Методика преподавания истории

ВВЕДЕНИЕ

В последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс. Понятно, что трудностей на этом пути более чем достаточно, основная из которых - недостаточное или нулевое финансирование их развития в наших школах. Эти технологии являются дорогими: приобретение компьютеров, их текущая модернизация, а развитие технологической базы и уровня безопасности требуют обновления компьютерного парка не реже, чем каждые 2-3 года, обслуживание компьютеров и сетей, покупка программного обеспечения, подключение к Internet. Помимо этого требуется высокая квалификация преподавателей, их непрерывная переподготовка и профессиональный рост [3].

Казалось бы, несложно возразить, что нет ничего проще отказаться от подобных технологий в пользу каких-либо более дешевых, таких как проекторы, книги, доска и мел, наконец, и обучать так же как учились сами. Безусловно, чему-нибудь и как-нибудь мы так научим, и, может быть, воспитаем. Но чего сможет достичь такой воспитанник в современном технократическом обществе? Таким образом, компьютерные технологии в образовании являются реальной частью культуры, и нравится это или не нравиться, а внедрять эти технологии в современной школе необходимо.

Каковы же могут быть области применения компьютерных технологий в современной школе?

Если дать некоторую свободу фантазии и всего, лишь представить, что в каждой школе есть два компьютерных зала, оснащенных, хотя бы по вчерашнему дню: компьютеры Pentium с мультимедиа, объединенными локальной сетью с подключением к Internet. Плюс к этому по компьютерному комплекту с полным набором периферии (принтер, сканер и т.п.) у администраторов, а на каждом учительском месте - компьютер с возможностью проецирования на экран. Еще раз отметим, что это - не завтрашний день, а вчерашний или по крайней мере сегодняшний. Кстати, уже сегодня в России есть средние учебные заведения, оснащенные по этому образцу.

В таких условиях модель использования информационных компьютерных технологий может быть следующей: ведение и оформление внутри школьной документации, составление расписания занятий, создание и использование базы данных по сотрудникам и учащимся, мониторинг деятельности учителей, оперативное управление учебным заведением путем интерактивных телеконференций, виртуальных планерок, передача срочной информации на экраны учительских машин, поиск и отбор информации с помощью Internet (от нормативно-правовой до покупки учебников: возможности уже сегодня очень широки), использование электронной почты для связи, например, с органами управления образованием, установка творческих связей с другими учебными заведениями, в том числе за границей, психологическое тестирование работников и детей.

В учебной деятельности: обязательное изучение компьютерных и информационных технологий, использование обучающих программ на всех предметах, компьютерное тестирование и контроль знаний, пользование каталогами и заказ книг в публичных библиотеках через Internet, использование учениками материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов, издание методических разработок учителей, школьных сборников-альманахов, газет, пользование электронными текстами художественных книг (вряд ли хоть одна школьная библиотека сможет выдать ученикам одного класса 30 экземпляров «Войны и мира»), использование электронных энциклопедий (Кирилл и Мефодий, Britannica, Брокгауз и Эфрон, предметные энциклопедии) [13].

Все перечисленные возможности не являются фантастикой и могут быть уже сегодня внедрены, но этот список ежедневно расширяется.

Попробуем более детально систематизировать активно используемые компьютерные технологии обучения по дидактическим функциям: повышают и стимулируют интерес учащихся благодаря мультимедийным технологиям, активизируют мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности, позволяют моделировать и визуализировать процессы, сложные для демонстрации в реальности (от моделирования опасных физических явлений до экономических моделей), позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся, позволяют организовывать дистанционное обучение, не только в целях заочного или экстернатного обучения, но и для учеников, пропускающих занятия по болезни, предоставляют ученикам возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов, предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы, многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, благодаря компьютерному тестированию и контролю знаний, позволяют вести экстренную коррекцию (результат - сразу).

