Федеральная служба охраны Российской Федерации в системе обеспечения безопасности Российской Федерации

Введение

Актуальность темы исследования. Период реформирования Российского государства характеризуется наличием коренных изменений во всех основных сферах общественной жизни. Это связано с переориентацией на рыночные принципы и механизмы в организации экономического производства, трансформациями в системе политического управления и государственной власти, реформированием системы обеспечения государственной безопасности. При этом процессы формирования гражданского общества и правовой государственности в России невозможны без соответствующего уровня правосознания, адекватного развития правовой культуры общества и граждан, высокого статуса правовых ценностей.

Создание ведомства, ответственного за государственную безопасность и обеспечение личной охраны должностных лиц, во многом было вынужденной мерой. Именно отсутствие координации и централизованного подчинения различных служб, отвечающих за охрану первых лиц государства, и привело к убийству императора Александра II. Лишь после этого трагического террористического акта в руководстве России возникло устойчивое понимание необходимой консолидации всех сил и средств в борьбе с террором, создания единой структуры, обладающей как полномочиями, так и возможностями предотвратить революционный террор против лично императора и членов его семьи, способной обеспечить безопасность первых лиц государства как в местах их постоянного пребывания, так и во время поездок по стране и за рубеж.

В настоящее время значение и важность подобных органов вышли на новый уровень. Это объясняется усложнением международных отношений и небывалым всплеском террористической активности. Вышеуказанные структуры занимаются не только непосредственной охраной должностных лиц, но и разработкой новых программ по обеспечению охраны, совершенствованием уже существующих методов и внедрением современных технологий в свою деятельность.

Необходимость охраны "первых лиц" (должностных лиц) государства существовала всегда. Цари, короли и султаны занимая "руководящую должность" практически сразу же начинали формировать личную гвардию, в обязанность которой входило обеспечении личной безопасности правителя на протяжении всей его должностной деятельности. Потому что угроза покушения, террористического акта существовала, существует и будет существовать всегда. Ведь абсолютно всем гражданам угодить не представляется возможным.

Цель и задачи исследования. Целью работы является комплексный анализ деятельности Федеральной службы охраны Российской Федерации в системе обеспечения безопасности Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

Рассмотреть понятие безопасности в Российской Федерации

Исследовать систему безопасности в Российской Федерации

Рассмотреть понятие и принципы деятельности Государственной охраны

Исследовать структуру, основные задачи и организация  деятельности федеральных органов государственной охраны

Проследить историю становления  Федеральной службы охраны Российской Федерации

Раскрыть задачи Федеральной службы охраны Российской Федерации

Рассмотреть структуру Федеральной службы охраны Российской Федерации

Рассмотреть основные полномочия Федеральной службы охраны Российской Федерации

Объектом исследования является Федеральная служба охраны Российской Федерации

Предметом деятельность Федеральной службы охраны Российской Федерации в системе обеспечения безопасности Российской Федерации.

Методы исследования. Своеобразность, сложность, многоаспектность и междисциплинарный характер проблемы определили выбор методологических подходов, способствующих решению поставленных задач и раскрытию темы. В основу методологии исследования положен диалектический метод познания политико-правовых процессов и явлений. позволяющий видеть их в развитии и взаимодействии. Также использован ряд общенаучных, частно-научных и специальных методов исследования (системного анализа, конкретно-исторический, сравнительно-правовой. логический и другие методы).


Глава 1. Безопасность в Российской Федерации: понятие и система

1.1 Понятие безопасности в Российской Федерации

Безопасность предполагает состояние объекта, в котором ему не может быть нанесено существенного ущерба или вреда и свойство объекта, характеризующее его (объекта) способность не причинять другим объектам существенный ущерб  или вред. Это одна из современных трактовок понятия; в числе других: безопасность есть соблюдение интересов человека, общества, государства или же сохранение уклада, образа жизни.

Вместе с тем, как показывает опыт, безопасность не может быть сведена исключительно к защищенности. Например, основу обеспечения глобальной безопасности в конце XX — начале XXI в. составляло поддержание состояния незащищенности ведущих ядерных держав от ракетно-ядерного нападения. В этой связи СССР и США, заключив договор о противоракетной обороне (ПРО), фактически пришли к соглашению о том, что повышение уровня противоракетной защищенности не укрепляет, а, наоборот, снижает их безопасность, поскольку у противоположной стороны возникает возможность нанесения безнаказанного ядерного удара.

Некоторые исследователи обратили внимание на то, что закон РФ «О безопасности»[1] определяет безопасность посредством тер­минов, которые также требуют своего определения. В частности, понимание «жизненно важных интересов» как «потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и го­сударства»[2] , лишь усиливает неопределенность дефиниции. По­скольку интересы и потребности невозможно защищать, а можно только удовлетворять[3], то нельзя и обеспечить «состояние защи­щенности» потребностей или интересов. Кроме того, поскольку угроза представляет собой лишь форму выражения агрессивного намерения, то защититься от угрозы невозможно.

Обращает на себя внимание и то, что недостаточная опреде­ленность содержания «жизненно важных интересов» и «внутрен­них и внешних угроз» создает возможность смещения акцентов в сфере безопасности на защиту корпоративных интересов под прикрытием «интересов личности, общества и государства».

Иными словами, законодательное определение безопасности отражает не понятийный, а практический подход к трактовке феномена. Вследствие этого в дефиниции не раскрывается сущность безопасности, а лишь выражаются утилитарные пожелания о «защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Осознание исследователями ограниченности понимания безопасности как «состояния защищенности» привело к появлению большого количества альтернативных определений. При этом безопасность, как правило, рассматривается как отсутствие опасности[4]  (угроз ), свойство (атрибут) системы; специфическая деятельность (по нейтрализации реальных и потенциальных угроз обществу и государству; по обеспечению благоприятных условий для развития России, защите жизненно важных национальных интересов общества и государства, достижению национальных целей); совокупность факторов, обеспечивающих жизнеспособность государства, благоприятные условия для развития[5]  и т.п.

