.

            Необходимо начать выработку законодательства по устойчивому развитию коллективной организации гражданского общества, по использованию ресурсов на истинные потребности человека и общества и на духовное, гражданское, социальное и материальное благоустройство для правовой поддержки инициатив общественных организаций и граждан в становлении гражданского общества.

            Для решения государственной задачи – становления гражданского общества,  власти вместе с общественными организациями должны направить формирование рынка ресурсов и использование производственно-хозяйственной собственности на развитие форм самореализации граждан через социальный заказ и социальные проекты.

Тогда каждый гражданин будет иметь возможность и право участвовать, либо в системе развития общества, либо в системе стабильного жизнеобеспечения, либо в системе  благоустройства населенного пункта и зарабатывать нормы быта своим трудом.

            Общественные экспертные советы помогут власти ориентировать граждан в направлении развития форм самореализации через рынок ресурсов. Важным на этом этапе является кадровый вопрос. Распределением ресурса, экспертизой социальных проектов должны заниматься праведные профессионалы, имеющие духовное зрение, использующие ресурс на истинные потребности и способные к развитию коллективной организации гражданского общества. Духовность – это та почва, на которой расцветет профессионализм, приносящий плоды обществу и сохраняющий природу и жизнь будущим поколениям.

            Нравственные профессиональные эксперты включат просвещенную совершенную праведную часть общества в процесс развития коллективной организации, в производственный процесс использования ресурса на истинные потребности человека и общества.

            Праведные совершенные граждане будут  наставниками для рождающихся невежд с подражательным мышлением и для сознательных невежд в формировании внутреннего мира, чтобы они следовали духовным и материальным истинам, и тем самым, постепенно нейтрализуют организованные негативные процессы и явления в обществе.

            Повысится уровень культуры отношений населения, начнется процесс духовного благоустройства гражданского общества и процесс становления социальной формы жизнедеятельного развития и восхождения граждан в обществе.