Выставки в Европе в XVIII в.

Введение

Актуальность работы. Первые выставки в Европе были организованы в конце 16 в. и имели чисто показательно-демонстрационные цели (собрание работ учеников средневековых монастырских школ, ремесленных мастерских). С развитием капиталистических отношений выставки постепенно приобретают коммерческий характер. С возникновением капиталистических предприятий - мануфактур, появлялись местные торговые выставки, где демонстрировалась их продукция (ткани, гобелены и др.). Такие выставки были организованы в Париже (1763), Дрездене (1765), Берлине (1786), Мюнхене (1818), Манчестере (1843). Роль выставки возросла в период перехода от мануфактур к машинному производству, особенно в связи с промышленным переворотом (последняя треть 18 в.) и образованием общенациональных капиталистических рынков. Наряду с чисто коммерческими целями выставки начали служить и целям показа технических достижений. С 60-х гг. 18 в. появились большие общенациональные торгово-промышленные выставки Первые из них - в Лондоне (1761, 1767), Мюнхене (1788), Петербурге (1829). На выставки заключались торговые сделки, устанавливались деловые связи. Общенациональные выставки не потеряли до сих пор своего значения и проводятся регулярно в большинстве стран мира. Национальные выставки за рубежом устраиваются на основе договорённости между странами и носят различный характер. Некоторые национальные торговые выставки организуются в виде торговых центров (например, торговые центры США в Лондоне, Милане, Стокгольме, Париже, Токио и других городах); в виде демонстрационных залов (например, советские залы на выставки в социалистических странах, в Ираке, Индии и др.). Часто национальные торговые выставки устраиваются в виде выставок-продаж - «Универсальные магазины» и «Недели страны-устроителя». Великобритания регулярно проводит «Британские недели» в странах Европы, Азии, Америки и Австралии.

Цель работы- проанализировать  развитие выставочного дела в Европе в XVIII, рассмотреть его особенности.

Цель определила следующие задачи работы:

- рассмотрение проведения первой всемирной промышленной выставки;

- анализ проведения  всемирной выставки во Франции.

 

История развития выставочной деятельности в  XVII веке

Восемнадцатое столетие в Западной Европе представляет собой переходную эпоху от абсолютной монархии в ряде стран к буржуазному обществу.
Это был век борьбы прогрессивной в ту пору буржуазии с различными формами феодальной культуры. Его часто называют веком Просвещения. Так все столетие назвали сами современники, передовые деятели своего времени — просветители, боровшиеся против феодально-абсолютистского строя.

Просветители глубоко верили во всемогущество разума. Им казалось, что стоит лишь «просветить умы», как несовершенство существующего общественного строя исчезнет и торжество идеального царства свободы и равенства наступит само собой.

В произведениях просветителей, как указывал Ф. Энгельс, «все прежние формы общества и государства, все традиционные представления были признаны неразумными и отброшены, как старый хлам... Они считали, что суеверие, несправедливость, привилегии и угнетение должны уступить место вечной истине, вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой природы, и неотъемлемым правам человека». Свою характеристику Энгельс заканчивает указанием на то, что «великие мыслители XVIII века...

не могли выйти из рамок, которые им ставила их собственная эпоха». Их царство оказалось «всего лишь идеализированным царством буржуазии».

Однако критическая часть произведений просветителей имела большое прогрессивное значение. Она расчищала путь революционному перевороту — Французской буржуазной революции. Сложный, переходный характер эпохи обусловил и противоречивость, сложность развития изобразительного искусства в различных странах Западной Европы в XVIII веке. С одной стороны, мы здесь встречаемся с художественной культурой умирающего старого порядка, с искусством рафинированным, изысканным и тонким, предназначенным для узкого круга, с другой — с жизнеутверждающими, реалистическими творениями, связанными с прогрессивными общественными движениями века, с идеологией просветителей.

В силу неравномерности исторического развития различных стран Западной Европы в XVIII веке и изобразительное искусство шло здесь далеко неодинаковыми путями. Классической страной Просвещения и ярчайшего расцвета художественной культуры стала Франция.

Своеобразно и самобытно в это время формируется в изобразительном искусстве английская национальная школа. Революция XVII века стимулировала здесь развитие буржуазной идеологии. И в XVIII столетии мы встречаемся с блестящим развитием английского Просвещения, английской литературы и искусства, которые во многом повлияли и на французскую культуру. Италия не играет той ведущей роли в изобразительном искусстве Европы, которую она занимала начиная с эпохи Возрождения по XVII век. Здесь сказалась феодально-католическая реакция. Страна сильно отстала от многих других в экономическом, политическом и общественном отношениях. Тем не менее еще многие мастера XVIII века, в частности художники венецианской школы, продолжали пленять Европу блеском своей живописи и размахом творческой фантазии.

Немецкое изобразительное искусство носило ограниченный и мало самостоятельный характер. Германия была политически раздробленной и экономически слабой страной. Правда, общественный подъем, характерный для всей Европы, особенно во второй половине XVIII века, сказался и в Германии, но преимущественно в области чистой теории (новая теория искусства Винкельмана, Лессинга), поэзии, философии (Лейбниц, Кант), музыке (Бах, Гендель), а не в изобразительном искусстве. Удельный вес живописи и скульптуры в Испании (помимо Гойи, творчество которого стоит на рубеже двух веков и принадлежит больше новому времени), Португалии, Фландрии и Голландии был для XVIII столетия незначителен. Таким образом, основное внимание в данном очерке будет уделено рассмотрению искусства XVIII века во Франции, Италии, Германии и Англии. Эти страны внесли большой вклад в художественную культуру XVIII века, богатого яркими талантами в области живописи и скульптуры, литературы и музыки.