Многие авторы искренне стремятся придать понятию безопасности более современный смысл, соответствующий реальным условиям обеспечения безопасности Российской Федерации. Однако замена устаревших представлений на более современные не решает проблемы. В настоящее время определений безопасности стало настолько много, что непонятно, какие из них брать за ос­нову при проектировании системы обеспечения безопасности России. Кроме того, не исключено, что современные представления о безопасности окажутся такими же конкретно-историческими и преходящими, как и предыдущие. И поэтому существует опасность, что мы вновь можем оказаться перед необходимостью пе­реосмысливать свои представления после очередной катастрофы.

Широта представлений о безопасности вполне естественна, поскольку чем сложнее и богаче определяемый объект, тем больше описывающих его дефиниций. Однако такое многообразие не всегда тождественно раскрытию его природы.

Существуют понятия безопасности личности, безопасности государства, безопасности общества (каждого внутригосударственного сообщества людей), международной (глобальной и региональной) безопасности. Каждый вид безопасности самоценен и находится в связи и зависимости друг с другом. Однако научное исследование должно идти вглубь и изучать в системе, но как самостоятельный объект, каждый вид безопасности и в определенном аспекте, в данном случае с позиций международного права, в известной степени норм национального права и политических реалий.[6]

В зависимости от того, кто выступает субъектом и объектом – отдельный человек, общество, государство или сообщество государств – устанавливается тот или иной вид безопасности. Соответственно предметом усилий по ее обеспечению становятся личная, общественная, национальная (государственная) или международная (глобальная и региональная) безопасность. Представляется, что все эти виды находятся в тесной взаимосвязи, ведь если  массово не обеспечена безопасность личности, едва ли можно говорить о безопасности общества, государства, а в конечном итоге и всего мирового сообщества.

Этимологически слово «безопасность» означает «отсутствие опасности, сохранность, надежность»; «положение, при котором не угрожает опасность кому, чему».

С мировоззренческой точки зрения понятие безопасности представляет собой весьма сложное социально-политическое явление, охватывающее многие стороны жизни. В самом общем виде безопасность - это состояние или положение, когда нет опасности. Однако, как показывает история, такого состояния достичь ни отдельному человеку, ни различным видам его сообществ пока не удавалось[7].

В юридических энциклопедиях безопасность (англ. sofety, security) определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основные объекты безопасности: личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность».[8]

Теоретически можно выделить два вида безопасности:

- гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений, катаклизмов для социума (социальной общности или отдельной личности, социальной системы);

- реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять им. [9]

Проблемы безопасности всегда стояли перед каждым человеком и человечеством в целом. Они приобрели принципиально новые черты в современном мире, который многолик, динамичен и полон острых противоречий.

В современной научной литературе понятие безопасности – национальной, региональной, международной – выводится в качестве синтеза итогов соединения, взаимодействия внутренней и внешней политики любого из государств и всех их вместе взятых, со всем многообразием международной жизни. Когда речь идет о национальной безопасности, то, прежде всего, имеется в виду безопасность государства, но понимаемого не как система властных и управленческих структур, а как исторически сложившийся способ существования нации или группы наций и этносов[10].

Понятие безопасности вошло официально в политическую практику Российской Федерации лишь в 1992 году с принятием закона "О безопасности", который зафиксировал следующие принципиальные положения:

- безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;

- жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства;

- реальная и потенциальная угроза безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению всех видов безопасности.[11]

С политологической точки зрения вполне правомерно определение безопасности как состояния, тенденций развития и условий жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается свободное, соответствующее собственной природе и самоопределяемое функционирование. До 1992 года в теории и публицистике основное внимание уделялось вопросам международной безопасности, а при рассмотрении проблем безопасности государства использовался обычно термин "национальная безопасность", заимствованный из “Закона о безопасности” США, принятого в 1947 году и ставшего примером всеобщего подражания.

Поскольку атрибутом безопасности является состояние защищенности, исходной посылкой при рассмотрении проблемы безопасности является понятие «угроза» и «опасность».

Угроза может определяться, как «обещание причинить кому-нибудь вред, зло»; действия или намерения «угрожать, грозить, стращать, наводить опасность либо опасение, держать под страхом, под опаскою, приграживать; «запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность, зло», «намерение нанести (физический, материальный или другой вред общественным интересам, а также отдельным лицам и их интересам».

Анализ законодательных актов и официальных документов свидетельствует, что речь идет об угрозе безопасности как о явлении, которое потенциально объективно существует, а при определенных неблагоприятных условиях может стать реальностью и способно нанести ущерб личности, нации и государству. К числу угроз национальной безопасности России можно отнести:

- территориальные претензии;

- посягательства на государственное единство и территориальную целостность страны;

- вмешательство во внутренние дела государства;

- локальные войны и вооруженные конфликты, прежде всего внутри и в непосредственной близости от границ Российской Федерации;

- распространение ядерного и других видов оружия массового поражения;

- качественное и количественное наращивание вооруженных сил другими странами близ границ Российской Федерации;

- международный терроризм;

- ущемление экономических интересов государства;

- посягательства на национальное достояние, в том числе природные богатства страны;

- массовая дискриминация российских граждан в зарубежных странах;

- нанесение ущерба экологической системе жизнеобеспечения.[12]

В рамках теории безопасности, наряду с понятием «угроза» употребляется также термин «опасность».

Под этим термином понимается объективно существующая возможность негативного воздействия на социум, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательные динамику или параметры. Поэтому весьма важно определить источники опасности.

 Исследователи выделяют шесть значений последнего:

1) целеустремленные враждебные намерения и действия одних субъектов против других, а также вредные следствия просчетов, ошибок, безалаберности людей в своих действиях;

2) риск;

3) вызов;

4) природные катаклизмы, наносящие ущерб самой природе и обществу;

5) оценка явлений с точки зрения возможного ущерба;

6) предчувствие событий, способных причинить вред людям и природе[13].

