Культура и мода в Византии

Когда мы сегодня говорим о «византийстве», то высокомерно подразумеваем под ним совершенно определенное умонастроение, а именно подобострастно-льстивую покорность подданных перед вышестоящими, готовность выполнить любое их пожелание.

Между тем первоначально это слово обозначало только неограниченную власть императора в Восточной Римской империи, требовавшую рабского повиновения. После того как римский император Константин Великий в 313 г. принял христианство, а в 330 г. перенес свою резиденцию в Византии (который с этого времени стал называться Константинополем), здесь, на границе Западной и Восточной империй, возник новый центр могучего Восточно-римского государства.

Здесь христианство и римско-эллинистическая культура образовали новое единство, которое, будучи усилено политически благодаря жесткой централизации власти, дельным чиновникам и незаурядной дипломатии, еще в течение ряда столетий оказывало решающее влияние на судьбы мира.

Следует различать три периода истории Византии:

ранневизантийский (284-610 гг.), к которому относится окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную (395 г.). В то время как Западная Римская империя в результате великого переселения народов поначалу досталась устремившимся на Запад германцам, Восточная при императоре Юстиниане (527-565 гг.) присоединила Италию и Северную Африку; император был одновременно главой государства и церкви;

средневизантийский (610-1025 гг.), когда Египет и частично Передняя Азия отошли к арабам, которые, однако, в 677 г. вынуждены были остановиться перед твердыней Константинополя. В этот же период произошло окончательное отделение Византии от Западной Римской империи (Карл Великий был провозглашен в Риме императором);

поздневизантийский (1025-1453 гг.) — период внутренних феодальных распрей и наступления турок-сельджуков и норманнов.

Все это надолго ослабило центральную власть. Крестовые походы (с 1096 г.) также затруднили ее реставрацию. Уже после того как соединенные силы крестоносцев из всех главных западноевропейских стран в 1204 г. (во время четвертого крестового похода) взяли Константинополь штурмом, в правление Михаила Палеолога удалось в последний раз восстановить на некоторое время (с 1261 г.) центр Византийской империи, но, ослабленный внутренней и внешней смутой, Константинополь в 1453 г. был окончательно захвачен турками во главе с султаном Османской империи Мехмедом II.

Создание византийской культуры было сложным, порою противоречивым процессом. Византийская цивилизация в отличии от западноевропейской в тревожные времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом греко-римских традиций.

Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV-V вв. в империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические - о природе Христа и тринитарные - о месте его в Троице. В этих спорах уже очень рано проявились различия в философской направленности Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой системы - христианства. С течением времени эти разногласия будут усугубляться и приведут к обособлению восточной - православной и западной - католических церквей.

В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием.

Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает талантливых мыслителей, писателей, поэтов: Псевдо - Дионисий Ареопагит, Григорий Назианзин, Роман Сладкопевец.

В христианской философии этой эпохи возвышается загадочная фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо-Дионисия Ареопагита. Его грандиозная религиозно - философская система соединяет неоплатонизм с христианством.Григорий Назианзин был не только выдающимся богословом, но и талантливым писателем и поэтом

Третьей яркой звездой в созвездии талантов ранней Византии был поэт Роман Сладкопевец. По силе таланта, самобытности поэтического мышления, искренности и глубине чувств знаменитому гимнографу по праву принадлежит первое место в церковной поэзии. В своих произведениях Роман выразил стихию народной поэзии и мироощущениях широких масс населения.

VI век был богат выдающимися историческими сочинениями. Среди историков этого столетия первое место принадлежит Прокопию Кесарийскому. Прокопий - блестяще образованный ритор и юрист, посвятил себя дипломатической и придворной карьере. Советник и доверенное лицо полководца Велисария, он совершил со своим патроном многие дальние походы, участвовал в завоеваниях королевства вандалов, воевал против персов и других врагов империи. Свои огромные знания, жизненный опыт он вложил в созданные им исторические сочинения. Основной его работой считается «Тайная история», написанная в глубокой тайне, она с предельной откровенностью обнажает все пороки империи и ее правителя.

С Х в. наступает новый этап истории византийской культуры. С этого времени начинается известная стабилизация общественного сознания, завершается систематизация христианского богословия. Происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе.

В византийской культуре Х век был связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. В этот период были составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913-959 гг.) «Об управлении государством», «О фемах», «О церемониях византийского двора» - обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства.

В XI-XII вв. значительный расцвет переживает светское образование, базирующееся на античных традициях. В Константинополе в XI в. возродился университет - центр светского образования для всей империи. Около 1045 г. был вновь создан юридический факультет, музей законодательства, как его называли современники.

В XI-XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества.

В XI-XII вв. в Византии вновь возрождается жанр историй, столь распространенный в ранней Византии. Появляется целая плеяда выдающихся историков, в сочинениях которых ясно проступает авторская позиция, повествование приближается к современности, хронологический принцип изложения отходит на задний план, характеристики действующих лиц приобретают индивидуальную окраску.

В это же время возрождаются риторика и эпистолография. Наряду с религиозными гимнами развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия. Но новые веяния проявляются не только в эволюции литературных жанров - изменяются этические воззрения. Заметно меняется творческая позиция художников. На смену пассивному преклонению перед церковно-догматическим отображением мира постепенно приходит осознанное восприятие художником реальной действительности.

Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Становление и развитие ее приходятся на IX-XII вв.

В IX-Х вв. большое распространение в империи получают так называемые акритские песни и воинские повести, прославляющие подвиги органичных воинов-акритов.