Только на основе этих функций можно сформулировать основные тенденции, заложенные в основе компьютерных учебных технологий (КУТ).

КУТ позволяют развивать самостоятельность. Это свойство заложено в самом понятии «персональный компьютер». Работа осуществляется только в режиме «один на один». Развивают навыки самооценки. Такую возможность дают как специализированные программы контроля знаний, так и при работе с любым программным обеспечением, работает эффект: «Смог не смог», когда ученик видит результат даже раньше учителя. Развивают активность.

В отличие от таких привычных форм как лекция, просмотр видео и кинофильмов предполагают постоянное участие ученика-пользователя компьютера в происходящем, приобщают и приучают к поисковой творческой деятельности. Развивают воображение и модельное видение. Любая учебная компьютерная программа является моделью в гносеологическом смысле слова. Ученик познает реальность с помощью компьютера через условные понятия и изображения, их нельзя потрогать, они всегда фактически двумерны, несмотря на то, что используется зачастую так называемая 3D графика.

Не вдаваясь в проблемы обучения непосредственно информатике, информационной культуре, компьютерной грамотности, без знания которых невозможно представить современного культурного человека, остановимся поподробнее на использовании компьютерных технологий в учебном процессе, в частности на уроках истории.

Объект работы – компьютерные технологии. Предмет работы - компьютерные технологии в преподавании истории. Задача работы – анализ литературы по данной тематике, научно-методические основы и идеи использования компьютерных технологий в преподавании истории.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ

Анализ отечественной и зарубежной научной и методической литературы показал, что в мировой науке накоплен значительный опыт работы с компьютерными технологиями обучения математике, информатике, физики, истории.

Освещение проблем, связанных с использованием современных информационных и компьютерных технологий в учебном процессе, начато и развито в фундаментальных роботах ученых: Р. Вильямса Б. Гершунского, В. Глушкова, А. Ершова, К. Маклин, Ю. Машбица, С. Пейперта, Е. Полат. В роботах этих авторов показано, что внедрение компьютерных технологий в практику обучения есть одной из форм повышения эффективности учебного процесса.

В работах отечественных ученых М. Жалдака, Ю. Жука, В. Лапинского, В. Мадзигона, Н. Морзе, Ю. Рамского рассмотрены цели, теоретические и методологические основы, психолого-педагогические проблемы и возможности применения новых информационных технологий в процессе обучения, а также анализируются отдельные программные средства учебного назначения, обсуждаются проблемы становления компьютерно-ориентированных методических систем обучения математике, физики, информатики, истории и других предметов [5].

Технологии компьютеризированного обучения исследовали отечественные ученые А. Ашеров, О. Савельев, О. Молибог и зарубежные - Г. Клейман,  Н. Краудер, С. Пейперт, В. Скиннер.

Вопросами разработки и применения средств обучения на основе компьютерной техники и создания методической поддержки их использования занимались ученые: Н. Апатова, А. Верлань, М. Головань, А. Гуржий, Ю. Дорошенко, М. Жалдак, Ю. Жук, И. Иваськов, В. Лапинский, В. Мадзигон, Д. Матрос, Н. Морзе, С. Раков, Ю. Рамский, И. Роберт, П. Ротаенко, В. Руденко, М. Семко, О. Християнонов.

Психолого-педагогические и дидактические аспекты компьютеризации учебного процесса раскрыты в исследованиях психологов и педагогов П. Гальперина, Б. Гершунского, М. Игнатенко, Ю. Машбица, В. Монахова, П. Подкасистого, И. Подласого, Н. Талызиной, О. Тихомирова и др.

Особенности применения компьютерных технологий в учебном процессе отображены в диссертационных исследованиях В. Безуглого, Н. Голивер, С. Каялоной, К. Ковалевой, В. Краснопольского, А. Сильвейстра.