Под источниками опасности понимаются условия и факторы, которые потенциально таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу.[14]

 По своему генезису источники опасности имеют естественно-природное, техногенное и социальное происхождение.[15] Традиционно система безопасности в человеческих сообществах строилась преимущественно для отражения опасности, имеющей социальное происхождение. Отсюда базисными категориями при определении опасности выступали такие понятия как враг, противник, внешний или внутренний, а возможность достижения безопасности связывалась только с победой над врагом. Однако по мере развития человечества возникает потребность рассмотрения уже не персонифицированной опасности, а глубокого ее осмысления как категории, явления, предполагающей конкретное определение источника опасности и характера угрозы.

По степени вероятности возникновения различают реальную, потенциальную и мнимую опасности. Реальная опасность предполагает немедленное реагирование на возникшие отрицательные воздействия. Потенциальная связана с будущими отрицательными условиями деятельности государства, общества и личности. Мнимая опасность представляет собой субъективное преувеличение реально не существующей опасности.[16]

При этом каждая объективно существующая опасность может рассматриваться в качестве потенциальной угрозы, т.е. при определенных условиях способна стать конкретной угрозой и нанести реальный ущерб интересам государства, общества или личности, то данные явления принято рассматривать в совокупности. Специалисты, исходят из того, что существуют не отдельно взятые угрозы и опасности, а имеет место определенная система опасностей и угроз безопасности.

Исторически сложилось так, что международные отношения веками строились как отношения, направленные на распределение и перераспределение сфер влияния, ресурсов и т.д., а силовой фактор и военная мощь были при этом доминирующими (на них чаще всего и базировался дипломатический успех)[17].

Со второй половины ХХ в. стала набирать силу тенденция к утрате “силовых факторов” своей роли фундамента мировой политики и замещения его политическими инструментами. Принципиально важным является в этой связи понимание того, что безопасность государства в современных условиях прямо зависит от безопасности всего международного сообщества в целом или от международной безопасности. Последнюю в соответствии с общим определением безопасности можно определить как защищенность системы международных отношений от угрозы их дестабилизации, конфронтации, вооруженных войн и конфликтов (например, как “состояние международных отношений, исключающее нарушение всеобщего мира или создание  угрозы безопасности народов, в какой бы то ни было форме”[18]

В современной российской политологии термин безопасность используется весьма широко. В научных сообщениях и печати, помимо безопасности личности, общества и государства, появились понятия общественной безопасности, внутренней и внешней безопасности, информационной безопасности. [19]

Общественная безопасность, включающая в себя борьбу с преступностью, охрану общественного порядка, обеспечение личной безопасности граждан и сохранности всех видов собственности, является лишь стороной национально-государственной безопасности. На самом же деле безопасность общества или общественная безопасность лежит скорее в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.[20]

Внешняя безопасность означает в России защищенность жизненно важных интересов страны от угроз и рисков, исходящих от внешних процессов и явлений. Внешняя безопасность - забота министерства иностранных дел, министерства обороны, министерства внешнеэкономических связей, внешней разведки, экспортных компаний и фирм.

Внутренняя  безопасность определяется аналогичным образом, но по отношению к внутренним процессам и явлениям. С министерской или ведомственной точек зрения такое деление оправдано. Соответственно, внутренняя безопасность лежит на федеральной службе контрразведки, министерстве внутренних дел, охранных агентствах и так далее.

Информационная безопасность предполагает государственную и судебную защиту государственных, общественных и частных банков данных, средств обработки и передачи информации.

Военная  безопасность определяется как состояние защищенности страны от реальных и потенциальных угроз, включая посягательства военного характера на независимость и территориальную целостность страны.

Экономическая безопасность может быть определена, как способность экономической системы функционировать и развиваться в условиях действия различных угроз. При этом принципиальное значение имеет наличие возможности своевременной ликвидации, ослабления или компенсации этих угроз, избежания их накопления; преодоления неблагоприятных внешних воздействий, обеспечения устойчивости положения системы и ее субъектов. Иначе говоря, достижение определенного уровня экономической безопасности означает наличие экономических, геополитических, экологических, правовых и иных условий, создающих иммунитет страны от дестабилизирующих воздействий, поддерживающих ее конкурентоспособность на мировых рынках и устойчивость финансового положения.

Природная или экологическая безопасность. Зачастую в экономической литературе эти понятия разделяются. Тогда под природной безопасностью понимается система мер, направленных на защиту человека и объектов окружающей среды от природных факторов риска таких как, пожары, наводнения, землетрясения, лавины, оползни и т.д., а под экологической - защищенность жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду[21].

Под продовольственной безопасностью понимается обеспеченность государства продовольственными ресурсами, способность государства вне зависимости от внешних и внутренних угроз удовлетворить потребности населения в продуктах питания в объемах, качестве и ассортименте, соответствующих принятым стандартам и нормам.