Во Франции этой поры работали Ватто, Шарден, Фрагонар, Гудон, Лесаж, Прево, Вольтер, Руссо, Дидро, Бомарше. В Англии творили Хогарт, Рейнольде, Гейнсборо, Дефо, Свифт, Филдинг, Стерн. В Германии прославились Менгс, Винкельман, Лессинг, Гёте, Бах, Гайдн, Моцарт. Италия породила Тьеполо, Гварди, Гольдони, Гоцци и многих других.

Обычно, когда упоминают об искусстве Франции XVIII века, воображение рисует интерьеры изящных аристократических салонов и будуаров, украшенные причудливыми, капризно изгибающимися завитками росписей и лепнины, размещенную в них легкую кокетливых форм мебель, китайские ширмы и восточные безделушки, хрупкие и изящные фарфоровые статуэтки, орнаментальные бра на стенах, затянутых шелком или бархатом блеклых тонов. Многочисленные зеркала отражают декоративные живописные украшения — вставки над дверьми (дессю де порт) и в простенках, плафоны. Шелковые занавеси окон, гобелены, небольшие картины с изображением грациозных, нарядно и элегантно одетых кавалеров и дам среди зелени парков или блеска изысканных гостиных, причудливые пасторали, игривого характера книги с иллюстрациями, воссоздающими все тот же беспечный и причудливый мир, в котором боги, амуры и люди наслаждаются жизнью, далекой от повседневных забот, жизнью, придуманной в рамках изящной мечты. Короче, в воображении встают характерные черты того широко распространенного в первой половине и середине XVIII века стиля, который принято называть стилем «рокайль» (раковина), или «рококо», или «стилем Людовика XV». Это направление, эта мода были типичным порождением французской дворянской культуры, и из Франции широко распространились по всей Европе.

Однако было бы глубоко неверным считать все искусство той поры совершенно однородным, имеющим исключительно развлекательный, беззаботный характер. Одновременно с развитием стиля «рокайль» росло и совершенно иное, реалистическое, направление в искусстве, особенно ярко проявившее себя в бытовом, портретном и пейзажном жанрах. Реалистическое искусство, особенно начиная с середины века, всячески поддерживалось идеологами передовой общественной мысли.

Во второй половине XVIII столетия «стиль Людовика XV» стал постепенно сменяться новым. Начинали появляться произведения более сдержанного характера, в которых все чаще ощущалось влияние античного искусства. Увлечение древностью, стремление к простоте и естественности как в жизни, так и в искусстве стали заменять вычурность рококо. Зарождался классицизм, питавшийся образцами античного искусства. В 1763 году секретарь неаполитанского посольства в Париже Фердинанд Галиани писал:

«...все предались увлечению древностью, причем с такой страстностью, что этот вкус... уже перешел всякие границы... Эта новая мода называется а lа greque (или — что то же самое — аll'Еrсulanym).

Но «по Геркулануму» копируют не только бронзу, резьбу и картины, но и табакерки, веера, серьги, мебель... Все золотых дел мастера, ювелиры, маляры, обойщики, столяры, все без гравюр, отображающих стиль Геркуланума, не могут обойтись».

Французский классицизм имел двойственный характер. С одной стороны, в нем проявлялась мода времени, он представлял официальную идеологию, так называемый «стиль Людовика XVI», с другой — в нем крепло радикальное, передовое мировоззрение. зовущее к борьбе за демократические идеалы, течение передового классицизма, которое накануне и в дни французского буржуазного переворота было возглавлено первым художником революции — Луи Давидом. Искусство Франции для XVIII столетия было доминирующим.

Франция диктовала вкусы и моду всей Европе. Французские художники приглашались во все столицы тогдашнего мира и работали повсюду: от Мадрида до Петербурга, от Рима до Стокгольма. Дидро с полным правом мог писать о состоянии искусства той поры: «Во Фландрии нет больше живописи. Если есть художники в Италии и в Германии, они менее объединены; у них меньше соревнования, меньше поощрения. Таким образом, Франция единственная страна, где искусство поддерживается и даже с некоторым блеском...»

Какие же причины выдвинули в XVIII веке культуру и искусство Франции на ведущее место в Западной Европе? Что способствовало этому процессу?

Еще в XVII столетии при Людовике XIV, «короле-солнце», Франция превратилась в одно из наиболее могущественных абсолютистских государств Западной Европы. На службу ему было поставлено парадное и торжественное искусство, целиком подчинявшееся иерархии и дисциплине, искусство придворное, искусство Версаля. В середине века учреждается Академия художеств в Париже, ведавшая как учебно-воспитательной, так и руководящей деятельностью в области изобразительных искусств. Она надолго приняла на себя хранение традиций высокого художественного мастерства. И если к началу XVIII века очень многое изменилось в экономике и в политике, так как уже к концу царствования Людовика XIV, умершего в 1715 году, появились признаки приближавшегося кризиса абсолютизма и собственно все восемнадцатое столетие стоит под знаком борьбы третьего сословия за свои права, то и в области культуры эта эпоха именно в силу своего предреволюционного состояния дала много нового и яркого.

Огромное значение для развития прогрессивных идей культуры XVIII века имело французское Просвещение. Из Франции оно распространялось по всей Европе. «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближавшейся революции, — писал Ф. Энгельс, — сами выступали крайне революционно.

Никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, общество, государственный порядок — все было подвергнуто самой беспощадной критике: все должно было предстать пред судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего». Французские просветители, начиная с Ж. Мелье, Монтескье, Вольтера, Руссо и кончая энциклопедистами во главе с Дидро, плеяда писателей, в числе которых были Лесаж, Прево, Мариво, Бомарше, и мастеров изобразительного искусства в лице Ватто, Шардена, Латура, Пигаля, Буше, Греза, Фрагонара, Гудона, Давида распространили французскую культуру и французское искусство по всей Европе, придав им ту своеобразную и неувядаемую прелесть и ценность, которые пленяют и не могут не интересовать современников до наших дней.

В XVII столетии художественные вкусы Франции формировались в Версале. Это была главная резиденция Людовика XIV, здесь был тот центр, вокруг которого сосредоточивался двор и обслуживавшее его искусство. В XVIII веке роль Версаля постепенно переходит к Парижу.

Из искусства придворного, служившего лишь королевскому двору, искусство нового века превращается в ту форму общественного сознания, первой задачей которого становится удовлетворение требований более широкого круга публики. Художники начинают обращаться к богатым любителям, меценатам, коллекционерам, они все больше прислушиваются к мнениям публики, которой руководят критики Салона. «Салонами» назывались периодические выставки, устраивавшиеся один раз в два года в Лувре. Свое наименование они получили от квадратной гостиной «Sаlоп саrre», где размещались экспозиции картин, скульптур, рисунков и гравюр. Художественные выставки для публики устраивались и в залах королевской Академии, Академии св. Луки, непосредственно на площадях, где выставляли свои картины молодые, начинающие художники.
Таким образом, мастера изобразительного искусства XVIII века состояли в гораздо более тесном контакте со зрителями и критиками, чем в прошлом. От них требовали, чтобы их работы служили средством развлечения, призывали наслаждаться жизнью. Директор тогдашней Академии художеств А. Куапель прямо заявил, что «одна из главных задач, которая стоит перед искусством, — это нравиться». Историческая живопись перестает играть прежнюю роль. В украшении небольших отелей, пришедших на смену пышным и парадным дворцам, используются иные жанры. Постепенно утрачивает былое значение и религиозная живопись, а мифологическая тематика продолжает жить чаще всего в шпалерах, коврах, декоративных плафонах и дессю де портах. Большое значение в ту пору стал приобретать театр. Широким успехом пользовались любовно-психологические комедии Mариво, их изысканно манерная стилизация как нельзя более подходила вкусам эпохи. И для художников того времени театральные постановки служили неисчерпаемым источником вдохновения, начиная от пьес, поставленных на сцене французской комедии, до итальянского фарса, от сцен в опере до ярмарочных балаганов. Мир театра, мир воображения, в котором можно было забыться от повседневных забот, больше всего привлекал Антуана Ватто (1684—1721). поэтичного, изысканно тонкого и мечтательного художника, стоявшего на пороге искусства XVIII столетия. От его сложного, многогранного и во многом противоречивого творчества тянутся нити как к мастерам придворного стиля рококо, так и к художникам-реалистам последующего времени.

В Европе с XVIII века, сначалом формирования модерности, происходили невиданные изменения в этой сфере. И хотя это не было простой и исчерпывающей историей беспрестанного и  неизбежного  прогресса, однако этот период принес с собой фундаментальные изменения.

 

Первая всемирная промышленная выставка

Первая всемирная промышленная выставка открылась в Лондоне в 1851 г. В 1862 г. там же приняла своих первых посетителей третья всемирная промышленная выставка. В 1855 г. состоялась вторая всемирная выставка в Париже, которая оставила в истории менее заметный след, чем первая и третья. В обоих лондонских выставках принимала участие Россия. Участником выставки 1885 г. в Париже Россия не была.

Интерес к всемирным промышленным выставкам в Лондоне 1851 и 1862 гг. понятен: первые всемирные промышленные (или, как их иногда называют, торгово-промышленные) выставки положили начало традиции периодического проведения международных смотров достижений хозяйства, которая сохранялась и поныне .

Почему именно в Англии состоялась первая промышленная выставка?

В середине XIX в. Англия была самым богатым государством мира. Страна занимала первое место в мировой торговле. К 1850 г. объем экспорта из Англии увеличился в 3 раза по сравнению сего уровнем в начале века [2]. На всех рынках мира дешевые по сравнению с изделиями других государств товары из Англии имели большой спрос. Они буквально наводнили рынки Европы, Азии и Америки, успешно вытесняя продукцию других стран, так как их техническое превосходство было очевидно. Процветание промышленности в Англии усилилось вследствие того, что к середине XIX в. англичанам стали доступны голландские колонии, а также благодаря широкой возможности использования новых коммуникационных линий на Тихом океане.

Законодательство о свободной торговле, принятое в начале XIX в., подготовило путь для превращения Англии в "мастерскую мира". Оно создало благоприятные условия для буржуазии, заинтересованной в вывозе товаров, завоевании все новых колоний и рынков сбыта. Политика буржуазии пользовалась полной поддержкой правительства и была надежно защищена самым сильным в мире британским флотом. Небывалый рассвет промышленности, который обычно приписывали влиянию одной только свободы торговли, был в гораздо большей степени вызван колоссальным развитием железных дорог и океанского пароходства [3].

Одним из факторов, способствовавших процветанию промышленности Англии стала первая промышленная выставка в Лондоне в 1851 г., которую ее современники называли всемирным конгрессом продуктов и производителей.

