Выставочная деятельность в СССР 1918 г.

Введение

Актуальность  работы. Интерес к истории отечественного выставочного дела не случаен и в последнее время наблюдается его оживление как среди ученых, так и среди тех, кто профессионально занимается экспо-бизнесом в современной России. Выставочно-ярмарочному бизнесу уделяется огромное внимание и в стране, и за ее пределами. Выставки и ярмарки рассматриваются учеными-экономистами в качестве индикатора здоровых рыночных отношений, по состоянию которого можно судить об уровне развития экономики страны.

В настоящее время в России ведется активная работа по развитию вы-ставочно-ярмарочной деятельности на общероссийском и региональном уровнях. На основе Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, принятой в 2001 г., разрабатываются соответствующие нормативные документы на местах. Так, весной 2002 г. в Екатеринбурге были разработаны и на областном, и на городском уровнях документы о развитии выставочно-ярмарочной деятельности, включая международное сотрудничество в этом направлении.

На сегодняшний день в мире накоплен огромный опыт по организации и ведению выставочно-ярмарочной деятельности, особенно в таких странах, как США, Германия, Италия.

Современная выставочно-ярмарочная деятельность является сложным инструментом, с помощью которого субъекты этой деятельности достигают различных целей, поставленных в процессе их хозяйственной деятельности. Выставка сегодня дает возможность конкретному предприятию осуществлять одновременно коммуникативную, ценообразовательную, сбытовую и товарную политику.

Цель работы – проанализировать выставочную деятельность в СССР в 1918 году.

Задачами работы выступают:

- анализ истории  выставочной деятельности;

- анализ проведения выставок в СССР в 1918 году;

- характеристика выставки «Красное и белое»;

- характеристика  бульдозерной выставки

 

1. История выставочной деятельности в СССР 1918-1991 г.г.

Сразу после Второй мировой вой­ны во всем мире начинается бур­ное развитие международных эко­номических связей.

В Советском Союзе решение этой задачи стало основным направлением деятельности Всесоюзной торговой па­латы (ВТП).

Уже через год после войны, в авгу­сте 1946 года обществом «Финляндия – СССР» при непосредственном содей­ствии Всесоюзной торговой палаты в Москве прошла Финляндская индустри­альная выставка.

В то же время началась подготовка национальных выставок Болгарии, Вен­грии, Польши, Румынии, Чехословакии и других государств. В этой связи возникла необходимость создания самостоятель­ного подразделения по проведению меж­дународных выставок в рамках Всесоюз­ной торговой палаты.

В 1949 году в Палате образован От­дел выставок, преемником которого че­рез десять лет стал «Экспоцентр». В за­дачу отдела входила организация совет­ских выставок за рубежом и иностранных выставок в СССР.

Таким образом, 60 лет назад появи­лась профессиональная структура, кото­рая стала проводить международные вы­ставки на различных площадках страны. В Москве для этих целей использовались Парк культуры и отдыха имени Горького, парк «Сокольники», стадионы «Лужники» и «Динамо».

Со временем выставки стали прово­диться в столицах союзных республик и крупнейших промышленных центрах Рос­сии: в Киеве, Тбилиси, Ленинграде, Уфе, Новосибирске, Хабаровске.

В связи с ростом интереса пред­ставителей зарубежных деловых кру­гов к экономическому сотрудничеству с СССР в конце 1950-х годов возни­кает необходимость создания в на­шей стране специализированной пло­щадки для проведения международ­ных выставок.

Именно тогда, в 1959 году, «Экспо­центр» начинает историю своей деятель­ности в парке «Сокольники». В том же го­ду в парке «Сокольники» прошла первая Национальная выставка США площадью 41 тыс. кв. м.

Впоследствии Отдел иностранных вы­ставок Всесоюзной Торговой палаты был преобразован в Управление международ­ных и иностранных выставок в СССР.

