• SiteHeart

Ответы на вопросы по истории

Покажите основные изменения на политической карте мира, произошедшие в ХХ веке. С какими процессами, явлениями они связаны.

Современный период формирования политической карты начинается после первой мировой войны и длится до настоящего времени. Этот период может быть разделен на три этапа. Первый этап - между первой и второй мировыми войнами, когда проис­ходит распад Австро-Венгерской и Османской империй и образуются новые су­веренные государства в Европе (Австрия, Венгрия, Чехословакия, Югославия, Албания, возрождается Польша). На этом же этапе значительно расширяются колониальные владения Великобритании, Франции, Бельгии, Италии, Японии и теряет все свои колонии Германия.

Между двумя мировыми войнами получают независимость еще 16 стран и к моменту начала второй мировой войны образовывается 71 суверенное государ­ство. Во время второй мировой войны получают независимость еще 10 стран и таким образом к 1945 г. на политической карте мира уже существует 81 независимое государство.

Второй этап охватывает годы после второй мировой войны и до конца 80 гг. На этом этапе происходят события большой важности — национально-освободительная борьба в колониях, которая способствовала началу распада мировой колониальной сис­темы. Впервые послевоенные годы получают независимость крупнейшие коло­нии в Азии, которые принадлежали Голландии (Индонезия — 1945), США (Фи­липпины — 1946), Великобритании (Индия — 1947).

В 50-60 гг. происходит деколонизация Африки. Первыми получили пол­итическую независимость Ливия (1951), Марокко, Тунис, Судан (1956), Гана (1957), Гвинея (1958). На протяжении 60-х годов независимыми стано­вятся еще 15 африканских колоний, в большинстве это бывшие владения Вели­кобритании, такие как: Сьерра Леоне, Уганда, Танзания, Малави, Кения, За­мбия, Лесото, Свазиленд. Среди последних добиваются независимости португальские колонии. В 1973 г. суверенной становится Гвинея-Бисау, а в 1975 г. флаг независимости был поднят в самых крупных португальских ко­лониях — Ангола и Мозамбик. Пятнадцатилетняя вооруженная борьба народа Зимбабве за независимость завершилась победой в 1980 г. В 1990 г. получает независимость Намибия — одна из крупнейших по площади африканских стран. Получение независимости в 1991 г. Федеративных Государств Микронезии и Республики Маршалловых островов ознаменовало завершение процесса деколонизации в Океании.

На третьем этапе практически одновременно (конец 80-х — начало 90-х гг.) исчезают с политической карты мира две системы — мировая коло­ниальная и мировая социалистическая. Тогда же исчезает и советская империя.

В период с 1989 по 1991 гг. в бывших социалистических странах Европы происходят демократические революции, в большинстве случаев без кровопро­лития, которые привели к демонтажу тоталитарных ком­мунистических режимов, к восстановлению демократии и возврату к рыночной экономике. Еще одно важное событие, которое произошло в октябре 1990 г., это исчезновение с политической карты мира государства, искусственно создан­ного после второй мировой войны — Германской Демократической Республики, в результате объединения Германии.

Начиная с декабря 1991 г., перестал существовать на 1/6 части Земли СССР, на месте которого образовались 12 суверенных государств (ранее, в 1990 году провозгласили свою независимость и вышли из состава СССР три Прибал­тийских государства — Литва, Латвия и Эстония). Таким образом, на месте СССР образовались 15 суверенных государств. Бывшая Югославия была разде­лена на 5 самостоятельных государств (Словения, Хорватия, Босния и Герцего­вина, Македония и Новая Югославия в составе Сербии и Черногории). С 1 января 1993 г. Чехословакия разделилась на два государства — Чехию и Словакию.

 

 

 

 

Составьте обзор достижений в одной из научных отраслей (по вашему выбору) на протяжении ХХ в.

Год

Исследователи

Страна

Содержание открытия и его последствия

1903

Константин Эдуардович Циолковский

Россия

Опубликование труда «Исследование мировых пространств реактивными приборами», заложившего основы космонавтики.

1905

Альберт Эйнштейн

Швейцария

Опубликование основополагающей работы по общей теории относительности «Анналы физики», которая привела к революции в понимании мировых процессов.