С самого начала возникновения идеи о выставке в Британии к ней относились как к важнейшему, незаурядному событию. И до сих пор английские авторы, затрагивающие проблемы первой всемирной промышленной выставки, обычно называют ее великой. И вполне закономерно. Одним из инициаторов проведения выставки был Г. Коул (1808-1882), видный государственный деятель, предприниматель и дизайнер. Санкционировал проведение этого грандиозного мероприятия принц Альберт, супруг английской королевы Виктории [4]. Он сумел убедить королеву и внушить ей такой же интерес к совершенно новому в то время предприятию.

Примерно за год до открытия выставки, в марте 1850 г. был объявлен конкурс на лучший проект выставочного павильона. К намеченному сроку архитекторами разных стран было представлено 245 проектов. Но ни один из них не прошел по условиям конкурса. Все они были решены в старом, академическом духе и были отвергнуты.

Для всемирной выставки, как подметил видный русский историк искусств В.В. Стасов, где должны были явиться перед глазами всех, в первый раз на свете, образцы творчества и производства всех народов мира, еще небывалого, потребно было и помещение небывалое. Условия конкурса предъявляли еще одно требование, гласившее, что здание должно отличаться "такой особенностью, которая отражала бы современный уровень развития строительной техники в Англии"

Со своим предложением выступил англичанин Дж. Пакстон, управляющий садов в имении герцога Девонширского. Его проект нашел поддержку у принца Альберта и у членов Королевского общества искусств. Пакстон вместе с инженером по строительству железных дорог Р. Стефенсоном за восемь дней спроектировал здание выставочного павильона принципиально новой конструкции, отвечавшей требованиям конкурса. Проект Пакстона имел конструкции из одного железа и стекла. Выставочный павильон получил название Хрустальный дворец. Здание было построено за 3,5 месяца - невиданно короткий срок и размещено в Лондоне, в Гайд-парке. И по форме, и по примененным в его сооружении материалам это здание было новаторским. Для Англии викторианской эпохи привычными были иные формы и материалы: массивность, монументальность, воплощение архитектурных творений в дереве и камне.

Английский писатель У. Теккерей назвал здание "дворцом для сказочного принца" [7] Он написал лирическую оду о Хрустальном дворце в связи с открытием выставки 1851 г. Многие из очевидцев воспринимали Хрустальный дворец как главный экспонат выставки. Лорд Маколей назвал его "самым великолепным зрелищем". Журнал "Панч" окрестил дворец викторианской гордостью и чудом.

Для англичан, посетивших выставку 1851 г. - это было "одно из чудес Мира" - заявила Королева Великобритании Виктория, - "действительно начало золотого века". А вот впечатление одного очевидца: "В том здании было что-то волшебное, в нем была какая-то идея величия, таинственная и неожиданная, которая вас сразу охватывала. Общий вид его был вместе и очарователен и величествен" [8]

 

Здание всемирной выставки 1851 г. в Лондоне и после его переноса на новое место [9] было образцом из всех значительнейших созданий всемирной архитектуры [10]. Современники свидетельствовали, что дворец стал замечательным достижением строительной техники. Все это позволило специалистам в области архитектуры поставить Хрустальный дворец в один ряд с выдающимися памятниками архитектуры, такими, как Пантеон и храм св. Софии.

Первая всемирная выставка в Лондоне 1851 г. пробудила стремление к проектированию больших залов из железа и стекла. Назовем некоторые значительные сооружения, возникшие под влиянием архитектурного решения Хрустального дворца, в частности, крупные читальные залы: круглый-в Лондонском Британском музее (1851 г.), четвероугольный с тонкими громадно-высокими железными колонками - в Париже (1873 г.). До конца XIX в. в мире появилось еще ряд оригинальных железностеклянных читательных залов публичных библиотек. В следующем году подобный дворец был сооружен для выставки в Нью-Йорке, в 1854 году-стеклянный дворец в Мюнхене. Наиболее распространенными повторениями сооружений типа Хрустального дворца стали торговые пассажи и сводчатые галереи. Среди них овальный концертный зал "Альберт Холл" в Лондоне на восемь тысяч человек, построенный в 1867-1871 гг. и другие [11].

Первая всемирная промышленная выставка оказала влияние и на многие процессы социально-экономического развития мира и, прежде всего, Англии. Многие историки высказали мысль о том, что устройство всемирных торгово-промышленных выставок способствовало установлению мира между всеми странами и народами. Французский историк Луи Блан писал: "Выставка 1851 года породила много надежд, которые потом не осуществились, или осуществились только отчасти... Соприкосновение, в какое выставка поставила между собой различные народы, прошло не совсем бесследно, и последствия ее в этом отношении очень важны" [12].

В связи с началом Крымской войны (1854-1856) Дж. Тревельян отмечал, что английскому народу наскучил мир, несмотря на прилив пацифистских разговоров, которым он предался тремя годами ранее, во время Всемирной выставки [13]. Однако влияние всемирной выставки 1851 г. на созревание и распространение идеи достижения мира во всем мире, конечно, имело место.

По старой привычке и по старым преданиям, люди еще дрались, войны шли своим чередом, - писал В.В. Стасов, - но народы уже выросшие и окрепшие в своем самосознании после варварских и нелепых наполеоновских войн, начинали все более и более приходить к чувству взаимной симпатии, взаимной любви и взаимной помощи. Всемирные выставки выступали помощниками и распространителями этих идей [14].