Год от года росло число международ­ных и иностранных смотров, организо­ванных «Экспоцентром».

Заметным событием в жизни СССР стала крупная международная выставка «Стройдормаш» на стадионе «Лужники» в 1964 году. На выставочной площади 54 тыс. кв. м (нетто) 377 фирм из 20 стран мира продемонстрировали передовую технику и технологии для проведения до­рожно-строительных работ. Соорганиза­тором выставки выступил Государствен­ный комитет строительного, дорожного и коммунального машиностроения при Госстрое СССР – ведущее отраслевое ведомство, участие которого значитель­но повысило статус мероприятия Особое место в истории выставоч­ной деятельности нашей страны и «Экс­поцентра» занимает международная от­раслевая выставка «Химия», проведен­ная по инициативе министра химической промышленности СССР Л.А. Костандова в 1965 году. Впоследствии она была пер­вой из российских выставок, зарегистри­рованных Всемирной ассоциацией выста­вочной индустрии (UFI). Произошло это в 1975 году. Сегодня она стала базовым смотром химической промышленности и науки России.

Именно «Химия» положила начало регулярно проводимым «Экспоцентром» отраслевым смотрам с представитель­ным участием отечественных и зарубеж­ных фирм.

В 1970-х годах число выставок и яр­марок, проводимых «Экспоцентром» в СССР, достигло трехзначной цифры.

В 1972 году состоялось 143 смотра.

В 1976 году прошло 237 выставок, в которых приняли участие почти 4500 ком­паний из 31 страны мира.

В те годы проведение международ­ных выставок в СССР определялось пя­тилетними планами, основанными на предложениях союзных министерств и ведомств, специалисты которых разра­батывали стратегию организации и со­держание мероприятий.

В 1970-е годы сложились хорошие партнерские взаимоотношения с выста­вочными организациями стран Восточ­ной Европы: ГДР, Польши, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Болгарии, Румы­нии. Многие из них и по сей день явля­ются постоянными и надежными деловы­ми партнерами «Экспоцентра».

Постоянный рост числа выставок и расширение их тематического содер­жания потребовали укрепления матери­альной базы выставочной деятельности, более масштабной и глубокой организа­ционной работы.

В 1977 году Управление между­народных и иностранных выставок в СССР становится Объединением «Экс­поцентр».

Широкое развитие получают экспо­зиции, организуемые зарубежными фир­мами. Проводятся выставки-симпозиумы и «Дни науки и техники», в рамках кото­рых обсуждаются вопросы развития раз­личных отраслей промышленности, про­блемы производства и перспективы эко­номического сотрудничества.

Значительное увеличение числа вы­ставок требовало постоянного расши­рения площадей. Во второй половине 1960-х годов в парке «Сокольники» до­полнительно строятся специальные вы­ставочные павильоны и административ­ные здания.

В середине 1970-х годов по предло­жению ТПП СССР Правительством Со­ветского Союза принимается решение о строительстве выставочного комплек­са в Москве на Краснопресненской на­бережной. В 1977 году построен пави­льон №1 площадью свыше 14 тыс. кв. м, и уже в январе 1978 года на новой пло­щадке прошла крупнейшая отраслевая выставка «Деревообработка».

За ней последовали не менее мас­штабные мероприятия: «Инпродторг-маш», «Сельхозтехника», «Автосервис», «Наука».

С этого времени «Экспоцентр» стал работать на двух площадках – в Соколь­никах и на Красной Пресне.

В 1980 году Объединение «Экспо­центр» переименовано во Всесоюзное объединение «Экспоцентр», а в 1991 го­ду компания становится акционерным обществом.

В начале 1990-х годов с вводом в строй новых современных павильонов «Экспоцентр» прекращает проведение выставок в парке «Сокольники» и пол­ностью переводит свою детельность в Центральный выставочный комплекс на Красной Пресне.

В СССР в 1918 год наблюдается мощное развитие выставочной деятельности, выставки проводятся как в столицах союзных республик и крупнейших промышленных центрах Рос­сии.