Таким образом, в современных условиях обеспечение безопасности является постоянной функцией любой социальной системы. Оно охватывает все стороны их жизнедеятельности и приносит результаты лишь при комплексном подходе. Все это предполагает выделение в рамках внутренней, внешней и военной политик самостоятельных мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности субъектов безопасности, получивших в рамках отдельного государства название политики и стратегии национальной безопасности

 

1.2 Система безопасности в Российской Федерации

Система национальной безопасности — это совокупность государственных структур и негосударственных организаций, функционирующих в сфере защиты прав и свобод человека, базисных ценностей общества от внешних и внутренних угроз, а также соответствующая подсистема законодательных актов государства и нормативных документов (уставов, деклараций, программ и т.д.) негосударственных организаций.[22]

Такое определение системы национальной безопасности органично вытекает из определения национальной безопасности, которое, по мнению авторов, может быть изложено в следующей редакции. «Национальная безопасность — это степень (мера, уровень) защищенности жизненно важных интересов, прав и свобод личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз или степень отсутствия угроз правам и свободам человека, базовым интересам и ценностям общества и государства».[23]

В Российской Федерации политики и специалисты, пользующиеся термином "национальная безопасность", трактуют его по-разному. Многие из них полагают, что безопасность Российской Федерации, как страны, целесообразно определять термином национально-государственная безопасность, ибо в нем отражается как многонациональный характер России, так и федеративный характер ее государственности. Тем более, что, согласно соответствующему закону Российской Федерации, основным субъектом обеспечения безопасности является государство. В нем под национальной безопасностью понимается совокупность безопасности личности, общества и государства. Как категория политической науки она характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

Большинство угроз — как реальных, так и потенциальных — может быть нейтрализовано или ослаблено путем разработки средств преодоления кризисных явлений в России, укрепления ее государственных институтов, а также путем проведения эффективной внешней политики.

Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.

Основные средства и ресурсы обеспечения национальной безопасности, помимо объективных преимуществ географического положения России и наличия у нее стратегических ядерных вооружений, связаны с ее интеллектуальным богатством, возможностями ее природы и недр, перспективами в области демографии, высоким научно-техническим потенциалом и рядом других факторов. Особо следует подчеркнуть определяющее значение интеллектуального потенциала как первоисточника всех прочих ресурсов общества и государства. Россия продолжает сохранять уникальный научно-технический и производственный потенциал, который необходимо поддерживать и использовать для повышения эффективности российской экономики. [24]

На территории России сосредоточено значительное количество полезных ископаемых, включая топливно-энергетическое сырье, руды черных и цветных металлов, редкоземельных элементов, драгоценных металлов и других видов стратегического сырья, достаточных не только для собственных нужд, но и для экспорта.

Основными предпосылками обеспечения национальной безопасности в военной области являются сохранение достаточного потенциала ВПК (и прежде всего научного), проведение военной реформы и обеспечение на этой основе стратегической стабильности.

 

Таким образом, система национальной безопасности в демократическом государстве включает в себя в качестве полноправного субъекта отношений общественные структуры, поскольку сфера безопасности может быть монополией государства только в условиях тоталитарного режима. Подчеркнем, что в гражданском обществе неправительственные структуры и организации являются полноправными элементами системы национальной безопасности в рамках диверсифицированных механизмов демократии участия.

В Cтратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, отмечается, что поддержание необходимого уровня национальной безопасности и противодействие различным угрозам личности, обществу и государству предполагают активное участие в этом процессе общественных организаций и объединений, политических партий и граждан.[25] Национальная безопасность непосредственно связывается с устойчивым самоподдерживающимся демократическим развитием и рассматривается как его интегральная составляющая.

Таким образом, в правовом поле демократического государства (или такого государства, которое стремится стать демократическим) фигурируют как государственные органы и государственные должностные лица, так и независимые общественные организации, которые руководствуются своими декларациями, уставами, программами и т.д. [26]

Взаимоотношения государственных и негосударственных (общественных) структур строятся по принципу взаимодействия и противовесов. Как следствие такого сложного переплетения институтов и их совместных действий рождается и укрепляется новое системное качество, достигается адекватная демократическим государствам степень (мера, уровень) отсутствия угроз правам и свободам человека и универсальным базовым интересам и ценностям государства и общества.

Закон  РФ "О безопасности” [27] (ст.8) определяя систему безопасности, относит к ней :

- органы законодательной, исполнительной и судебной властен;

- государственные, общественные и иные организации и объединения;

- граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом;

- законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Данное положение может быть взято в основу при исследовании вопроса о механизме обеспечения национальной. Поскольку в систему безопасности включаются государственные органы, общественные организации и граждане, постольку, следовательно, их можно рассматривать в качестве составляющих механизма обеспечения. Однако нельзя не учитывать того обстоятельства, что на общественные организации (объединения) и граждан функционально обязанности по обеспечению безопасности не возлагаются. Они могут принимать участие в обеспечении безопасности, без их участия практически невозможно на должном уровне решать эти вопросы, но в их непосредственные функции это не входит, Поэтому законодатель определяет, что основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти (ст.2 Закона "0 безопасности”).

Государство, являясь основным субъектом обеспечения национальной безопасности, выступает ее гарантом и, следовательно, осуществляет основные функции организации и руководства данной сферой деятельности.

Государство представляет собой институт, состоящий из учреждений, государственных служащих и взаимодействий между ними. Эти взаимодействия являются профессиональными отношениями, которые обусловлены определённым правовым полем. Правовое поле, находясь под воздействием современного миропорядка, имеет несколько уровней:

Уровень международного права;

Уровень национального законодательства (Конституции, Концепции);

Уровень указов и кодексов;

Уровень внутриведомственных регламентов.

Безопасность государства означает не только безопасность составляющих государственной системы, но и эффективное регулирование всех процессов происходящих в обществе посредством тщательно спланированного и логичного правового поля.

Что касается составляющих государственного института, его рассматривают  как механизм средств государственного воздействия на общественные процессы. «Механизм государства есть структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы. В нём есть следующие элементы:

государственные органы;

публичные службы и корпорации;

процедуры принятия государственных решений;

ресурсное обеспечение;

государственные служащие.[28]

Для функционирования механизма нужно соблюдение условий:

обеспечить стабильность власти и устойчивость конституционных институтов. последовательно выполнять функции, возложенные на гос органы.

правильно использовать методы правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах.

поддерживать баланс экономического механизма государства, не допуская преувеличенной роли одних и недооценки других.

способствовать демократизации власти и широкому участию граждан в  управлении государственными делами».