Проведение первой всемирной промышленной выставки повлияло и на совершенствование народного образования в Англии. Итоги выставки заставили британское правительство проявить заботу о распространении среди населения технических знаний и навыков, а также знаний в области художественно-промышленного образования В 1853 г. правительству был представлен билль об образовании. Среди мер, содержащихся в нем, были предложения о совершенствовании технического и научного образования, появление которых побудила всемирная выставка 1851 г. В частности, местным властям небольших городов с населением 5 тыс. человек и более разрешалось взимать местный налог на цели образования. С 1861 в Англии стала действовать новая система распространения государственной субсидии, выделяемой на цели школьного образования. Согласно этой системе каждая школа получала ту или иную сумму в зависимости от результатов экзамена, который держали все ее ученики.

Разумеется, то были лишь первые шаги в развитии научно-технического образования трудовых слоев народа, предпринятые в период промышленного расцвета. И сделаны они были под давлением объективных потребностей общества, которое, активно внедряя новую технику и технологию в различных отраслях промышленности, не могло обойтись без образованных рабочих кадров. Повсеместное развитие элементарного народного образования в стране произошло лишь в 1870 г., когда был принят закон об образовании.

Выставка дала импульс делу подготовки специалистов в области прикладного искусства. По инициативе английских художников, архитекторов, олицетворявших движение искусств и ремесел, и сотрудничавшего с ними во время Выставки 1851 г. немецкого зодчего Г. Земпера была создана система обучения мастеров дизайна и архитекторов на базе специальных художественных музеев. Одним из достижений этого движения явилось создание такого музея в 1857 г. в Южном Кенсингтоне (Лондон) и связанной с ним школы проектирования (дизайна). Впоследствии она стала главным центром формирования молодых дизайнеров в стране. На основе Южнокенсингтонского музея и школы при нем позднее возникли Музей Виктории и Альберта (так именуется с 1899 г.) и Королевский колледж искусства, успешно продолживший подготовку кадров прикладного искусства на более высоком уровне.

Наряду с воздействием международной промышленной выставки на социально-экономические факторы эволюции Англии ее проведение оказало существенное влияние на развитие капитализма и на общественный прогресс. По мнению современников выставка 1851 г. положила конец английской островной замкнутости. Англия постепенно интернационализировалась. Выставка начала работу 1 мая 1851 г. и продолжалась пять с половиной месяцев. В ней приняло участие несколько десятков стран. Грандиозная экспозиция была подразделена на четыре отдела: сырье, машины, готовые товары и прикладное искусство. Проводилась выставка под гуманным и привлекательным девизом: "Пусть все народы работают над великим делом - совершенствованием человечества". Число экспонатов составило 13937, из них 7381 англичан и 6556 иностранцев. Они представляли несколько тысяч английских и зарубежных фирм.

Большое впечатление посетителей привлекали различные машины, изобретенные в Англии и в других индустриально развитых странах. Среди наиболее интересных экспонатов, привлекавших внимание посетителей, назовем: модели мостов и паровозов, гидравлические прессы и макет Суэцкого канала, телескопы и даггеротипы (предшественники современных фотографий), новейшие прядильные и ткацкие станки, печатная машина, дававшая за час 5 тыс. оттисков "Иллюстрированных лондонских новостей", паровой молот Круппа и электрический телеграф Сименса. Франция представила севрский фарфор, лионские шелка и ковры, Россия - драгоценные меха и художественные изделия, Испания - вино, шерсть овец-мериносов и кинжалы, изготовленные ремесленниками из Толедо. Высокие оценки ценителей искусства на выставке получил викторианский фарфор.

Экспонаты Англии - машины и товары занимали на выставке больше места, чем такие же изделия всех других стран, вместе взятых. В большей степени изделия машиностроения были представлены английскими фирмами. Литейное предприятие англичан Хьюзов, позже прославившее себя тем, что в 1828 г. отлило детали для знаменитого Биг-Бена, демонстрировало формовочный стенд для литья колоколов.

По производству машин Англия занимала тогда первое место в мире. Более того, в ту пору она была в мире основным поставщиком машин, многие британские фирмы снискали себе хорошую репутацию. Покупатели, как правило, отмечали высокие качества и прочность их станков и машин, наличие специальных конструктивных приспособлений. Большое внимание посетителей привлекали машины, показанные в действии. Выставка заявила человечеству о том, что мир вступил в век изделий из металла и машин.

Широко были представлены и роскошные ювелирные изделия, и огромные вазы из яшмы, и потоки сукна и кружев, и мебель самых различных стилей и даже целые дворики, построенные в подражание архитектуре разных эпох (например, "средневековый дворик"). Император Австрии Франц-Иосиф прислал в подарок королеве Виктории огромный книжный шкаф, который был украшен искусной резьбой, что напоминало фасад средневекового собора. Подарок императора также экспонировался в Хрустальном дворце.

Почти все первые премии достались англичанам. Первая всемирная выставка стала рекламой английских товаров, заметно повлияла на развитие торговли: в ходе ее было заключено много контрактов на поставки английской продукции. Выставка 1851 г. продемонстрировала бурное развитие британской промышленности и возвестила о наступлении эры британского владычества на значительной части планеты. Не будет преувеличением сказать, что Выставка свидетельствовала о бурном преобразовании всего британского общества. Это стало результатом промышленного переворота, начавшегося в Англии во второй половине XVIII в.

Выставку посетило более 6 млн. человек. Доходы превысили расходы, которые пошли на ее устройство, почти вдвое.