1913

Нильс Бор

Великобритания

Создание новой квантовой модели атома. Отход от классических представлений и начало широкого внедрения квантовых идей в современную науку.

1939

Семён Давыдович и Валентина Христофоровна Кирлиан

СССР

Открытие и описание явления лавинной газоразрядной визуализации (коронарного свечения в высокочастотном электрическом поле)

1961

 

 СССР

Первый в мире космический полёт Юрия Гагарина.

 

 

 

Что такое известность в современной культуре? Благодаря чему она достигается? Приведите примеры творчества мастеров в конкретных произведениях.

Известность в современной культуре – популярность человека или какого-либо предмета в обществе, слава в определенный момент времени. В связи с трансформацией культурного современного пространства могут пользоваться известностью представители эстрады, театра, кино и др. например, режиссер Эльдар Рязанов. Его фильмы, которые принесли ему известность: «Вокзал для двоих», «Ирония судьбы или с легким паром!», «Служебный роман» и др.

 

 

 

 

В каких отраслях науки в начале ХХ столетия были сделаны наиболее значительные открытия, в чем их значения для последующего развития науки и техники.

Конец XIX в. ознаменовался многими фундаментальными открытиями в разных областях естествознания, особенно в физике. Обнаружение рентгеновских лучей (1895); открытия явления радиоактивности (1896) и электрона (1897); выделение из воздуха пяти благородных газов (1894–1898), наконец, разработка квантовой теории (1900) прямо способствовали формированию новой физической картины мира и оказали существенное влияние на прогресс химии, да и других естественных наук.

Практически все эти фундаментальные достижения связаны с именами зарубежных ученых, что обуславливалось объективными историческими причинами. В самом деле, исследования по физике в России XIX в. были немногочисленны. Отечественная же химия, сформировавшись в относительно короткий срок, довольно быстро достигла впечатляющих результатов, но еще не имела решающих предпосылок, чтобы идти вровень со стремительным прогрессом мировых исследований. Поэтому и в первые годы ХХ в. ее развитие продолжало носить эволюционный характер, хотя и сопровождалось открытиями первостепенного значения.

Хотя достижения науки все более становились плодами, так сказать, коллективного разума, подобная ситуация к тому времени еще не обрела признаков закономерности. В России существенную роль продолжали играть отдельные выдающиеся ученые.

Таким образом, творцами отечественной химии, вступивших в ХХ в., можно считать Н.Н. Бекетова, Д.И. Менделеева, В.Ф. Лугинина, В.В. и др. Именно они сыграли громадную историческую роль, поскольку существенно способствовали подлинному становлению отечественной химии и упрочению ее места в мировом познавательном процессе. Но из них, пожалуй, лишь Менделеев в 1900-е гг. сохранял яркую творческую активность, хотя в значительной степени не связанную прямо с химией.

А.Н. Баха по праву можно считать первым отечественным биохимиком. Он выполнил ряд фундаментальных исследований, в частности, объяснил механизм ассимиляции углекислого газа хлорофиллом растений; показал роль перекисей в процессе дыхания и разработал перекисную теорию медленного окисления. И.А. Каблуков, выдающийся исследователь в области учения о растворах, заслужил всеобщее признание как один из пионеров изучения электропроводности растворов электролитов в неводных растворителях. Именно он доказал, что противопоставление менделеевской гидратной теории и теории электролитической диссоциации неправомерно.

А.Е. Фаворский вошел в историю органической химии как один из основателей химии ацетиленовых соединений. В 1905 г. он открыл классическую реакцию получения третичных ацетиленовых спиртов конденсацией ацетиленовых углеводородов с карбонильными соединениями, в 1906 г. разработал метод синтеза диоксана (одного из важнейших органических растворителей) и впервые правильно установил его строение.

