Задачи. Правовые ситуации

Вариант 1.

Задача 1.

Мировой судья рассматривал гражданское дело по иску  Катышева к Шамбалову, который причинил материальный ущерб истцу, залив его квартиру.

В ходе рассмотрения дела выяснилось, что Катышев ранее был ограничен судом в дееспособности, а Шамбалов в настоящее время помещен в психиатрическое лечебное учреждение, и в районном суде рассматривается дело о признании его недееспособным.

Судья оставил исковое заявление Катышева без рассмотрения, сославшись в определении на абз. 3 ст. 222 ГПК РФ.

1) Правильно ли поступил судья?

Да, правильно, так как согласно ч. 3 ст. 37 ГПК РФ права, свободы и законные интересы не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их представители. Следовательно, в суд должен был обратиться попечитель Катышева с иском к Шамбалову, самому Катышеву законом такого права не предоставляется.

Абзацем 3 ст. 222 ГПК РФ предусмотрено, что суд оставляет заявление без рассмотрения, если заявление подано недееспособным лицом. В данном случае под недееспособным лицом понимается как полностью недееспособные лица, так и ограниченно дееспособные (см. Гуев А.Н. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ (постатейный). - Система ГАРАНТ, 2009). Таким образом, действия суда правомерны.

2) Назовите основания, процессуальный порядок и последствия оставления заявления без рассмотрения.

Основания: статья 222 ГПК РФ предусмотривает семь оснований к оставлению заявления без рассмотрения:

истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора;

заявление подано недееспособным лицом. Предполагается недееспособность заявителя на момент возбуждения гражданского дела. Утрата этого качества на более поздних стадиях правомерно начавшегося процесса служит основанием к приостановлению производства, а не к оставлению заявления без рассмотрения. Недееспособность определяется в соответствии со ст. 37 ГПК исходя из возраста заявителя либо на основании решения суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным.

заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.

в производстве этого или другого суда, арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям. Процессуальное право исключает возможность параллельного судопроизводства по тождественным делам. Рассматриваться дело должно тем судом, в котором оно было возбуждено раньше.

имеется соглашение сторон о передаче данного спора на рассмотрение и разрешение третейского суда и от ответчика до начала рассмотрения дела по существу поступило возражение относительно рассмотрения и разрешения спора в суде;

стороны, не просившие о разбирательстве дела в их отсутствие, не явились в суд по вторичному вызову.

истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.

В ч. 3 ст. 263 ГПК, регламентирующей порядок рассмотрения дел особого производства, предусматривается еще одно (специальное) основание к оставлению заявления без рассмотрения: когда при рассмотрении таких дел возникает подведомственный суду спор о праве. В этом случае заинтересованным лицам разъясняется право предъявить иск на общих основаниях.

Порядок: оставление заявления без рассмотрения осуществляется определением суда. В определении об оставлении заявления без рассмотрения суд обязан указать способы устранения обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела (ст. 223 ГПК).

Суд по ходатайству истца или ответчика отменяет свое определение об оставлении заявления без рассмотрения по основаниям, указанным в абз. 7 и 8 ст. 222 ГПК РФ, если истец или ответчик представит доказательства, подтверждающие уважительность причин неявки в судебное заседание и невозможности сообщения о них суду. На определение суда об отказе в удовлетворении такого ходатайства может быть подана частная жалоба.

Последствия: оставление иска без рассмотрения аннулирует перерыв течения срока исковой давности. В связи с окончанием дела по ряду оснований, указанных в ст. 93 ГПК, заявителю по его просьбе должна быть возвращена уплаченная государственная пошлина. Определения об оставлении заявления без рассмотрения могут быть обжалованы в вышестоящий суд, поскольку преграждают возможность дальнейшего развития процесса (ст. 371 ГПК).

3) Как следует разрешить возникшую ситуацию?

Судья должен оставить заявление без рассмотрения на основании абзаца 3 ст. 222 ГПК РФ, так как Катышев не обладает процессуальной дееспособностью  и ч. 3 ст. 37 ГПК РФ предусмотрено, что права, свободы и законные интересы не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их представители.