Всемирный смотр изделий и производителей явил собой один из первых крупных международных шагов в пропаганде успехов и превосходства достижений Британии. Выставка 1851 г. разогрела национальную гордость - в душе народа (читай: английских деловых кругов и аристократии) не осталось места для других чувств.

Однако даже во время выставки в среде британских либеральных авторов и изданий раздавались голоса, которые обращали внимание на тяжелое положение огромной армии людей труда, создающих все эти превосходные товары и изделия. Либеральный историк Дж.М. Тревельян отмечал, что, когда весь мир приходил на всемирную выставку восхищаться богатством, прогрессом и просвещением Англии, полезно было бы сделать "выставку" тех жилищ, в которых ютилась беднота, чтобы показать восхищенным иностранным посетителям некоторые из опасностей, которые преграждали путь столь громко восхваляемой викторианской эпохе.

Всемирная промышленная выставка 1862 г. в Лондоне оставила не столь заметный след, как выставка 1851 г. Но и к этой выставке внимание мировой общественности было значительным.

В конце 50-х гг. XIX в. в Англии был подъем экономики, активизировалась экономическая деятельность тред-юнионов и кооператоров, наблюдалось затухание классовой борьбы. Однако развитие социально-экономических процессов в обществе не проходило гладко. Британскую промышленность поразил экономический кризис 1857-1858 гг., который приобрел характер всемирного. В 1861-1862 гг. наступила глубокая депрессия. Это произошло в дни выставки 1862 г. Вот свидетельство современника, написанное в день ее открытия: "Дела очень плохи... Манчестер совсем в крайности. Ланкашир совсем изнемогает. Надо же так, чтобы праздник промышленности праздновался именно в тот самый час, когда промышленность выносит тяжкий кризис". Гражданская война в США, начавшаяся в 1861 г., привела к приостановлению поступления американского хлопка в Англию. Это вызвало массовые закрытия хлопчатобумажных фабрик.

Английские правящие круги сделали все, чтобы, как и было намечено, открыть 1 мая 1862 года вторую в Лондоне (третью по счету) всемирную промышленную выставку, которая действовала до ноября того же года. На выставке было представлено 29800 экспонатов, а число посетителей составило 6 млн. 211 тыс. человек. И это по тому времени очень значительное число, если учесть, что в Лондоне тогда насчитывалось 2800000 жителей.

Отделы выставки (всего 25) были созданы по принципу: одна страна - один отдел. Однако, под экспонаты Англии отводилось шесть отделов (с 20 по 25).

Готовясь к выставке 1862 г., английская буржуазия стремилась перещеголять всех. Был построен новый дворец для всемирной выставки в Южном Кенсингтоне, расположенный рядом с Гайд-парком. Здание возвели за 12 месяцев, стоило оно более двух с половиной миллионов фунтов стерлингов. Автором проекта был капитан Ф. Фоук, который пользовался расположением принца Альберта. Дворец выставки обладал удивительной притягательной силой, им гордился Южный Кенсингтон. Неслучайно устроители выставки надеялись, что она будет блистательной. Поэт А. Теннисон написал стихи на открытие выставки, а композитор С. Беннет положил эти стихи на музыку.

Промышленность Англии и других ведущих стран мира продолжала развиваться, оплодотворенная новыми научно-техническими открытиями. В тот период появился и воздухонагревательный аппарат для горячего дутья в доменных печах, созданный Э. Каупером, получила распространение конструкция парового молота, предложенная Д. Нэсмитом и ряд других изобретений. С 1860 г. становится промышленным изделием двигатель на газовом топливе. В 1861 г. был изобретен универсальный фрезерный станок.

В США в 50-60-е годы появились идеальные условия для механизации полевых работ в сельском хозяйстве. С. Маккормиком изобретена современная жатка. Она снизила затраты труда на одну треть. Не очень сложная переделка жатки породила сенокосилку, которая распространилась в США в 1856 г. Там появились и другие автоматизированные уборочные машины.

Что касается России, то здесь в силу ряда причин (одна из главных - крепостничество) промышленный переворот произошел куда позже, чем в передовых странах Запада. Однако ее талантливые умельцы создали немало превосходных промышленных и ремесленных изделий, которые достойно представляли Россию на всемирной выставке 1862 г. в Лондоне. Накануне, в 1861 г. в Санкт-Петербурге состоялась выставка русской мануфактурной промышленности. Среди ее экспонатов были разнообразные изделия. Кроме железа листового и полосового, экспонировались гвозди, столы, диваны, решетки, кованные из железа, отлитые из чугуна статуэтки и др. Особенно привлекали внимание скульптуры самых изящных форм - отливки мастеров Каслинского и других уральских заводов. Наиболее выдающиеся экспонаты Санкт-Петербургской выставки заняли достойное место и на всемирной выставке в Лондоне.

На лондонской выставке 1862 г. также впервые осуществлен смотр произведений искусства за последние сто лет. Современники отмечали, что среди экспонатов этой выставки преобладали картины, скульптуры и иные художественные изделия. Большое внимание привлекала в высшей степени изящная мебель, особенно небольших габаритов из черного дерева в стиле Ренессанс, выдвижные ящики которой отделаны слоновой костью.

С большим успехом экспонировались здесь и статуя Венеры в исполнении знаменитого английского скульптора Джибсона и прекрасные картины известного художника Великобритании Тэрнера. В целом, как писал Луи Блан, английская школа искусства предстала на выставке 1862 г. с величественным блеском.