 

2. Выставка «Красное и Белое»

XX век в России является временем гражданского противостояния, политических страстей. Выставка "Красное и белое" возвращает нас к великой драме народа, дням гражданской войны, когда обостренность классового сознания, достигшая апогея, отодвинула на задний план общечеловеческие нравственные устои, духовные и культурные ценности.

Выставка создана на основе коллекции плакатов из собрания Государственного центрального музея современной истории России. Плакаты «красных» представлены государственными, партийными и военными издательствами РСФСР: такими, как литературно-издательский отдел Политуправления РВСР, губернскими отделами печати. Плакаты «белых» - в основном изданиями двух крупнейших пропагандистских органов Юга России – Отдела пропаганды при правительстве вооруженных сил России, а также Донского отдела осведомления при правительстве Войска Донского. Часть этих плакатов до конца 1980–х г. хранилась в спецхране музея.

Задачей выставки является не показ событий гражданской войны, а образное отражение противостояния, которое привело к трагедии всего народа, охваченного классовой, социальной, имущественной рознью.

Экспонаты позволяют взглянуть на историю гражданской войны как на сложное, но единое в своих противоречиях явление, где каждая из противоборствующих сил была полноправной участницей исторического процесса и предстала ныне перед судом потомков. Обеим сторонам было присуще чувство всепоглощающей, безоглядной уверенности в собственной правоте, ожесточавшее людей и обострявшее ситуацию до крайности.
Характерной чертой плакатного искусства этого периода является преобладание двух основных видов: героического и сатирического.
Главные темы военного плаката – прославление героев и вождей, разоблачение врагов и призыв к борьбе, к помощи армии и пострадавшим от боевых действий.

Изображая одни и те же проблемы: социальную политику по отношению к основному населению России – крестьянства, голод, неизбежного спутника Гражданской войны, зарубежную помощь изъятие церковных ценностей, художники отражали противоположные точки зрения.

Большое агитационное значение придавалось изданию портретов лидеров противоборствующих сторон- вдохновителей грандиозной исторической драмы.

Композиционно-образное построение плаката менялось в течение гражданской войны от аллегорических решений основных лозунгов борющихся сторон к ожесточенной реальности.

Особое внимание уделялось обобщению типов эпохи, предоставляемых зрителю для восхищения и гнева. В плакатах широко применялись исторические аналоги и прототипы. Персонажи предстают в национально-романтическом облике.

Анализ художественно-образного решения плакатов двух противоборствующих лагерей (символика, пластические приемы т.д.) показывает единство истоков духовной культуры народа.

Выставка включает подлинные шедевры плакатного искусства: "Ты записался добровольцем?" "Клином красным бей белых", «Ваши родные и близкие стонут под игом большевистских комиссаров» и многие другие.

Художник Д.С.Моор выразил свои творческие идеи словами: «Я старался встать на позиции и оценивать как политик». Но русская история показала, что не каждый политик может быть таким точным, сильным и лаконичным как авторы плакатов периода Гражданской войны.

Таким образом, Выставка "Красное и белое" возвращает нас к великой драме народа, дням гражданской войны, когда обостренность классового сознания, достигшая апогея, отодвинула на задний план общечеловеческие нравственные устои, духовные и культурные ценности.

 

3. Бульдозерная выставка

«Бульдо́зерная вы́ставка» — одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР; выставка картин на открытом воздухе, организованная московскими художниками-авангардистами 15 сентября 1974 года на окраине города в лесопарке Беляево, у пересечения Профсоюзной улицы и улицы Островитянова. Была жестоко подавлена властями с привлечением большого количество милиции, а также с участием поливочных машин и бульдозеров, отчего и получила своё название.