Целесообразность и пути внедрения компьютерных технологий в учебный процесс в основной школе исследовали отечественные и зарубежные ученые, а именно: О. Данилова, Ю. Дорошенко, Г. Клейман, О. Козленко, О. Легкий, Н. Матяш, Е. Неведомская, В. Пакулова, Н. Семенюк, Л. Семко, М. Сидорович, В. Смирнов, В. Соломин, Э. Шухова и др.

Г. Клейман в работе рассматривает возможности использования компьютеров в области образования. Автор отмечает, что компьютеры разрешают совершенствовать современные методы преподавания многих дисциплин и приводит разнообразные способы использования компьютера на уроке.

Проблемы информатизации учебного процесса, связанные с формированием учебно-методического комплекса и подготовкой учителей к работе в условиях открытого информационного общества исследуют ученые В. Смирнов и В. Соломин.

Ю. Дорошенко, Н. Семенюк, Л. Семко анализируют возможности компьютерной поддержки лабораторных и практических работ, а также приводят методические рекомендации по использованию компьютерных программ.

 

ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ

Программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и другие могут с успехом использоваться учителями истории. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр.

Программа PowerPoint обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. Учитель истории может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам либо использовать готовые. В Интернете можно найти коллекции готовых учебных презентаций по предмету история (например, на сайте сетевого объединения методистов Федерации Интернет-образования: http://center.fio.ru/som/). Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта.

Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора Word педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например, реферат, доклада, сообщения и т.п.) [14].

Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены в основном для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории также весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных

В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel, можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса. Известны примеры использования этой программы для создания электронных журналов.

Опыт использования Microsoft Office 2000 в школе представлен в бесплатно распространяемом компанией Microsoft комплекте учебно-методических пособий для школьных учителей, состоящем из нескольких брошюр и CD.

В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенные на ПК, CD или в Интернете. Рассмотрим основные программно-педагогические средства (ППС), предназначенные для изучения истории.

Энциклопедии. ППС этого вида предназначены для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. Можно выделить несколько типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории. Исторические энциклопедии: CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» , CD «Династия Романовых. Три века российской истории». К энциклопедиям-путеводителям, позволяющим совершать мультимедийное путешествие, можно отнести: CD «Святая Русь», «Храмы Санкт-Петербурга», «Золотое кольцо России», CD «Россия», CD «Московский Кремль». Ряд изданий можно отнести к энциклопедическим условно, они содержат познавательную информацию по частным историческим периодам, персоналиями, по истории искусства и пр. Например, CD «Эрмитаж», CD «Битва за Москву» и CD «От Кремля до Рейхстага»,CD «Генералиссимус Суворов», CD «Наполеон и Александр». И наконец, энциклопедические словари, и справочники, которые являются электронной версией «бумажных» изданий: CD «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - «Биографии: Россия» [7].

Электронные библиотеки (сборники различных текстов) представляют собой в большинстве случаев электронные версии полиграфических изданий. Они снабжены удобными поисковыми системами. В серии CD «Классика. История России» помещены собрания сочинений Н.М. Карамзина, И. Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского.

Программы-репетиторы. Эти обучающие программы ориентированы на заключительный этап обучения (в частности, на подготовку к экзамену). Примером в этом ряду является тестирующая программа для школьников и абитуриентов на CD «Репетитор по истории».

Задачники. ППС это вида позволяют организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. Обучающие программы этого типа напоминают игры, но, по сути, содержат в себе серьезные учебные задачи. Например, задачи по истории древнего мира содержатся на CD «Загадки сфинкса, предназначенные для преподавания истории», CD «Библейский компьютерный справочник».

Электронные учебники совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть основным инструментом для систематических занятий по предмету. В 1997/98 учебном году был издан первый в отечественной педагогической практике компьютерный (мультимедиа) учебник по предмету история: CD «История России: XX век». Этот учебник является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения. На сайте издательства по адресу http://www.history.ru/ можно скачать обновление к данной программе и методические рекомендации по ее использованию (в том числе подробное описание вариантов использования учебника на уроках). Позже появились виртуальные учебники CD «История Отечества IX-XVIII вв.», CD «История Отечества. 882-1917».