Фундаментальным вкладом Н.С. Курнакова в химию явилось создание новой научной дисциплины (физико-химического анализа), изучающей различные равновесные системы, образованные двумя или большим числом компонентов, с помощью физических и геометрических методов. Учение Курнакова о бертоллидах легло в основу современной химии твердых состояний. Н.Д. Зелинский - один из крупнейших химиков-органиков мира в первой половине ХХ в. Он с успехом разрабатывал различные области органической химии: алициклические и гетероциклические соединения; аминокислоты и белки; проблемы органического катализа. Зелинский синтезировал много новых углеводородов, содержащих в циклах от трех до девяти атомов углерода; эти работы стали основой искусственного моделирования состава различных нефти и нефтяных фракций. Крупный вклад Зелинский внес в изучение химии нефти.

Учение о растворах, электрохимия, методы защиты металлов от коррозии были сферой исследований В.А. Кистяковского. Написанный им учебник «Электрохимия» стал первым оригинальным отечественным учебным пособием по этому разделу химии.

В.Н. Ипатьев принадлежит к числу весьма ярких творческих личностей в истории химии. Ипатьев был пионером гетерогенно-каталитического органического синтеза, который позволяет проводить вместо многостадийных процессов прямые, одноступенчатые. А.А. Байков в первые годы ХХ в. активно изучал сплавы и интерметаллические соединения физико-химическими методами. Он впервые использовал периодическую систему элементов применительно к этим объектам, установив, что «металлические соединения, отвечающие формам соединений по периодической системе, должны быть признаны наиболее характерными».

 

 

 

Кого вы отнесете к выдающимся представителям науки и техники ХХ в.

Паули Вольфганг Эрнст - один из самых выдающихся физиков ХХ в. – создателей современной физики.

Эйнштейн Альберт - величайший из ученых, работы которого  определили развитие всей современной физики.

Ландау Лев Давидович  - выдающийся советский физик-теоретик.

Константин Эдуардович Циолковский – основоположник космонавтики.

Сергей Павлович Королёв — советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР. Основатель практической космонавтики.

Андрей Николаевич Колмогоров – основоположник современной теории вероятности. 

Николай Михайлович Амосов — советский кардиохирург, учёный-медик, литератор. Автор новаторских методик в кардиологии, автор дискуссионных работ по геронтологии, проблемам искусственного интеллекта и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»).

 

 

 

Охарактеризуйте основные идеологические учения, доктрины существовавшие в ХХ в. С чем связано распространение или свертывание их влияния в тот или иной период.

Социалистическая идеология  - идеология трудящихся, основанная на их стремлении к строю социальной справедливости и равенства граждан независимо от общественного положения. Развитие социалистической идеологии начинается с момента появления классового и имущественного неравенства и эксплуатации в человеческом обществе, т.е. еще с древних времен. Суть социалистической идеи - в освобождении от эксплуатации, социального неравенства, предоставлении индивиду возможностей для саморазвития.

Отличие социализма как строя - в осознанности, управляемости преобразований взамен частнособственнической стихийности, в переходе от «царства необходимости к царству свободы». В этом смысле социалистический идеал далек от представления о нем как о строе полного равенства вплоть до уравниловки.

Основными ценностями социалистической идеологии являются справедливость, равенство, солидарность. Современные социал-демократические партии подчеркивают важнейшее значение и такой ценности, как свобода.

В настоящее время приверженцы социализма подчеркивают не только чисто правовое значение свободы, как в либерализме, но видят в ней принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива. Справедливость характеризуется как реализация требования равной свободы для всех, а солидарность - как взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости.

Социализм имеет объективную социальную, духовную основу. Поэтому события октября 1917 г., которые совершались под социалистическими лозунгами, большинством исследователей оцениваются не как случайные, а как имеющие под собой серьезную историческую традицию. Но в силу ряда объективных и субъективных причин в СССР была реализована модель государственно-бюрократического, административно-командного социализма.

Ее историческое поражение вызвало ослабление позиции социалистических идей и в бывшем СССР, и в мире в целом. Тем не менее, и коренные, и имеющие отношение уже к современной эпохе факторы, обуславливающие существование и жизненность социалистической идеологии, продолжают действовать. Среди последних: необходимость сотрудничества в решении проблем обеспечения устойчивого развития, успешный опыт использования социалистических методов организации экономики и социальной жизни в целом ряде стран, в том числе и высокоразвитых, социализация политического сознания широких слоев масс и др.