В данном случае заявление будет оставлено без рассмотрения, о чем судья выносит соответствующее определение. Оставление заявления без рассмотрения не препятствует повторному обращению в суд после устранения нарушений, в данной задаче заявление должно быть подписано и подано представителем Катышева.

При рассмотрении судом заявления представителя Катышева, если к этому времени не будет рассмотрено дело о признании недееспособным Шамбалова, суд будет вправе приостановить производство по делу на основании абзаца 2 ст. 216 ГПК РФ, так как ответчик в данной задаче находится в лечебном учреждении и это является основанием для приостановления производства по делу.

Если к моменту рассмотрения заявления, поданного представителем Катышева, Шамбалов будет признан недееспособным, то суд обязан привлечь к участию в деле представителя Шамбалова (если представитель уже назначен) или приостановить производство по делу на основании абзаца 3 ст. 215 ГПК РФ в связи с признанием стороны недееспособной и отсутствия у него законного представителя.

Дополнительные вопросы:

1) Понятие: прекращение производства по делу - форма окончания дела, обусловливаемого такими предусмотренными законом обстоятельствами, которые полностью исключают возможность дальнейшего судопроизводства.

Согласно ст. 220 ГПК суд должен прекратить производство по делу, если:

- дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК. Имеется в виду неподведомственность спора суду и ошибочное возбуждение дела по иску организации, не являющейся юридическим лицом, а значит, не обладающей процессуальной правоспособностью.

- имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;

- истец отказался от иска и отказ принят судом. В данном случае у истца больше нет исковых требований к ответчику, соответственно нет предмета для судебного разбирательства.

- стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом. Заявление истца об отказе от иска, равно как и мировое соглашение сторон, представляется суду в письменной или устной форме. В последнем случае они заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом или обеими сторонами. Мировое соглашение сторон не составляет основания к безусловному прекращению производства. Все здесь зависит от конкретных обстоятельств. Суд утверждает мировое соглашение сторон лишь тогда, когда такая правораспорядительная воля сторон не противоречит закону, не нарушает чьи-либо права и законные интересы. В ином случае прекращение производства по делу было бы противоправным. Перед удалением в совещательную комнату по причине отказа истца от иска или мирового соглашения сторон суд обязан разъяснить процессуальные последствия этих действий, а в определении о прекращении должны быть четко изложены условия мирового соглашения с тем, чтобы не было неясностей и споров по поводу его содержания при исполнении;

- имеется ставшее обязательным для сторон, принятое по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;

- после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена. Например, требование о восстановлении на работе, не связанное с взысканием заработной платы за время вынужденного прогула, после смерти истца утрачивает реальный смысл, и продолжение судопроизводства становится беспредметным.

Форма окончания производства по делу – оставления заявления без рассмотрения была рассмотрена при решении 1 задачи.

Приостановление производства по делу - это временная и полная остановка всех процессуальных действий по делу, вызываемая наступлением указанных в законе обстоятельств, препятствующих дальнейшему судопроизводству.

В этом случае дело хотя и не окончено, но полностью до возобновления снимается с производства. Приостановление подразделяется на обязательное и факультативное в зависимости от оснований, которые устанавливаются законом и расширительному толкованию не подлежат.

В силу ст. 215 ГПК суд обязан приостановить производство по делу в случаях:

- смерти гражданина, если спорное правоотношение допускает правопреемство, или реорганизации юридического лица, которые являются сторонами в деле или третьими лицами с самостоятельными требованиями. К смерти гражданина приравнивается объявление его умершим. Если правоотношение неотделимо связано с личностью умершего и поэтому не допускает правопреемство, дело прекращается, поскольку приостановление его становится бессмысленным;

- признания стороны недееспособной или отсутствия законного представителя у лица, признанного недееспособным. При этом подразумевается, что утрата дееспособности произошла уже после возбуждения дела. По смыслу закона применение этого основания возможно лишь при наличии судебного решения о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. При частичном ограничении дееспособности приостановление разбирательства возможно только по предусмотренным законом правоотношениям;

- участия ответчика в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов или просьбы истца, участвующего в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов;

- невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве. Здесь предполагается не любая взаимосвязанность дел, а только такая зависимость, при которой рассмотрение данного дела вообще невозможно до урегулирования вопроса, выходящего за рамки спорного правоотношения;

- обращения суда в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии закона, подлежащего применению, Конституции РФ.