Электронные учебники совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть основным инструментом для систематических занятий по предмету. В 1997/98 учебном году был издан первый в отечественной педагогической практике компьютерный (мультимедиа) учебник по предмету история: CD «История России: XX век». Этот учебник является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения. На сайте издательства по адресу http://www.history.ru/ можно скачать обновление к данной программе и методические рекомендации по ее использованию (в том числе подробное описание вариантов использования учебника на уроках). Позже появились виртуальные учебники CD «История Отечества IX-XVIII вв.», CD «История Отечества. 882-1917».

Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал.

Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line [4].

Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки.

Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu.ru/). На сайте имеется библиотека электронных ресурсов, содержащая электронные тексты исторических источников на русском языке, базу статистических данных по экономической истории России конца XIX – начала XX в., аннотации книг, подготовленных преподавателями исторического факультета МГУ. Кроме того, на этом сайте можно найти коллекцию ссылок на исторические ресурсы, возможно, самую большую в русскоязычной части Интернет.

Профессионалы и любители создают в Интернете сайты, посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. Большую библиотеку античной литературы можно найти по адресу: http://cyrill.newmail.ru/index2.html. В глобальной сети имеются уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций: сайт по истории Древней Месопотамии (http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/), сайт о Древнеримской цивилизации (http://rome.webzone.ru/) и Древнеегипетской цивилизации (http://www.kemet.ru/ ). На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые предоставляют большие возможности по их использованию в педагогическом процессе.

При изучении истории XX века с успехом можно использовать материалы сайта «Из архивов русской революции», на котором открыты для доступа произведения руководителей революционного и «белого» движения.

Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» (http://www.1september.ru/ru/) и его раздел «история», который содержит электронную версию газеты «История» с архивом за 1999 – 2003 гг. (http://his.1september.ru/index.php), и сайт «Я иду на урок истории» (http://his.1september.ru/urok/). На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.

Любопытные методические разработки и характеристика современных методов обучения содержатся на сайте «Методическая копилка по истории» (http://www.altai.fio.ru/projects/group2/potok30/site/index.htm), созданном Алтайским отделением Федерации интернет-образования.

Учитель истории может найти в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения в старшей школе на сайте российской Федерации интернет-образования, а точнее, в его разделе СОМ (Сетевое объединение методистов), который расположен по адресу http://center.fio.r

Интересный проект, получивший название «Хронос – всемирная история в Интернете», был осуществлен в Интернете по руководством Б.В. Румянцева (http://www.hronos.km.ru/). Этот сайт содержит многоуровневую систему хронологических таблиц, описывающих события всемирной истории в различных  странах мира. На ряде серверов ведется регистрация и учет материалов по исторической тематике. Владельцы этих сайтов создают коллекции ссылок на ресурсы сети Интернет, связанные с исторической информацией. Наиболее полно такие коллекции представлены на сервере фирмы «Клио - софт» (http://www.history.ru) и на сайте исторического факультета МГУ.

 

 

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ

Современный процесс обучения истории характеризуется все более широким применением в нем компьютерных технологий.

Под компьютерными технологиями обучения понимают совокупность методов, форм и средств обучения, которые базируются на использовании современных компьютерных средств и направленных на эффективное достижение поставленных целей обучения в данной предметной области.

Объединяя в себе много традиционных информационных технологий, компьютерные технологии разрешают существенным образом оптимизировать процесс обучения истории. Он может стать более интересным, эмоционально насыщенным, динамическим и наглядным; компьютерная технология также способна индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс; реализовать его творческий характер, организовать гибкое управление учебной деятельностью, интенсифицировать и активизировать обучение [2].