Среди английских экспонатов выставки, отмеченных медалями была и фирма "Моррис, Маршалл, Фолкнер и К°", которая демонстрировала цветное стекло, декорированную мебель и вышитые изделия. Возглавлял фирму 28-летний художник и поэт У. Моррис, позднее получивший известность в Англии и за рубежом и как теоретик искусства, писатель-утопист, видный деятель социалистического движения.

Наград удостоилось немало французских экспонентов. Почетные места здесь заняли также ряд представителей России, Австрии и других стран.

Большое внимание англичан и иностранных гостей привлекла церемония раздачи наград экспонентам, произведения которых получили официальное признание, имевшая место 12 июня 1862 г. Торжество по случаю вручения наград победителям своеобразного состязания ("великая публичная церемония") было обставлено весьма пышно, даже помпезно. Внутри здания выставки открылось блистательное зрелище. По описанию очевидца, "важные особы, седовласые государственные мужи, министры, мыслители, торжественно парадируют кругом здания, облаченные в разного рода живописные костюмы". Среди присутствовавших официальных лиц премьер-министр Великобритании лорд г. Пальмерстон, видные политические деятели страны, лидеры ведущих политических партий - вигов и тори, бывшие и будущие премьер-министры У. Гладстон, Б. Дизраэли, граф Д. Рассел, из почетных зарубежных гостей - египетский паша. Открывал церемонию раздачи наград как самою выставку 1 мая, лорд Грэнвилл. С кратким ответным словом обратился к собравшимся герцог Кэмбриджский. В промежутке между их речами прочел отчет лорд Таунтон, президент присяжных (их было 615, в том числе 328 англичан), которым было поручено оценить все экспонаты. От имени этого своего рода независимого суда, он сообщил, что присяжные образовали 65 советов, работа которых продолжалась два месяца. Оценки проводились по 36 категориям (классам), на которые были подразделены все выставленные предметы. Число присужденных медалей было 7 тыс., а число почетных отзывов - 5300, больше по сравнению с выставкой 1851 г., но менее, чем на Парижской выставке 1855 года.

Более 100 лет отделяет нас от первых всемирных промышленных выставок. С тех пор их состоялось более сорока. Они сыграли прогрессивную роль в развитии и укреплении международных отношений в области обмена опытом производства промышленной продукции и новых технологий в показе лучших произведений искусства, а также в развитии торговли между государствами. Выставки способствовали и ускорению научно-технического прогресса в промышленности, строительстве, в переработке продукции сельского хозяйства, других отраслях экономики, оказали существенное позитивное воздействие на ускорение объективного процесса научно-технических открытий и изобретений, на активное внедрение их в производство.

Русский поэт и очеркист М.И. Михайлов, посетивший в 1859 г. Лондон, под впечатлением увиденного Хрустального дворца и других новейших достижений в промышленности и строительстве Англии и отдавая дань способностям английского народа назвал XIX столетие "наш прославленный положительностью век".

Проведение всемирных торгово-промышленных выставок и ныне способствует развитию тенденций всестороннего сотрудничества государств, являет собой пример налаживания конструктивного взаимодействия стран и народов в масштабах всей планеты.

Инициатором официального показа промышленных изделий стала Англия – первая страна капитализма, авангард новой экономической формации. Произошло это в 1756 году. Но эта выставка еще не была не только всемирной, но и международной. Первая всемирная выставка открылась почти через 100 лет – в 1851 году в Лондоне, когда стали очевидными необходимость расширения рынка и поиск новых потенциальных потребителей продукции стремительно возрастающей промышленности. Торжество новой техники называлось: «Великая выставка изделий промышленности всех наций 1851 года».

Первая всемирная всемирная выставка Лондоне 1851 г. открыла новую эпоху в истории этого дела.

 

2. Всемирная выставка  во Франции в 1889г.

Всемирная выставка 1889 года проходила в Париже с 6 мая по 31 октября и была приурочена к столетию взятия Бастилии. В качестве входной арки на территорию экспозиции в Трокадеро инженеру Гюставу Эйфелю была заказана знаменитая Эйфелева башня, которую по окончании выставки предполагалось разобрать.

Архитекторы павильонов, стремясь заглянуть в будущее, соревновались друг с другом в утопичности проектов. Настоящий фурор вызвала 111-метровая галерея машин — на тот момент самое большое крытое помещение в мире. Она была сооружена из сварочного железа, а не литой стали, как планировалось вначале, что вызвало оживлённую дискуссию о практических и художественных свойствах этих материалов.

Королевой этой выставки пресса окрестила электричество. Кроме свойств электричества, демонстрировалось великое множество текстильных станков и паровых машин, среди которых чуть было не затерялись автомобиль Даймлера и автомобиль Бенца.

Утилитарные занятия сопровождались богатой увеселительной программой: в дни выставки была дана премьера оперы Массне «Эсклармонда» и открыто кабаре «Мулен Руж». Балы давали в павильоне, стилизованном под Бастилию.

Прежде архитекторы в своих проектах использовали две конструктивные системы - стоечно-балочную и сводчато-купольную. В этих системах горизонтальные элементы конструкции (балки, плиты, своды, купола) опирались на вертикальные (стойки или стены). Несущие и несомые части были структурно раздельными; это обстоятельство подчеркивалось архитектурной трактовкой деталей. В новом сооружении все части конструкции работали совместно и плавно переходили друг в друга. Принцип слитности частей в дальнейшем стал существенным в новой эстетике, тогда как в традиционных эстетических представлениях годсподствовал метафизический принцип разделения элементов композициии подчеркивания их раздельности. Кроме того, если в прежних конструкциях вертикальные опоры делались более мощными в нижней части, то в данном проекте они, наоборот, книзу становились тоньше. Новые конструктивные формы создавали переворот в архитектурно-эстетических представлениях.