Либерализм  - учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства.

Своеобразным полигоном, но котором либеральные идеи проходили главную проверку и испытание, стали Великобритания и США. В России либеральное мировоззрение укоренилось позже - в конце XIX - начале XX в.

Либерализм формировался и утверждался в различных социально-исторических условиях, имеет различные традиции, особенности и т.п. Но все же есть и основные положения либеральной идеологии. Либерализм в мировоззренческом смысле означает: свободу от социально-групповых, классовых, национальных ориентаций (предрассудков); индивидуализм и подчеркивание самоценности личности; демократизм, терпимость к иному, космополитизм; рационализм, веру в разум человека, его творческую силу, возможность переустройства мира в соответствии с какой-либо схемой, идеей.

К основным ценностям либеральной идеологии можно отнести свободу, индивидуализм и частную собственность. Либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели, представление о равенстве всех людей в их естественном, врожденном праве на самореализацию.

Индивидуализм - источник творческих возможностей человеческого общества, построенного на принципах либерализма. Такой подход стимулировал предприимчивость, новаторство, которые в совокупности сделали капитализм столь динамичной системой.

Свобода понималась приверженцами либерализма как свобода от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Борьба за свободу для них означала борьбу за уничтожение экономических, физических, интеллектуальных ограничений, накладываемых на человека.

В качестве гаранта свободы провозглашалась частная собственность. При этом существовал постулат, что плоды деятельности не могут быть отчуждены от самого субъекта деятельности, так как они являются его сущностным продолжением. Именно из экономической свободы выводилась политическая свобода.

В политической области либерализм основывается на признании прав человека, разделения властей, свободы выбора занятий, конкуренции, защите прав меньшинств и др. Политический либерализм основывается на политико-социологических учениях эпохи Просвещения, на этике и правовой философии Канта. Либерализм усвоил кантовскую идею нравственно свободной личности, не зависимой от насилия со стороны других людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Поэтому свобода индивида соответствует идея правового государства, воплощающего в себе политические принципы.

Развитие общества привело к возникновению неолиберализма - доктрины, сохраняющей верность принципам демократии, свободной конкуренции, но полагающей, что они не смогут достичь успеха автоматически, а требует постоянного вмешательства государства, создающего благоприятные условия для их реализации. Неолиберализм явился попыткой приспособить либеральные принципы к современной социальной действительности. Еще в начале XX в. обнаружилось, что конкуренция привела к повышению веса и влияние крупного капитала, промышленных и финансовых магнатов, что свободная игра рыночных сил не обеспечивает социальную гармонию и справедливость.

Но особенное развитие новые идеи получили после кризиса 1930-х гг., в теориях и практике Д. Кейнса и Ф.Рузвельта, также и на основе изучения опыта социального развития СССР, находят они применение в политике правительств и многих современных развитых государств. Вместе с тем подобная трансформация не означает автоматическое сближение либерализма с социалистическими идеями, ведь для либерализма социальные права в любом случае являются вторичными, подпоркой для политических прав личности.

Консерватизм - политическая идеология, которая ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи: К. Леонтьев, Н. Данилевский, В. Соловьев, И. Ильин во второй половине XIX - начале XX в.

Консервативные установки, как правило, начинают кристаллизироваться в периоды исторических поворотов, резких социальных изменений, когда общественное сознание, сосредотачиваясь на прошлом, начинает отличать его от настоящего. Социализму консерватизм традиционно противостоит из-за его революционных устремлений, а либерализму из-за рационалистического пафоса, стремление к переделке мира, сложившихся порядков.

С 70-х гг. XX в. традиционный консерватизм развивается в новую форму - неоконсерватизм, являющейся своеобразным синтезом консервативных и либеральных идей. В это время на Западе происходит падение популярности положений неолиберальной теории и практики «государства благоденствия», серьезной его роли в организации экономической и социальной жизни.

Причинами этого, по мнению консерваторов, явились кризисные явления в экономике развитых стран, усиление бюрократизации государства, «социальное иждивенчество», разрушение принципа опоры человека на себя, собственные силы, распространение безнравственности.