Кроме этого, компьютерные технологии дают возможность на качественно новом уровне изучать разные курсы истории. Они предоставляют информацию в удобной для учеников форме - в виде графиков, таблиц, диаграмм, экранных картинок, а также для статической оценки исторических фактов и проведения сравнения разных объектов по какому-то параметру.

Выполняя функцию информативного сопровождения истории, компьютер способен существенным образом облегчить процесс овладения учениками, как репродуктивными умениями, так и общелогическими (систематизацией, классификацией, анализом и синтезом), а также рефлексивными (умением обрабатывать статистические данные, осуществлять сбор, упорядочение и анализ информации).

Компьютер открывает широкие возможности и для построения моделей исторических процессов.

История как наука характерна тем, что в ней преобладают методы прямого наблюдения, регистрации и классификации фактов. Тем не менее, та статическая и фрагментарная информация, которая получается в результате использования таких методов, не разрешает в полной мере восстановить, реконструировать определенный фрагмент исторического процесса. А это в свою очередь не дает возможность отделить случайное от закономерного, субъективное от объективного в ходе развития того исторического явления, которое изучается.

Имитационная компьютерная модель (которая, например, имитирует общественно-экономический процесс или военные действия) разрешает: реконструировать, уточнять числовой материал исследуемого фрагмента исторического процесса; провести динамический анализ исторической информации, которая относится к исследуемому периоду; имитировать развитие исторического процесса по годам, подсчитать коэффициенты (доходы, расходы, запасы), которые характеризуют экономическое положение каждого слоя населения, на протяжении исследуемого фрагмента исторического процесса; глубже понять смысл и значение некоторых политических событий; спрогнозировать события экономического и политического характера.

Одним из наиболее эффективных методов усовершенствования общеобразовательного процесса в контексте преподавания истории в школе есть использования учебных мультимедиапродуктов, а также доступ к информации благодаря использованию глобальных компьютерных сетей, и в первую очередь сети Іnternet.

В сочетании с традиционными и разнообразными инновационными методами обучения глобальные компьютерные сети и телекоммуникации оказывают содействие реализации принципа развивающего обучения, поскольку применение их в общеобразовательном процессе направлено на: широкое общение и сближение участников телекоммуникационных проектов, контакты с другими культурами, использование исследовательских методов, индивидуальных, парных, групповых, самостоятельных видов деятельности, развитие гуманитарного образования [8].

Место компьютера в учебном процессе в целом определяется типом компьютерной программы. Значительная часть из них предназначена для закрепления знаний. Такие программы целесообразно использовать после усвоения определенного теоретического материала в рамках традиционной системы обучения.

Другие программы, сориентированные преимущественно на усвоение новых понятий в режиме, близком к программированному обучению. Такие программы, как правило, содержат фиксированный набор обучающих влияний и не предусматривают развернутого диалога с учениками. Поэтому дидактические возможности в них относительно ограничены.

Значительно большими возможностями владеют учебные программы, которые реализуют проблемное обучение. Они разрешают не только осуществлять рефлексивное управление учебной деятельностью, но и делают ее оперативно контролируемой. В них могут учитываться такие параметры, как последовательность понятий, которые изучаются, а также время прохождения учебного материала по разделам, методы изложения и сложность задач и вопросов, типы подсказок и объяснений и т.п.

Отдельно следует отделить программы, обучение по которым строится в виде игры. За мерой влияния на ученика дидактические компьютерные игры можно разделить на следующие виды: учебные, закрепляющие, контролирующие и развивающие.

В зависимости от того, к какому виду относится игра, можно определить, на каком из этапов урока - этапе актуализации опорных знаний и способов действий, этапе формирования новых понятий и способов действий, этапе применения знаний и формировании умений - ее эффективнее применять.