Основополагающим принципом государственного регулирования в сфере обеспечения национальной безопасности является ориентация на государственно - правовой механизм противодействия угрозам национальной безопасности и реализация национальных интересов и целей. [29]

Исполняя политическую и социальную функции, Российское государство целенаправленно воздействует на сферу обеспечения национальной безопасности с помощью определенных средств и системы своих органов.

Система государственных органов, с помощью которых обеспечивается устранение или нейтрализация угроз национально-государственным интересам страны и самому ее существованию, защищаются права и свободы человека, материальные и духовные ценности общества, и составляет государственно-правовой механизм обеспечения безопасности страны.[30]

Основываясь на понятии механизма правового государства, можно определить механизм обеспечения национальной безопасности как единство организационно оформленных государством специальных органов, которые в соответствии с интересами человека, общества и государства решают.

Задачи обеспечения безопасности страны и в этих целях осуществляют в строго определенных формах государственное руководство и практически реализуют в своей деятельности функции обеспечения национальной безопасности.

Иначе говоря - это совокупность органов государства, реализующих основные направления деятельности по обеспечению национальной безопасности России.

Вместе с тем, данная совокупность не может отражать лишь количественную сторону вопроса, то есть некий перечень (сумму) государственных органов, призванных вести работу по обеспечению национальной. Для успешного решения данной задачи необходимо самое тесное взаимодействие всех органов, к компетенции которых относится обеспечение безопасности страны. Поэтому правомерно говорить не просто о совокупности, а о системе государственных органов, призванных решать проблему обеспечения национальной безопасности. С другой стороны, решение проблем безопасности, как показывает практика, не может быть успешным, если к их реализации не привлекаются различные общественные и иные организации (объединения) и граждане, заинтересованные в обеспечении безопасности страны, Следовательно, вопрос о системе обеспечения национальной безопасности следует рассматривать более широко, включая в это понятие не только систему государственных органов, но и всю совокупность государственных и негосударственных институтов, а также граждан страны, чьи интересы созвучны задачам обеспечения безопасности страны.

Успешное функционирование системы безопасности предполагает активную управленческую и иную деятельность государственных структур, наделенных строго определенными полномочиями.

Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства, обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Конкретная деятельность по исполнению законов и других нормативных актов, по реализации программ и осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности отнесена к компетенции исполнительной власти.

Итак, система органов законодательной, исполнительной и судебной властей, призванная обеспечивать национальную безопасность, составляет основной механизм обеспечения безопасности страны.

Что касается общественных и иных организаций и объединений, а также граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, то они также являются составной частью системы обеспечения безопасности и функционально на них такая обязанность непосредственно не возлагается.

Общественные структуры и организации являются не только необходимым компонентом, но и полноправным партнером государства в разработке проблем национальной безопасности, представляя независимые альтернативные разработки концепций, стратегий и программ.[31]

Другая важнейшая функция общественных негосударственных структур — осуществление гражданского контроля над деятельностью Системы национальной безопасности в целом и службами безопасности в частности. Исходя из того, что национальная безопасность страны является делом всего общества, а не только государственных институций, которые на самом деле являются только инструментом (хотя и очень важным) в его руках. Среди основных субъектов гражданского контроля, которые должны представлять интересы общества, можно назвать:

Парламентские структуры;

Политические партии и общественные объединения;

Средства массовой информации;

Судебные инстанции различного уровня;

Независимые аналитические центры и учреждения и другие неправительственные институции.

Общество  активно привлекается к осуществлению гражданского контроля над национальной безопасностью в таких основных направлениях:

внешняя политика в сфере безопасности (определение стратегических приоритетов политики безопасности и контроль над их имплементацией, противодействие внешним угрозам, защита российских граждан и их интересов за рубежом и т.д.);

внутриполитические процессы (определение стратегии развития государства и контроль, развитие демократических процессов, прав и свобод человека, механизмов гражданского общества, контроль над эффективностью работы органов исполнительной власти, в том числе в сфере безопасности, по предотвращению внутренних угроз и конфликтов);

функционирование, эффективность и уровень способности военной организации РФ и силовых структур гарантировать стабильное и безопасное развитие государства, свободы и права граждан в условиях симметричных и несимметричных угроз;

преодоление негативных тенденций в экономической жизни страны (коррупция, финансово-экономические кризисы, долговая зависимость и т.д.);

кризисные явления в экологической сфере и безопасность жизнедеятельности.[32]

Последним элементом в системе безопасности в РФ является законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

В целях создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в России разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Правовую основу обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации “О безопасности”[33], Закон Российской Федерации “Об обороне”; Федеральный конституционный закон Российской Федерации “О чрезвычайном положении”[34]; Послание Президента России Совету Федерации “О национальной безопасности” (1996 г.); Cтратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года  и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти других субъектов Федерации, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Принятая в настоящее время Cтратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года является по своей сути политико-правовым актом, который призван выражать совокупность официальных взглядов на состояние, цели, задачи, основные направления и первоочередные мероприятия по дальнейшему развитию системы правовых норм, регулирующих общественные отношения в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Действующие концепции и доктрины, в том числе Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года   и другие, способствуют повышению степени учета изложенных в них положений как в нормативно-правовых актах, так и в обычной повседневной практике.

В этих документах изложены концептуальные и правовые основы и названы конкретные шаги и меры по обеспечению безопасности жизненно важных интересов личности, общества и Российского государства.

Все эти документы подчеркивают то, что обеспечение безопасности является необходимой и первейшей задачей государства, общества и каждого гражданина. Организация ее решения возлагается на федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной властей, на органы власти субъектов федерации и органы местного самоуправления в пределах их полномочий.

Выводы к разделу:

 

Безопасность предполагает состояние объекта, в котором ему не может быть нанесено существенного ущерба или вреда и свойство объекта, характеризующее его (объекта) способность не причинять другим объектам существенный ущерб  или вред. Это одна из современных трактовок понятия; в числе других: безопасность есть соблюдение интересов человека, общества, государства или же сохранение уклада, образа жизни.