Поэтому в неоконсерватизме зазвучали требования ограничения государственного вмешательства в социально-экономическую сферу, но в сочетании с укреплением государственного авторитета в деле поддержания порядка и законности, морали и ответственности в обществе. Неоконсерваторы проявили изрядные гибкость и прагматизм, способность приспосабливаться к создавшимся условиям. Они уловили настроения широких масс относительно необходимости осуществления мер против застоя в экономике, безработицы, расточительства государственных средств и т.д. На волне подобных настроений в ряде крупных стран Европы, в США представители консервативных партий одержали победу на выборах.

 

 

Назовите наиболее значительные социальные движения ХХ в. Какие цели преследовали их участники? Что вы отнесете к главным результатам их борьбы?

Социальное движение - массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей как материальных, так и духовных, и направленные на социальные изменения или сопротивления им в конфликтном противодействии с другими социальными группами. Г. Блумер считает, что социальные движения можно рассматривать как коллективные предприятия, направленные на установление нового строя жизни. Их начало коренится в состоянии беспокойства, а движущая сила проистекает, с одной стороны, из неудовлетворенности настоящей формой жизни, а с другой - из желаний и надежд на какое-то новое устройство существования.

Различают несколько типов социальных движений:

По масштабам предполагаемых изменений:

Реформистские — эти движения стремятся к изменениям лишь некоторых элементов и норм системы, обычно легальными методами. Примерами таких движений могут являться профсоюзы, ставящие своей целью расширение прав работников; зеленые, выступающие с рядом экологических аконодательных инициатив; движения, выступающие в поддержку введения смертной казни или права на аборт. Некоторые реформистские движения могут защищать изменения в обычаях или моральных нормах, такие как, например, осуждение порнографии и распространение некоторых религий.

Радикальные — такие движения выступают за изменения системы в целом. Они затрагивают вопросы фундаментальных общественных изменений, в отличие от реформистских. Примерами радикальных движений могут служить Движение за гражданские права в США, требовавшее полных гражданских прав и равенства перед законом для всех американцев, независимо от расы (это движение было довольно широким и включало в себя как радикальные, так и реформистские элементы); польская Солидарность — движение, требовавшее трансформации сталинистской политической и экономической системы в демократическую; движение против аппартеида в ЮАР.

По типу изменений:

Прогрессивные (также используется термин инновационные) — движения, стремящиеся к внедрению в жизнь различных нововведений — новых институтов, законов, образа жизни, религиозных воззрений. К таким движениям можно отнести республиканские (по отношению к государственному устройству), социалистические, феминистские.

Консервативные (также используется термин ретроактивные) — движения, ставящие своей целью возвращение к ранее существовавшему образу жизни. К таким движениям относятся: экологические, фундаменталистские (в религиозном смысле), монархические.

По отношению к целям изменений:

Направленные на изменения социальных структур — движения, которые могут выступать, в частности, за изменения политической системы. Такие движения могут транфсормироваться в политические партии и организации или присоединяться к ним, однако многие остаются за пределами реформистской политической системы. Направленные на изменения личности — к таким движениям относятся религиозные движения, в том числе сектанские.

По методам работы:

Мирные (ненасильственные) — движения, выступающие за реализацию своих требований мирными средствами в противовес насильственным. Такими были Движение за гражданские права в США; движение «Солидарность» в Польше; гандизм в индийском национально-освобдительном движении.

Насильственные — движения, использующие методы вооруженной борьбы. К таким движениям можно, например, отнести Сапатистскую армию национального освобождения, РАФ.

По зоне распространения:

Глобальные — движения, ставящие перед собой глобальные цели. К таким движениям относятся: первый, второй, третий и четвертый интернационалы, движение мировых социальных форумов, Народное глобальное действие, анархистское движение.

Локальные — большинство движений имеет локальный уровень и ставит перед собою локальные или региональные цели, такие как защита местной природной среды, сквотирование зданий и строений и т. д.

Мультиуровневые — движения, сочетающие в себе решение задач на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

 

 

Охарактеризуйте тоталитарные режимы ХХ в. В каких странах и почему они были установлены? К каким результатам это привело?