На этапе актуализации опорных знаний и способов действий решения игровых задач в процессе применения компьютерных игр помогает ученикам воссоздать полученные прежде знания и способы действий. На этапе формирования понятий и способов действий предоставленная компьютером возможность глубокой концентрации на игровом материале оказывает содействие формированию новых понятий. На этапе применения знаний и формирования умений компьютерная игра разрешает ученику применять и развивать полученные знания, умение и навыки [11].

Процесс использования компьютерных игр на всех этапах урока имеет полифункциональный характер: во время решения игровой учебной проблемы формируются не только знания, но и развиваются разнообразные интеллектуальные качества, мотивация и воля, стимулируется инициатива и творческое мышление, т.е. происходит развитие личности.

Реализуя основные принципы дидактики, компьютерные технологии привносят в обучение и некоторые новые закономерности.

Во-первых, все элементы учебного процесса должны быть ориентированы на индивидуальные информационные возможности и особенности ученика, т.е. они должны владеть адаптивностью к индивидуальным особенностям ученика по форме, объему и темпу предоставления информации. Способы применения компьютерных технологий в обучении должны определяться вековыми, физиологическими и умственными возможностями школьников.

Во-вторых, обучение должно быть мультимедийным, т.е. комплексным по содержанию информации и по форме организации. Объединение в учебных компьютерных программах визуальной и звуковой форм предоставления учебной информации в значительной мере повышает ее наглядность и выразительность и тем самым разрешает превратить изучение истории в интересный и содержательный процесс.

Сознавая высокий дидактический потенциал компьютерных технологий обучения, специалисты убеждены в том, что компьютеры не должны быть преградой во взаимоотношениях учителя и учеников. Организационно любая, в том числе и компьютерная технология обучения обязательно должна содержать и традиционные формы взаимодействия учителя и школьника.

В современной школе использование компьютера чаще всего связанно с уроками информатики. Внедрять информационные технологии на других уроках очень сложно. Причин здесь есть несколько: не хватает компьютерной техники (в школах, как правило, есть лишь один компьютерный класс), большинство учителей не владеют компьютером, отсутствующая программная база (практически не существует программ, которые можно использовать на уроках).

Вместе с тем, если заглядывать в будущее, компьютер на уроках истории может играть большую роль: быстро проверять знания учеников с помощью тестов; показывать видеофрагменты с целью дальнейшего обсуждения, систематизации и обобщения полученной учебной информации; показывать графическое изображение карты с дальнейшей мультимедийной обработкой информации, которая дает возможность ученику свободно ориентироваться в пространстве исторических событий, объединять текстовую, фото-, видео- и другую информацию.

Существующие на сегодняшний день учебные компьютерные программы по истории можно поделить на такие группы: мультимедийные энциклопедии («Кирилл и Мефодий», «Архитектура», «Александр и Наполеон»; іnternet-страницы (например, «История»); тестовые программы; объяснительные программы.

Усилиями группы энтузиастов разработан пакет программ по истории древнего мира для 6 класса. Пакет программ по истории состоит из 3-х блоков, которые, в свою очередь, имеют несколько программ. Все программы объединены единым меню, но каждая из них может использоваться самостоятельно. Пакет программ рассчитан для использования в DOS І Wіndows.

Рассмотрим программу «Походы Александра Македонского» как типичную для этого блока. Она применяется при изучении темы «Восточный поход А. Македонского и образование его империи» и состоит из таких разделов:

Повторение - проверка готовности учеников к уроку с помощью тестов (20 тестов с 4 вариантами ответов).

Подготовка к походу - объяснение нового материала с помощью таблицы. Сравнивается Македония и Персия, рассказывается (в текстовой форме) о причинах похода на Персию: сравниваются территории двух государств (в графической форме - рядом с огромным Персидским государством, изображенным розовым цветом, возникает маленькая белая Македония и спустя некоторое время копироваться на Персию - несколько раз одно возле другого).