Вместе с тем, как показывает опыт, безопасность не может быть сведена исключительно к защищенности.

Система национальной безопасности — это совокупность государственных структур и негосударственных организаций, функционирующих в сфере защиты прав и свобод человека, базисных ценностей общества от внешних и внутренних угроз, а также соответствующая подсистема законодательных актов государства и нормативных документов (уставов, деклараций, программ и т.д.) негосударственных организаций


Глава 2.  Федеральные органы государственной охраны: структура, основные задачи и организация деятельности

2.1 Государственная охрана: понятие и принципы деятельности

Охрана представляет собой осуществляемую с применением специальных средств и приемов специально уполномоченными на то субъектами (организациями) деятельность по обеспечению состояния сохранности от противоправных посягательств переданных под охрану объектов. Это определение, во-первых, указывает на специального субъекта данной деятельности, а именно лицо или организацию, уполномоченные осуществлять такую деятельность, а, во-вторых, указывает на признак осуществления данной деятельности с применением специальных средств и приемов, что также способствует раскрытию сути охраны.

Государственная охрана – это совокупность организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер, осуществляемых федеральными органами государственной охраны с целью обеспечения безопасности высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации и их должностных лиц.[35]

Объектами государственной охраны являются:

 лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом;

охраняемые объекты - здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти, прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны.

Создание ведомства, ответственного за государственную безопасность и обеспечение личной охраны должностных лиц, во многом было вынужденной мерой. Именно отсутствие координации и централизованного подчинения различных служб, отвечающих за охрану первых лиц государства, и привело к убийству императора Александра II. Лишь после этого трагического террористического акта в руководстве России возникло устойчивое понимание необходимой консолидации всех сил и средств в борьбе с террором, создания единой структуры, обладающей как полномочиями, так и возможностями предотвратить революционный террор против лично императора и членов его семьи, способной обеспечить безопасность первых лиц государства как в местах их постоянного пребывания, так и во время поездок по стране и за рубеж.[36]

Активизация самых разных процессов, происходившая в общественной жизни различных древних государств, оборачивалась с одной стороны увеличением потоков разных людей, которые под самыми разными и далеко не всегда оправданными предлогами желали проникнуть внутрь самых разных объектов или попасть на приёмы к самым разным должностным лицам, а с другой стороны увеличением случаев посягательств на жизнь и здоровье различных должностных лиц, похищений с разных объектов чего-либо ценного и секретного и доставки внутрь их чего-то опасного и запретного. В целях создания надежных препятствий на пути любых лиц, пытающихся осуществить что-либо им недозволенное и одновременного обеспечения без проблемного пропуска  нужных или вполне подходящих людей, предметов и грузов в том или ином направлении многие государства и различные общественные структуры принимались организовывать специальные службы, которые должны были обеспечивать круглосуточную охрану важных лиц и самых разных объектов.

 В силу постоянного возрастания количеств возникающих изо дня в день угрожающих факторов руководители таких служб принимались вводить пропускную систему, суть которой заключалась в необходимости предварительного получения всяким стремящимся или желающим войти внутрь или выйти с охраняемого объекта специального разрешительного знака или документа, а также дополнительных знаков или документов на имеющиеся предметы и грузы. Так как внутри охраняемых объектов нередко находилось множество различных зон и должностных лиц, которые во многих случаях должны были принимать отличные друг от друга категории людей и грузов, руководство указанных служб принималось использовать специфированные  пропускные знаки и документы, которые заключали в себе разного рода условности и давали права на посещение каких-то заранее определённых зон и лиц  и в определённое время. Помимо этого определялись списки вещей и предметов, на пронос или провоз которых требовалось получение дополнительных знаков и документов, а также порядки проверок соответствия всего заявленного фактическому.[37]

 В конечном итоге это приводило к тому, что в отличии от представителей более древних по своему происхождению контртеррористических подразделений и контрразведывательных служб, от которых требовалось наличие способности быстро сопоставлять все возникающие факторы и принимать конкретные решения исходя из точки зрения существующей целесообразности, от сотрудников возникавших охранных структур их создатели принимались треббовать умения обеспечивать элементарный правопорядок - способности быстро усваивать условные детали всех разрешительных знаков и документов и должностные инструкции по поводу того, что они имеют право предпринимать и что не имеют в том или ином случае, по поводу того, что представляет собой тот или иной человек, в какой-то момент оказывающийся перед ними и как разумнее будет с ним себя повести.

 Именно из факта осознания указанного отличительного момента берут своё начало все охранные службы (и все полицейские ведомства вообще), среди которых можно выделить четыре их основных типа:

Оцепительный

Спаренный 

Сигнальный

Телохранительный

Оцепительный. Своё начало берёт от государств, основанных представителями племён пастухов. Численный состав таких служб подбирался из среды неумолимых и решительно настроенных воинов. Такие воины выставлялись оцепительными линиями или оцепинениями по периметрам  расположения охраняемых объектов или нахождения охраняемых лиц. Находясь друг от друга на расстоянии вытянутой руки, они путем скрещивания своего оружия перекрывали проходы между собой перед всяким, кто пытался  между ними проехать или пройти, не имея  при этом на своей одежде или транспортном средстве заметных разрешительных знаков, дававших ему полное право на такой проезд или проход. Для тех случаев, когда  не важно кто бы то ни было пытался прорваться силой через созданное ему заграждение, воинам-охранникам были даны права на применение имевшегося у них оружия  или спецсредств с тем, чтобы ни в коем случае не пропустить через свою линию чего бы то и кого бы то ни было излишнего и постороннего. В ситуациях, когда кому-либо, не имеющему на то право, все-таки удаётся прорваться или проскочить через охраняемую линию, воины-охранники ни в коем случае не должны бросаться за ним в погоню с тем, чтобы в создавшейся суматохе через неё не смог проскочить или пробраться кто-либо ещё. Вместо этого они обязаны подать сигнал общей тревоги и вызвать на помощь специально предусмотренную резервную группу, предусмотренную распорядком на случай возникновения чего-либо подобного[38].