Мировая практика позволяет выявить две разновидности тоталитарного режима: правую и левую.

Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами - итальянским фашизмом и германским национал-социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования.

С 1922 г. интеграция итальянского общества происходила на основе идеи возрождения былого могущества Римской империи. Установление фашизма в Италии явилось отрицательной реакцией мелкой и средней буржуазии на отставание в процессе складывания национальной и экономической целостности. В фашизме воплотился антагонизм мелкобуржуазных слоев по отношению к старой аристократии. Итальянский фашизм во многом обозначил признаки тоталитаризма, хотя и не развил их в полной мере.

Классической формой правого тоталитаризма служит национал-социализм в Германии, возникший в 1933 г. Его установление было ответом на кризис либерализма и утрату социально-экономической и национальной идентичности. Возрождение былого могущества и величия Германии пытались преодолеть путем объединения общества на основе идей превосходства арийской расы и покорения других народов. Массовой социальной базой фашистского движения являлась мелкая и средняя буржуазия, которая по своему происхождению, ментальности, целям и уровню жизни была антагонистична как рабочему классу, так и аристократии, крупной буржуазии. Вследствие этого участие в фашистском движении для мелкой и средней буржуазии представлялось возможностью создать новый социальный порядок и приобрести в нем новый статус и преимущества - в зависимости от личных заслуг перед фашистским режимом. Следует отметить, что на рост национального и социального самосознания немцев оказывало существенное влияние поражение в Первой мировой войне (1914-1918) и глубокий экономический кризис 1929-1933 гг.

Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался (а в ряде стран до сих пор опирается) на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует. В СССР предполагалось достигнуть социальной однородности и нивелировки социального многообразия интересов. Прогрессивным признавалось только то, что соответствовало интересам рабочего класса. Правда, в действительности рабочий класс в СССР был маргинализирован, поскольку его основу составляли вчерашние крестьяне. Разрушение прежнего уклада жизни, привычной упрощенной картины мира, которая делила мир на белое и черное, хорошее и плохое, сформировало у них дискомфорт, страх перед будущим, показало их неспособность существования в условиях многообразных социальных взаимодействий. Формирование коллективной цели общества в виде идеала «светлого будущего», который воплощал вековую мечту о справедливом и совершенном обществе, совпадало с ожиданиями широких слоев тогдашнего советского общества. Предполагалось, что осуществить этот идеал можно только с помощью сильного государства.

Таким образом, тоталитаризм был своеобразной реакцией отторжения патриархальным сознанием социальных маргиналов таких общечеловеческих ценностей, как рынок, конкуренция, частная собственность, свобода личности.

 

 

Выскажите свое суждение о том, что может сделать отдельный человек для решения острых проблем современности. Приведите примеры.

Глобальные проблемы современности - это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и государств. Особенность их состоит в том, что каждая из этих проблем носит комплексный характер, что обусловлено растущей целостностью мира.

Группа глобальных проблем включает в себя в качестве главных:

нахождение путей устойчивого экономического развития в связи с тем, что современные технологические структуры достигли предела;

проблемы войны и мира, обеспечения международной безопасности, разоружения и конверсии, укрепления доверия к сотрудничеству между народами;

экологические проблемы, поставившие человечество перед угрозой экологического коллапса, сравнимого с последствиями ракетно-ядерной катастрофы;

проблема человека, включая измерение общественного прогресса и соблюдения социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод личности, борьбу с международной преступностью и терроризмом, гуманизацию международных отношений.

Вклад в решение экономических проблем: Л. Вальрас является величайшим экономистом девятнадцатого столетия. Такое признание он заслужил за разработку системы общего рыночного равновесия, которая получила название замкнутой модели экономического равновесия, изложенной в его основной работе «Элементы чистой политической экономии»;  Й. Шумпетер, экономист и социолог  и его одна из самых известных экономических работ «Теория экономического развития».