С 30-х по конец 80-х годов XX века официально поддерживаемым направлением искусства в Советском Союзе был исключительно социалистический реализм[1]. Отнесение того или иного художника к соцреалистам совпадало с официальной поддержкой его деятельности. Художники, творчество которых выходило за рамки эстетической программы социалистического реализма и не признанные властями в качестве соцреалистов зачастую становились объектом преследования со стороны властей. Одной из попыток этих художников вырваться из подполья на более широкое обозрение и была выставка в Беляево.

Группа художников, не входивших в официальные советские художественные союзы и организации, договорилась показать свои работы всем желающим на опушке Битцевского лесопарка.

Инициаторами показа выступили: коллекционер А. Глезер и 13 художников (О. Рабин — основной лидер нонконформизма, В. Воробьев, Ю. Жарких, В. Комар, А. Меламид, Л. Мастеркова, В. Немухин, Е. Рухин, Рабин А. (сын Рабина О.), В. Ситников, И. Холин, Б. Штейнберг, Н. Эльская).

По данным разных участников выставки на месте к ним присоединилась еще одна группа живописцев, которые пришли поддержать своих товарищей. Кто-то из них пришел не с пустыми руками: Л. Бажанов, С. Бордачев, Э.Зеленин, Р. Заневская, К. Нагапетян, В. Пирогова, А. Тяпушкин, О. Трипольский, М. Федоров-Рошаль, Т. Левицкая, М. Одноралов, А. Жданов, В. Тупицын и некоторые другие, чьи имена и численность установить не представляется возможным. В настоящее время о своем участии в этой выставке заявляет значительное количество художников.

Выставка была разбита на месте, принадлежащем лесопарку Беляево. Присутствующие включали примерно 20 художников и группу наблюдателей, которая состояла из родственников и друзей художников, а также журналистов Западных информационных агентств. Картины были развешены на импровизированных стойках, изготовленных из деревянного мусора.

Однако несмотря на небольшой размах события, оно весьма серьёзно было воспринято властями. Примерно через полчаса после начала выставки к месту её проведения была направлена группа, включающая три бульдозера, водомёты, самосвалы и около сотни милиционеров в штатском, которые стали теснить художников и собравшихся зрителей; часть картин была конфискована. Формально всё выглядело, как гневная спонтанная реакция группы работников по благоустройству и развитию лесопарка[2][3]. Однако никогда не отрицалось, что наряд на работу они получили от КГБ.

Нападавшие ломали картины, избивали и арестовывали художников, зрителей и иностранных журналистов. Очевидцы вспоминают, как Оскар Рабин был фактически протащен через всю выставку, повиснув на ноже ковша бульдозера. Художников увозили в участок, где заявляли: «Стрелять вас надо! Только патронов жалко…».

После этого события, вызвавшего громкий резонанс в зарубежной прессе, советские власти вынуждены были уступить и официально разрешили проведение подобной выставки на открытом воздухе в Измайлово двумя неделями позже, 29 сентября 1974 года. Новая выставка представляла работы уже не 20, а более чем 40 художников, длилась 4 часа и привлекла по разным данным около полутора тысяч человек. Участник выставки — известный график Борис Жутовский — отмечал, что качество картин на вернисаже в Измайлово было несравнимо ниже, чем на первой разгромленной выставке в Беляево, из-за того, что там были выставлены только лучшие работы, многие из которых были уничтожены. Впоследствии, преимущественно в зарубежных СМИ, четыре часа в Измайлово часто вспоминали как «полдня свободы». Выставка в Измайлово в свою очередь дала дорогу для других выставок нонконформистов, которые имели важное значение в истории русского современного искусства.

«Бульдозерная выставка» стала наиболее заметным событием художественной жизни после разогнанной лично Н. С. Хрущёвым выставки в Манеже 1962 года, в честь 30-летия МОСХа.

20-летие выставки было отмечено в 1994 году ретроспективной экспозицией её участников в картинной галерее «Беляево» (организатор экспозиции Александр Глезер).