 В случаях же когда желавшие пройти через охраняемую линию и не имевшие хорошо заметных отличительных знаков принимались упрашивать воинов или каким-либо образом настаивать на своём, последние обязывались без вступлений в какие-либо пререкания и разговоры немедленно вызывать для производства разбирательств кого-либо старшего  специально уполномоченного решать вопросы подобного рода и проявлять непреклонность не перед чем до момента его прихода. Если же к таким воинам приближался кто-то нёсший на себе хорошо заметный разрешительный знак, то они расступались  перед ним  и брали  своё оружие  на караул  - поднимали его вертикально вверх с тем, чтобы всем поодаль расположенным охранникам стало понятно, что через охраняемую линию переходит не нарушитель порядка, а лицо, имеющее право на беспрепятственный проход.

Спаренный.  Своё начало берёт от государств, основанных представителями племён разбойников. Воины, входившие в состав служб данного типа, набирались из числа особо изощрённых и весьма проницательных лиц и в первую очередь обеспечивали охрану различных укрепленных объектов. Подобного рода объекты обычно возводились  с таким расчётом, чтобы весь их периметр обрамлен высокими зданиями, между торцовыми стенами которых имелись узкие и длинные проходы. В свою очередь каждый из подобных проходов наглухо перекрывался двойными воротами, они из которых находились в его начале, а другие в конце.   

Охранники, размещавшиеся  специальных будках  с внешней и внутренней стороны проходов, просматривали предъявлявшиеся им малоразмерные разрешительные знаки  и документы и пропускали проходивших или проезжавших внутрь через отворявшиеся первые ворота. Затем такие ворота закрывались и лица, попадавшие внутрь, оказывались отрезанными от окружающего мира  сразу с четырех сторон. Там проходивших или проезжавших подвергали более тщательным и основательным проверкам и по их результатам либо открывали вторые ворота и выпускали вошедших из ограниченного пространства либо производили задержания и увод указанных лиц силами осмотровых групп воинов внутрь зданий через специальные входы со стороны их торцов.

 В случаях, когда кто-либо не предъявлявший разрешительных знаков или документов, пытался обратить на себя внимание дежуривших охранников каким-либо иным образом с тем, чтобы таким образом попасть внутрь или выйти наружу, от последних требовалось от них наглухо закрыться  в своих будках и не выходить оттуда, пока упрашивавшие или чем-либо угрожавшие им лица не уйдут прочь от запертых ворот. В ситуациях же, когда кто-либо  пытался  взобраться на ворота или через стены с тем, чтобы перебраться через верх, охранникам полагалось срывать их вниз специальными баграми либо стрелять по таким из имевшегося у них оружие.  В свою очередь все те лица, которые пытались сокрушать преграждавшие им ворота грубой силой, вскоре после их преодоления натыкались на вторую преграду и оказывались задержанными воинами осмотровых групп, которые неожиданнл набрасывались  на них с боковых сторон из специальных помещений, находившихся внутри зданий.

Сигнальный. Своё начало берёт от государств, основанных представителями племён мошенников.

Охранные службы данного типа составлялись из числа наблюдательных и очень осторожных в своих действиях воинов. Рассредотачиваясь в окружающих людских толпах, они при виде  чего- или кого-либо подозрительного или представлявшегося опасным принимались сигнализировать яркими предметами  (типа флажков и маленьких транспарантов), вынимавшимися из чехлов или из под одежды и указыывать  ими  в сторону  подозрительного и опасного. В свою очередь другая категория воинов-охранников в лице очень метких стрелков, предварительно размещавшихся на различных возвышенных точках  вокруг охранявшихся  ими лиц и объектов  и оказываясь незаметными для окружающих, принималась следить за моментами и местами появления подобных сигналов.  Замечая  такие сигналы и определяя  по их цвету степень нависшей угрозы, они принимались либо брать на прицел указанных им в толпе лиц, либо  без всякого промедления поражать их своими очень меткими выстрелами, не причинявшими никакого вреда всем остальным окружающим.[39]

Телохранительный. Своё начало берёт от государств, основанных представителями племён приноравливателей. Воины, из которых состояли охранные службы данного типа, набирались из числа лиц могучего телосложения, отличавшихся невозмутимостью своего поведения. Подобного рода охранники обычно расставлялись вокруг охранявшихся ими лиц или объектов с таким расчётом, чтобы обеспечить их надёжное прикрытие со всех сторон. Каждому из указанных воинов определялся  его сектор  ответственности, в рамках которого он мог осуществлять пропуск только тех , кто им был специально указан и предварительно узнан в лицо. В случаях же замечаний попыток прохода  или осуществлений каких-либо резких движений по направлению к чему-либо или кому-либо охраняемому со стороны лиц, специально ему неуказанных и предварительно неузнанных им в лицо, такой воин должен был броситься им наперерез или оттолкнуть их  в сторону с тем, чтобы во что бы то ни стало не допустить случаев приближения  к  охраняемому чего бы то или кого бы то ни было явно или потенциально опасного. Одновременно с указанными действиями, такой воин должен был подать громкий  голосовой сигнал, заслышав который все остальные охранники должны были немедленно  окружить охранявшееся ими лицо или объект плотным кольцом и принять на себя любое направленное на него воздействие  или удар пусть даже с риском для собственного здоровья и жизни.

Федеральный Закон «О государственной охране»[40], являясь базовым, определяет основные принципы деятельности государственной охраны.

Под принципами деятельности в литературе понимают «наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования».