В ст. 216 ГПК перечислены обстоятельства, дающие право суду по собственной инициативе или по ходатайству участвующих в деле лиц приостановить судопроизводство:

- нахождение стороны в лечебном учреждении – т.е. сторона не может учасвствовать в рассмотрении дела, так как находится на лечении;

- розыск ответчика – при неизстном месте жительства или месте нахождения ответчика, либо если ответчик скрывается и не является в суд;

- назначение судом экспертизы – до получения результатов экспертизы, необходимых для правильного и всестороннего рассмотрения дела;

- назначение органом опеки и попечительства обследования условий жизни усыновителей по делу об усыновлении (удочерении) и другим делам, затрагивающим права и законные интересы детей;

- направление судом судебного поручения в соответствии со ст. 62 ГПК (для получения необходимых доказательств для рассмотрения дела, находящихся в другом городе).

2) В соответствии с ч. 3 ст. 37 ГПК права и охраняемые законом интересы граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищаются в суде их попечителями. Признание граждан ограниченно дееспособными возможно только в судебном порядке и при условии, если они злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами. Подобные граждане ограничиваются в дееспособности в части совершения сделок, за исключением мелких бытовых, при получении и распоряжении заработком, пенсией, иными доходами (ст. 30, 33 ГК) и, соответственно, их интересы в суде представляют попечители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих граждан, признанных ограниченно дееспособными.

По остальным спорам неимущественного характера данные граждане являются полностью дееспособными и без всяких ограничений могут выступать в качестве стороны либо иного лица, участвующего в деле, например, по делам о расторжении брака (не связанным с разделом имущества), по искам о защите чести и достоинства, об установлении отцовства и другим делам неимущественного характера.

3) Для данного процесса не имеет значение процесс о признании ответчика недееспособным, так как истец не является дееспособным лицом и дело не может быть рассмотрено по существу, а заявление должно быть оставлено без рассмотрения.

Рассмотрение заявление о признании ответчика недееспособным имеет значение, когда заявление подано дееспособным лицом, то суду необходимо приостановить производство по делу во избежание отмены его решения в будущем.

4) см. 3 вопрос задачи.

 

 

 


Задача 2.

1)Правильны ли действия судьи?

Нет, действия суда неправильны, а именно, судья не имел права отказать депутату в принятии заявления об оспаривании отдельных положений регламента заседаний Законодательного собрания субъекта.

Под НПА понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. №2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).

Так как регламент заседаний Законодательного собрания субъекта является внутренним документом, т.е. локальным нормативным актом, и не является НПА, его оспаривание должно подчиняться общим правилам искового производства. Суд должен был принять заявление депутата и рассмотреть его в порядке искового производства.

Согласно ст. 45 ГПК полномочия прокурора в гражданском процессе ограничены, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Другой формой участия прокурора в гражданском процессе является вступления в процесс для дачи заключения по делу.

Так как в данном случае круг лиц, которых затрагивает НПА определен, регламент не затрагивает интересы РФ (субъектов РФ, муниципальных образований), то принимать заявление прокурора и рассматривать его суд не должен был. Т.е.  принятие и рассмотрение заявления прокурора проведено с нарушением норм законодательства о полномочиях прокурора. Прокурор, по заявлению которого рассматривается дело, не может  при рассмотрении этого же дела давать заключение по нему.

Рассматривая данное дело суд должен был принять заявление депутата и рассмотреть в порядке искового производства, так как данный регламент не является НПА. Заявление прокурора должно быть оставлено без рассмотрения, так законом ему не предоставлено полномочий для обращения в суд с такими требованиями.

2) Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел об оспаривании нормативных правовых актов?

Согласно ст. 252 ГПК заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение месяца со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. Суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания. Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.

В соответствии со ст. 253 ГПК суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Если суд установит, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то он признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Как разъяснено в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 г. №2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ» время, с которого нормативный правовой акт признается недействующим, должно быть указано в резолютивной части решения. В случае признания нормативного правового акта недействующим не со дня его принятия, а с иного времени (например, со дня вступления решения в законную силу), это должно быть обосновано в мотивировочной части решения.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 ГПК, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Дополнительные вопросы:

Понятие и процессуальные особенности производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Согласно ст. 245 ГПК суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

- по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

- по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

- по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;

- иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Таким образом, данный перечень не является закрытым и может расширяться. Перечисленные категории дел образуют понятие дел, возникающих из публичных правоотношений.

Каждый из органов судебной власти: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ разрешают отнесенные к их ведению дела в публично-правовой сфере.

Многие акты органов исполнительной власти могут оспариваться не только в производстве из административно-правовых отношений, но и в исковом и в особом производстве. Так, согласно пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК гражданские права и обязанности возникают помимо других оснований из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Поэтому целый ряд действий органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые являются юридическими фактами гражданского оборота, оспариваются в исковом производстве гражданского судопроизводства.

Процессуальные особенности производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, сводятся в основном к следующему. Предметом судебной деятельности являются публично-правовые отношения, которым в отличие от частноправовых отношений присущи императивный и властный характер, участие государства в лице его различных органов и должностных лиц. Суд разрешает спор не о гражданском, а об административном, избирательном, налоговом либо ином праве.

В качестве одного из участников данного производства в гражданском процессе выступает соответствующий орган исполнительной власти либо местного самоуправления, должностные лица. Стороны в данном производстве не принято именовать истцом и ответчиком. С одной стороны выступает гражданин либо, в определенных случаях, организация, оспаривающие соответствующий акт, действие, бездействие, а с другой стороны - орган исполнительной власти либо местного самоуправления, организация, должностное лицо, чьи акты, действия, бездействие являются предметом судебной проверки.

В силу специфики публично-правовых отношений здесь не используется ряд таких институтов искового производства, как заключение мирового соглашения, данные дела не могут быть переданы на разрешение третейского суда, по ним не применяются правила договорной подсудности, ввиду отсутствия иска не может предъявляться встречный иск, а также совершаться такие процессуальные действия, как признание иска, отказ от иска. По делам из публичных правоотношений не применяются правила заочного производства.

Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются судьей единолично, за исключением дел о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума, которые рассматриваются судом в коллегиальном составе трех профессиональных судей (ч. 3 ст. 260 ГПК).

По делам об оспаривании нормативных актов – см. вопрос 2 задачи.

По делам, возникающим из публичных отношений вправе обратиться: гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке НПА органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими НПА, а также прокурор в пределах своей компетенции (ст. 45 ГПК) вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Кроме того, с заявлением о признании НПА противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке НПА нарушена их компетенция.

Депутат может обратиться, так как он является гражданином, однако, только если нарушены его законные права  и интересы, установленные законодательством.

3)Прокурор может принимать участие в гражданском процессе в двух формах:

- обращаться в суд с заявлением;

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

-вступать в процесс для дачи заключения по делу.

Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

4) Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Регламент заседаний Законодательного собрания субъекта не является НПА, а является локальным нормативным актом и не может оспариваться в порядке, предусмотренном гл. 24 ГПК РФ.

5) см. вопрос 1


Список литературы:

ГПК РФ

ГК РФ

Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 г. №2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 г. N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции»

Гражданский процесс: Учебник (Отв. ред. проф. В.В. Ярков). - М.: Волтерс Клувер, 2004

Гуев А.Н. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ (постатейный). - Система ГАРАНТ, 2009.

Рыжаков А.П. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ (изд. 4-е перераб. и доп.). - Система ГАРАНТ, 2009.