Походы Александра Македонского. На карте с помощью цветных стрелок показывается путь македонской армии (каждому года отвечает свой цвет). Когда он приближается к Тиру, Египту, Вавилону, территории Персии, Средней Азии, Индии, появляется текст с объяснением событий, которые состоялись в этом месте, или рассказ о битвах возле Граника, Иссы, Гавгамел (изображение с помощью мультипликации подвижных схем основных битв - расположение перед битвой, движение войск - с комментарием каждого события). В конце на экране появляется карта всех походов А. Македонского.

Распад государства А. Македонского - появляется карта государства А. Македонского и текст, где речь идет о его смерти, а также о распределении его государства между диалогами.

Закрепление - тестирование с контролем времени для проверки уровня усвоения нового материала.

В конце программы выставляются каждому ученику две оценки за урок (домашняя работа и усвоение нового материала). Программа «Александра Македонского» рассчитана на синхронную работу класса на протяжении 45 минут. Объясняет новый материал учитель (переход от одного события к другому на мониторах происходит по его команде). Вместе с тем эта программа может использоваться для самостоятельной подготовки, а в случае отсутствия определенного количества компьютеров для всего класса для групповой работы (по 2-3 ученика на один компьютер).

Таким образом, использование компьютера в учебном процессе значительно повышает его эффективность; его можно использовать не только на уроках, а и внеурочное время.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ отечественной и зарубежной научной и методической литературы показал, что в мировой науке накоплен значительный опыт работы с компьютерными технологиями обучения математике, информатике, физики, истории.

В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенные на ПК, CD или в Интернете. Рассмотрим основные программно-педагогические средства (ППС), предназначенные для изучения истории.

Современный процесс обучения истории характеризуется все более широким применением в нем компьютерных технологий.

Под компьютерными технологиями обучения понимают совокупность методов, форм и средств обучения, которые базируются на использовании современных компьютерных средств и направленных на эффективное достижение поставленных целей обучения в данной предметной области.

Объединяя в себе много традиционных информационных технологий, компьютерные технологии разрешают существенным образом оптимизировать процесс обучения истории. Он может стать более интересным, эмоционально насыщенным, динамическим и наглядным; компьютерная технология также способна индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс; реализовать его творческий характер, организовать гибкое управление учебной деятельностью, интенсифицировать и активизировать обучение.

Кроме этого, компьютерные технологии дают возможность на качественно новом уровне изучать разные курсы истории. Они предоставляют информацию в удобной для учеников форме - в виде графиков, таблиц, диаграмм, экранных картинок, а также для статической оценки исторических фактов и проведения сравнения разных объектов по какому-то параметру.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Антонова, Т.С. Первый компьютерный учебник «История России. ХХ век» Т.С. Антонова, Т.В. Батаева // Преподавание истории в школе. - 1998. - № 4. - С.57-60.

Берельковский И.В., Павлов Л.С. История. Методика преподавания. – М., 2001.

Ванина Э.В. Диагностика результатов обучения истории в школе // Преподавание истории и обществоведения в школе. - 2001. - № 4. – С. 22-27.

Вихрев В.В. Компакт-диск по истории древнего мира // Преподавание истории и обществоведения в школе. – 2001. - № 6. – С. 43-45.

Журнал «Информатика в школе». - № 1-6, 1998.

Журнал «Компьютер в школе». - №1-6, 1998.

Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Владос, 2001. - С. 169.

Материалы VIII-IX Международных Конференций «Применение новых технологий в образовании». Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – М., 1997.

Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». – М.: МИФИ 1998.

Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. – Пермь: ПРИПИТ, 2004. - С. 14.

Приложение к газете «Первое сентября» «Информатика». – М., 1999.

Румянце, В.Б. Всемирная истории в Интернете / В.Б. Румянцев // Преподавание истории в школе. - 2002. - № 8. - С.75.

Рыжкова Н.Г. Использование компьютерного учебника на занятиях по истории // Преподавание истории и обществоведения в школе. – 2000. - № 3. – С. 52.

Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания / Чернов А.В. // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 8.- С. 40-46.