В целом, в толковых словарях под принципом понимается «основное, исходное положение... особенность, положенная в основу создания или осуществления чего-то, норма, правило, каким руководствуется кто-нибудь в жизни, поведении»[41], в связи с чем принципы часто отождествляются с нормами права, основными принципами правового регулирования, а иногда определяются как основные права и обязанности субъектов правоотношений. Необходимо отметить и то,  что если те или другие принципы получили нормативное закрепление, то они считаются нормами-принципами, под которыми, как правило, понимаются принципы, которые прямо закреплены в нормах права и являют собой внутреннее содержание этих норм [42].

Принципы  деятельности можно определить как основы создания и направленности соответствующей деятельности, которые полнее всего выражают содержание законодательства, которое регламентирует организацию и деятельность данного института.

Рассмотрим более подробно основные принципы деятельности федеральных органов государственной охраны.

Деятельность федеральных органов государственной охраны строится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими, конспирации, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности[43] .

 При этом принцип законности является основным. Его смысл заключается в том, что только загон определяет точное и безусловное соблюдение всеми органами и должностными лицами Конституции РФ, УК, УПК, УИК, ТК, ФЗ об государственной охране, иных законов и нормативных правовых актов, имеющих отношение к обеспечению государственной охраны, ведомственных нормативных правовых актов субъектов государственной охраны, регламентирующих вопрос организации и тактики проведения охранных мероприятий..

 Не должное выполнение своих служебных обязанностей, допущенные при этом служебные проступки преследуются по закону. Сотрудник федерального органа государственной охраны, совершивший должностное правонарушение, может быть привлечён к дисциплинарной или даже уголовной ответственности.

Четкая координация законом, уважение к правам человека и непрерывность являются главными принципами деятельности охранных служб. Органы государственной охраны имеют возможность соединять гласные и негласные, конспиративные формы и методы своей деятельности, если этого требует их деятельность.

Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Суть данной статьи заключается в том, что права и свободы человека возникают и существуют не по воле государства. В качестве основы прав и свобод выступает человеческое достоинство. На этом основан и принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.[44]

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод также распространяется и на лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами федеральных органов государственной охраны.

Статьей 21 Конституции РФ установлено, что достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления.

Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Данная норма направлена на защиту граждан, которые могут пострадать от незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц. В то же время данная норма способствует укреплению законности в деятельности органов государственной власти.

Сотрудники федеральных органов государственной охраны не только обязаны уважать права и свободы человека и гражданина. Они не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека. Иначе говоря, их деятельность должна отвечать идеям гуманизма. Какую бы деятельность ни осуществлял сотрудник подразделения государственной охраны, он всегда исходит из того, что в процессе осуществляемого им правоприменения должен быть обеспечен необходимый уровень безопасности человека. Перед сотрудником подразделения государственной охраны никогда не стоит задача причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства.[45]

Во всех случаях запрещается применение методов воздействия, унижающих человеческое достоинство.

Принцип централизованного руководства значает, что Федеральная служба государственной охраны является централизованной системой органов с подчинением нижестоящих сотрудников федеральных органов государственной охраны вышестоящим и всех сотрудников федеральных органов государственной охраны директору Федеральной службы государственной охраны, для управления которой характерно единоначалие и установление подчиненности исключительно по вертикали.

Принцип  взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности. Широкий спектр задач, относящихся к обеспечению национальной безопасности, значительное число государственных органов, в чьи функции входит решение задач, связанных с обеспечением безопасности, различные уровни и содержание их основной и вспомогательной деятельности - все это требует эффективного взаимодействия государственных структур в сфере обеспечения безопасности страны.

Применительно к федеральных органов государственной охраны, их взаимодействие с участниками процесса в широком смысле есть такое состояние связи между ними, которое характеризуется взаимовлиянием, воздействием и включает обмен людьми, деятельностью, информацией с целью защиты законных интересов физических и юридических лиц.

Взаимодействие в узком смысле - это совместная или согласованная в пространстве и времени деятельность двух и большего числа субъектов по достижению одной или нескольких целей. Данное определение отражает доминирующий в юридической литературе подход к раскрытию сути взаимодействия государственных органов, ведущих охранную деятельность. Исходя из этого, данное определение можно взять за основу при рассмотрения взаимодействия применительно к деятельности органов государства по обеспечению национальной безопасности.

Таким образом, под взаимодействием органов обеспечения, национальной безопасности России следует понимать согласованную по месту и времени и закрепленную в законодательстве их совместную деятельность, направленную на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, то есть на создание и поддержание такого экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства.

Взаимодействие между вышеуказанными субъектами осуществляется на основе соглашений; совместных нормативных актов; договоров, в том числе договоров межведомственного характера; оно определяется как правами и полномочиями этих органов, так и законодательством Российской Федерации, Президентом Российской Федерации.

Сочетание гласных и негласных средств и методов имеет большое значение в деятельности федеральных органов государственной охраны. Данные методы хотя противоположны по смыслу и автономны по содержанию, но дополняют друг друга, обеспечивая тесную взаимосвязь.[46]

В законодательной формулировке рассматриваемого принципа употреблены термины «средства» и «методы».

Под методом понимается совокупность приемов и способов, применяемых для решения оперативно-тактических задач в процессе практической реализации охранной деятельности..

Средствами являются объекты, предметы материального мира, при помощи которых достигается (обеспечивается) осуществление охранной функции. К числу средств могут быть отнесены оперативная техника, оперативный учет и т. д.

Выбор органом, осуществляющим охранную деятельность, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом.

Сочетанием гласных и негласных средств и методов обеспечиваются результативность охранной деятельности, конспирация, зашифровка негласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативной информации, правильность принимаемых решений и др.

В работе службы предусматривается  четкое единоначалие, коллегиальность и оперативность при разработке важных решений.[47]

Принцип подконтрольности и поднадзорности. Контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины и специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и государственной дисциплины включает в себя три обязательных элемента: во-первых, проверку фактического результата деятельност