В XII в. в Византии возрождается старый литературный жанр позднеантичного романа. Почти одновременно появляется ряд романов, прозаических, поэтических, основанных на античном сюжете. От своего античного прообраза византийский роман отличается замедленным развитием событии, углублением символизма и обилием аллегорий, дублированием эпизодов, наличием натуралистических подробностей. Культурные контакты с Западом в эпоху Комнинов оказали известное воздействие на византийскнй литературный процесс. Возрождение жанра романа связывается в Византии с именем выдающегося поэта Феодора Продрома(1100 - около 1170).

В XI-XII вв. в византийской литературе наблюдается известный подъем. Расширяется круг интересов писателей, появляются новые литературные жанры, сюжетные линии делаются динамичнее, рождаются новые стилистические формы. Ощущается постепенный отход, порою еще робкий, от закостенелых штампов и канонов, господствовавших в литературе предшествующих веков. Начинает изменяться отношение к античному наследию. Античные традиции воспринимаются уже не механически, а переосмысливаются под влиянием реальной действительности. Использование античной литературы идет целенаправленно, подчиняясь новым потребностям и новым веяниям времени. В литературе, все сильнее звучат мотивы отрицания, критики общественного строя с его унификацией и канонизацией культурных ценностей. Расцвет переживает народная литература разных жанров, народный язык получает права гражданства.

В византийском государстве вся культурная жизнь находилась под влиянием огромного штата придворных и оставалась в узких и неподвижных рамках раз и навсегда очерченного церемониала. Этой цели должна была служить и одежда. Традиция связывала ее с одеждой эпохи Римской империи, но к этому добавилось многообразное влияние Востока. Роль посредника играла сначала блестящая новоперсидская (сасанидская) культура, несколькими столетиями позже — арабская.

Что касается формы и покроя, то оба пола в принципе хранили верность антично-римской одежде. Основные компоненты византийского костюма — длинная рубаха-юбка с рукавами (туника или хитон) и плащ, который набрасывался сверху и скреплялся аграфом на правом плече. Этот плащ походил на римский сагум или лацерну (lacerna — верхнее, преимущественно дорожное, платье с капюшоном), однако был длиннее римского, причем у знати изготавливался из дорогого материала с богатой отделкой, часто с четырехугольной вставкой на груди — знаком высокого положения, подобным широкой полосе (clavus latus) на тунике римского сенатора.

Такие плащи постоянно носили знатные византийцы, император Юстиниан, его придворные чиновники, а также императоры более позднего времени, тогда как одеждой придворных чиновников в XI веке стала застегивающаяся на груди узкая, без единой складки накидка, которая закрывала также и руки. Этот мотив окутывания всех членов тела со временем проявляется все сильнее, так что даже туника с рукавами, доходящая до ступней, постепенно становится совершенно гладкой и, лишенная складок, напоминает мешок.

Наряду с плащом — повседневной одеждой придворных — встречаются изображения другого плаща, который, по преданию, носили только Христос, апостолы и некоторые святые: он имеет форму гиматия древних греков или, точнее, ту идеальную форму, которую сохраняют христианские образы и в современном искусстве. Античные формы одежды дополняются сугубо восточными мотивами: прежде всего это богатая (иногда — чрезмерно богатая) отделка, разнообразие окраски и блеск материала.

Византия с жадностью принимала восточные шелковые ткани, которые вдобавок расшивались узорами и орнаментом (большей частью с христианской символикой). Богатая отделка из золотых полосок, украшенных драгоценными камнями и жемчугом, покрывала всю поверхность одежды и усиливала впечатление прямолинейности и жесткости.

Жесткой и пышной была также и одежда знатных дам. Нижней одеждой служила туника (или стола), доходившая до ступней, плотно прилегавшая к шее, с длинными рукавами, узкими в запястье. Поверх нее нередко надевалась вторая туника с короткими открытыми рукавами. Обе туники также были богато украшены вышивкой, отделкой по краям и почти полностью утратили свой античный характер. Только плащ еще был близок к античному типу: он накладывался сзади на оба плеча, а концы спереди забрасывались накрест назад.

В качестве верхней одежды встречается также пенула с вырезом для головы, как, например, у женщин из свиты императрицы Феодоры. Модой предусматривались различные виды верхней одежды в зависимости от сословия.

В Византии, как и в Древнем Риме, головные уборы носили редко – лишь для защиты от непогоды или жаркого солнца. Крестьяне, работавшие в поле, и путешественники надевали круглые меховые шляпы с полями, низкие шапки и колпаки с отворотом.

Знать щеголяла в плоских беретах, расширявшихся кверху, а в IX веке стала модной круглая высокая шапка, похожая на фракийскую.

Женскими головными уборами служили платки, головные сетки, богато украшенные чепцы. Замужние женщины носили особую повязку восточного типа, спирально обвитую двумя платками разного цвета (наподобие императорской тиары).

Множество украшений поступало в Византию с Востока, а также из Греции и Италии – как очень дорогих и роскошных, так и доступных людям со скромными средствами. Ювелиры Византии многое переняли от греков и этрусков и достигли высокого мастерства в обработке драгоценных камней и янтаря.

Общее впечатление от византийской одежды — полная непроницаемость: наглухо закрыты руки, грудь и плечи. Нагота стала греховной. В византийской одежде — все скрывающей, все представляющей прямолинейным и плоским, полностью пренебрегающей телом — греко-римский идеал одежды перешел в свою противоположность.

 

Список использованной литературы

Анисимова Л.В. Культура Византийского государства. - М., 1989.

Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. – М., 2002.

Клишина Е.М. Культурология. Учебник. – М., 1996.

Крупина В.В. Культура Византии (исторический очерк). - М., 1986.

Удальцова В.И. Византийская культура. - М., 1991.