Таким образом, бульдозерная выставка открыла миру советское неофициальное искусство и стала частью не только и может быть даже не столько истории искусства, а истории России вообще. И те, кого советская власть считала шарлатанами, сегодня зачислены в классики искусства ХХ века.

 

 

Заключение

Таким образом, общественная жизнь первых послереволюционных лет отличалась широким участием народных масс, небывалой публичностью политических и культурных мероприятий. Популярность митингов и собраний, демонстраций и диспутов, массовых праздников, манифестаций и карнавалов общеизвестна. Эта специфика развития общественной жизни поддерживалась партией и государством, так как помогала быстрее приобщать население к коллективизму и важнейшим понятиям политики, культуры, науки. Выставки с их массовостью, наглядностью и доступностью могли сыграть роль коллективного пропагандиста новых политических идей.

Впервые о возрождении выставочной деятельности в стране заговорили в 1918 году на коллегии Отдела внутренней торговли Народного комиссариата торговли и промышленности. Был подготовлен соответствующий доклад для Президиума Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ), в котором изложили соображения о полезности организации в Москве постоянной выставки образцов изделий фабрично-заводской промышленности. Президиум ВСНХ на своем заседании 26 сентября 1918 года под председательством А.И. Рыкова рассмотрел и одобрил проект организации такой выставки. Для размещения экспозиции предоставили помещения Петровского Пассажа (Петровка, 10). Здесь решили разместить экспонаты национализированных промышленных предприятий.

Бульдорезная  выставка   была одно из самых известных событий в истории неформального искусства СССР.

Власти были заранее уведомлены о проведении выставки. Картины были выставлены не более 30 минут, после чего выставка была разогнана бульдозерами, поливальной машиной и людьми, делавшими вид, что собираются проводить в этом месте субботник. В процессе разгона были задержаны милицией или побиты многие художники, зрители, включая иностранных журналистов.

Часть картин была конфискована или уничтожена на месте.

После длившегося в течение 3 дней скандала в советской (представлявшей выставку провокационным мероприятием) и международной прессе, переговоров между организаторами выставки, представителями КГБ и Моссовета, художникам было разрешено провести выставку в Измайловском парке.

 

Список литературы

Быстров Ю. Выставки – инструмент маркетинга / Ю. Быстров, Е. Молчановский, В. Секерин // Маркетинг.- 2005.- № 3.- С. 64-71.

 Волшебство в Хрустальном дворце: (150 лет со дня открытия первой Всемирной выставки достижений науки и культуры) // Знаменательные даты. 2001: Универсальный иллюстрированный календарь…- Ульяновск, 2001.- С 203.

Гусев Э.Б., Выставочная деятельность в России и за рубежом / Э.Б. Гусев, В.А. Прокудин, А.Г. Салащенко /Под ред. акад. РАН Н.П. Лаверова.- М., 2004.- 516 с.

Зайцев В.П. Первые промышленные выставки в Лондоне / В.П. Зайцев // Новая и новейшая история.- 2001.-№ 4.- С. 186.

Мезенин Н.А. Парад всемирных выставок / Н.А. Мезенин. - М.: Знание, 1990.- 159 с.

Основы выставочно-ярмарочной деятельности / Под ред. Л.Е. Стровского.- М.- 2005.- 288 с.

 Шпаков В.Н. История всемирных выставок / В.Н. Шпаков.- М.-2008.- 384 с.

Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации - Москва. 1997.

Роль выставок и ярмарок в продвижении товара // Практический маркетинг – 2001 - №3

Назаренко Л.Ф. Выставка как инструмент маркетинга. – М., 1997

Роль выставок и ярмарок в продвижении товара // Практический маркетинг. – 2001

 Стрыжко А. "Как добиться успеха на выставке" Л.2000

В.Г.Петелин. Научно-технические выставки. Москва, 1983.

Я.Г.Критсотакис. Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации. Ось - 89, Москва, 1997, с.24.