Вклад в решение проблем войны и мира:  Его Святейшество Далай-лама XIV - лидер Тибета в изгнании, великий буддийский практик и философ, борец за мир во всем мире, права человека, общечеловеческие ценности. Мохандас Карамчанд Ганди (Махама) - один из самых известных борцов за мир в истории человечества, с помощью движения ненасильственного сопротивления Махатма Ганди добился для Индии независимости от британского владычества. Нельсон Мандела всю жизнь борется за права человека. Именно он добился для ЮАР демократического режима и стал ее первым демократически избранным президентом в 1994 году.

 

 

 

Укажите, в чем заключается взаимосвязь глобальных проблем человечества.

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Так, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе это уже в обозримом будущем приведет к экологической катастрофе в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как две стороны единой экологической проблемы.

В свою очередь, эту экологическую проблему может решить лишь на пути нового типа экологического развития, плодотворно используя потенциал научно- технической революции, одновременно предотвращая ее отрицательные последствия. И хотя темпы экологического роста за истекшие четыре десятилетия в целом в развивающихся времени этот разрыв увеличился. Статистический расчеты показывают: если бы ежегодный прирост населения в развивающихся стран был таким же, как в развитых, то контраст между ними по уровню дохода на душу населения сократился бы к настоящему времени. До 1:8 и мог бы оказаться в сопоставимых размерах на душу населения вдвое выше, чем сейчас. Однако сам этот «демографический взрыв» в развивающихся странах, как считают ученые, обусловлен их сохраняющейся экономической, социальной и культурной отсталостью. Неспособность человечества развить хотя бы одну из глобальных проблем самым отрицательным образом повлияет на возможность решения всем остальных.

В представлении некоторых западных ученых взаимосвязь и взаимообуслоленость глобальных проблем образуют некий «порочный круг» неразрешимых для человечества бедствий, из которого либо вообще нет выхода, либо единственное спасение состоит в немедленном прекращении экологического роста и роста населения. Такой подход к глобальным проблемам сопровождается различными алармистскими, пессимистическими прогнозами будущего человечества.

 

 

Одно из характерных явлений ХХ в. бурный технический прогресс. Как сказались достижения техники на развитии материальной и духовной культуры ХХ в.

Обычно под научно-технической революцией понимали скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний. Резкие перемены в науке и технике происходят всё чаще с конца ХVI века. Ускоряющийся процесс развития науки и техники с середины нашего столетия получил название научно-технической революции (НТР). Именно тогда начал формироваться современный технический потенциал.

На развитие науки ХХ в. огромное влияние оказала революция в естествознании, начавшаяся на рубеже ХIХ-ХХ вв.: открытие электрона, радиоактивности и принципа относительности. Особенно большую роль здесь сыграли Э. Резерфорд, М. Планк, Н. Бор, А. Эйнштейн, научные изыскания которых коренным образом изменили прежние представления о физической картине мира. Большое значение имели успехи химической науки, особенно в области создания искусственных материалов (искусственный каучук, бензин, полимерные материалы, искусственные волокна), ядерной физики, которая воздействовала на развитие астрономии, биологии, медицины, химии и др., математических наук, позволившие существенно расширить и углубить представления о единстве и взаимосвязи природных явлений и процессов. Научно-технический прогресс стимулировал развитие производственных сил. Многие научные открытия получили широкое практическое применение (телефон, радио, кинематограф).

Во второй половине ХХ в. человечество сделало новый гигантский шаг в овладении тайнами природы и их практическом применении. Открытие и использование атомной энергии, освоение космоса, появление новых технологий (лазеры, компьютеры, роботы, спутниковая связь, альтернативные источники энергии) коренным образом изменяют материальные и производительные социальные силы, организацию и управление производством.

К 40-м годам созрели условия для превращения того, что ранее было лишь теоретическими выкладками в материальную сферу технических достижений. К этому периоду относятся становление электроники, приведшее к созданию первых ЭВМ, применение радиолокации, телемеханики и автоматики, создание ядерного оружия и начало работы над термоядерным, разработка проектов мирного использования энергии атома, экспериментальных реактивных самолётов, в том числе со сверхзвуковой скоростью, широкое внедрение радио, первые шаги телевидения и многое другое.