Именно во Франции уже был накоплен соответствующий опыт (1798 по 1849 гг. во Франции было проведено 11 национальных выставок), и, казалось, пальма первенства в деле организации выставки с участием иностранных государств должна быть отдана французам. Министерство торговли Франции предложило пригласить для участия в ней другие государства. Однако под давлением торговых и промышленных кругов, которые в то время выступали за политику таможенного протекционизма, так как боялись публично сравнивать изделия отечественного производства с заморскими товарами» министерство торговли было вынуждено отказаться от этой идеи.

 

 

Заключение

 

Таким образом, успехи в промышленности прочно укрепили позиции сторонников свободной торговли в Англии. Крупные предприниматели были в состоянии конкурировать с промышленниками других стран, не прибегая к высоким пошлинам. Осуществляя технические усовершенствования, английские капиталисты были заинтересованы в свободном беспошлинном ввозе сырья и продовольствия на рынок своей страны и в беспрепятственном поступлении своих товаров на рынки других стран. К середине XIX века по торгово-экономическому потенциалу и размерам колониальных владений Англия не знала себе равных.

Выставка явилась первым международным смотром достижений промышленности, своего рода центром научно-технической пропаганды, местом, где концентрировались лучшие произведения мирового искусства, художественные изделия. Многие организационные принципы этой выставки стали широко применяться при проведении последующих выставок: размещение всей экспозиции в едином помещении; деление экспозиционной площади на национальные секции, причем секция страны-организатора по площади не должна превышать общую площадь, предоставленную иностранным участникам; направление приглашений для участия дипломатическим путем; была установлена примерная классификация экспонатов, предусматривавшая четыре крупных класса: сырьевые товары, оборудование, промышленные изделия и произведения искусства; экспонаты, имеющие интересное техническое решение, стали отмечаться наградами, в связи, с чем на каждой выставке работало специальное жюри.

Для Европы вторая половина 19 века — время активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности. Во Франции на смену республиканскому строю, установленному революцией 1848 г., пришла империя Наполеона III (1852—1870 гг.). Франко-прусская война 1870—1871 гг. и очередная революция 1870 г. привели к восстановлению буржуазной республики. В этот период Франция создала мощную банковско-финансовую систему, а присоединение новых колоний сделало её второй после Англии колониальной державой.

Раз в несколько лет в европейских столицах устраивались всемирные промышленные выставки, где наряду с техническими достижениями демонстрировались и произведения искусства. В течение второй половины XIX столетия художественное творчество, изменившись само, преобразило и материальную среду человека — город, дом, комнату, платье, посуду...

Две важные черты культуры XIX в.:

1. Утверждение ценностей буржуазного образа жизни, что проявлялось в ориентации на потребление и комфорт, а в искусстве привело к появлению новых художественных стилей (ампир,академизм, псевдоромантизм и т. п.)

2. Совершенствование институционных форм культуры, т. е., объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев, библиотек, театров, художественных выставок. Появилась художественная промышленность. Искусство превратилось в товар и структуру буржуазных экономических отношений.

Важнейшим достижением культуры XIX в. является появление искусства фотографии и дизайна. Развитие фотографии привело к пересмотру художественных принципов графики, живописи, скульптуры, соединило художественность и документальность, что не достижимо в других видах искусства. Основу дизайну положила Международная промышленная выставка в Лондоне в 1850 г. Ее оформление знаменовало сближение искусства и техники и положило начало новому виду творчества.

 

 

Список литератур

Быстров Ю. Выставки – инструмент маркетинга / Ю. Быстров, Е. Молчановский, В. Секерин // Маркетинг.- 2005.- № 3.- С. 64-71.

 Волшебство в Хрустальном дворце: (150 лет со дня открытия первой Всемирной выставки достижений науки и культуры) // Знаменательные даты. 2001: Универсальный иллюстрированный календарь…- Ульяновск, 2001.- С 203.

Гусев Э.Б., Выставочная деятельность в России и за рубежом / Э.Б. Гусев, В.А. Прокудин, А.Г. Салащенко /Под ред. акад. РАН Н.П. Лаверова.- М., 2004.- 516 с.

Зайцев В.П. Первые промышленные выставки в Лондоне / В.П. Зайцев // Новая и новейшая история.- 2001.-№ 4.- С. 186.

Мезенин Н.А. Парад всемирных выставок / Н.А. Мезенин. - М.: Знание, 1990.- 159 с.

Основы выставочно-ярмарочной деятельности / Под ред. Л.Е. Стровского.- М.- 2005.- 288 с.

 Шпаков В.Н. История всемирных выставок / В.Н. Шпаков.- М.-2008.- 384 с.

Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации - Москва. 1997.

Роль выставок и ярмарок в продвижении товара // Практический маркетинг – 2001 - №3

Назаренко Л.Ф. Выставка как инструмент маркетинга. – М., 1997

Роль выставок и ярмарок в продвижении товара // Практический маркетинг. – 2001

 Стрыжко А. "Как добиться успеха на выставке" Л.2000

В.Г.Петелин. Научно-технические выставки. Москва, 1983.

Я.Г.Критсотакис. Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации. Ось - 89, Москва, 1997, с.24.