К середине 50-х годов ХХ века техника материального производства начинает ускоренно развиваться под действием научных знаний. Наука становится постоянным источником новых идей, указывающих пути развития материального производства. С 60-х – 70-х гг. происходит автоматизация производственных процессов. Возникает такое усовершенствованное оборудование, как роботы, станки с программным управлением, гибкие производственные линии. С конца 70-х гг. появляются качественно новые черты, связанные с развитием микроэлектроники. Этот этап получил название компьютерной (микропроцессорной, или информационной) революции. Она идет до сих пор, информационные технологии постоянно приобретают новые и более совершенные формы.

Обычно революции в технике рассматривают как переход от использования одних видов энергии к другим, замену машин одного рода другими. С давних пор идёт процесс механизации, замены мускульных сил человека и животных на энергию машин. Сперва вводились паровые, а затем и электрические механизмы, что позволяло создать крупную индустрию. С конца 40-х годов нашего века механизация дополняется автоматизацией производственных процессов, возможностью не только использовать энергию машин вместо мускулов, но и создавать специфические рабочие органы машин, заменяющие человеческую руку. Позже в помощь им пришла информатизация, связанная с широким внедрением компьютеров и компьютерных сетей в сочетании с совершенными средствами связи. Компьютер стал уникальным средством автоматизации интеллектуальной деятельности. Ему свойственны недоступные для человека скорость движения и колоссальная скорость переработки информации. В отличии от всех других средств автоматизации, компьютерно-информационные технологии проникли в интеллектуальную сферу. ЭВМ освобождает человека не только от контакта с инструментом, но и с машиной. Применение персональных компьютеров позволило повысить творческий потенциал. В этот период также возрастает значение информации как средства воздействия на информационные процессы и человека. Борьба за контроль над средствами массовой информации стала частью политической борьбы, которая ведётся как внутри страны, так и на международной сцене. Ход технического прогресса столь стремителен, что никакие прогнозы не в силах предупредить его стремительность. Развитие науки и техники в ХХ веке явило небывалую революцию, в результате которой наука стала решающей частью технологии, как промышленной, так и всякой иной. Речь идёт о технологической революции, протекающей на ряду с технической. Сущность её усматривается в масштабном применении и распространении технических достижений на основе новейших научных теорий. Сама технология стала наиболее ценным продуктом. Фундаментальное свойство техники – преобразование, т.е. техника то, при помощи чего человек преобразует природу, самого себя, общество. Чем человек воздействует на объекты, изменяя их – это техника; как именно он воздействует – это тоже техника, но уже проявляющая себя как технология.

Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни вызывает изменение в самом характере научной деятельности. Оно связано с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживаются исследовательскими комплексами и функционируют аналогично средствам промышленного производства). Если классическая наука была ориентирована на постижение всё более сужающегося фрагмента действительности, выступающего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки конца ХХ – начала ХХI вв. определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания.

Технологическая революция внесла весомый вклад в производство материальной продукции: появляются новые способы воздействия на сырье и его обработки. При ремесленном производстве при обработке исходного материала учитывались затраты на сырьё и ручной труд, т.е. материалоёмкость и трудоёмкость. Промышленная революция внесла новый параметр учета – капиталоёмкость. НТР дополнила их наукоёмкостью. Новые технологические процессы осуществляются на молекулярном, атомном и субатомном уровнях.

Наряду с техникой и технологией качественно меняется и предмет труда – материалы, которые подвергаются обработке с помощью развивающихся научных методов. Под влиянием новых технологий в промышленности и быту появляются новые магнитные, керамические и оптические материалы, синтетические волокна и пластмассы, химические соединения.

Каменная индустрия первобытности, ремесленное мастерство тысячелетий и современное высокотехнологичное производство – разные полосы в бытии техники и её роли в человеческой жизни. Нет человека и общества вне техносферы, техника исторична, не стоит на месте, обновление технических инноваций выступает как катализатор, импульс коренных изменений во всей системе человеческой жизни. Технический прогресс неостановим. Если где-то и можно говорить о прогрессе, то это в области науки и техники.

Правомерно использовать в качестве существенной характеристики эпохи понятия техногенный мир, индустриальная цивилизация. Название качественного обозначения состояния современного мира в их полноте применимы лишь к части стран, охватывающих не более пятой части земного шара.

 

 

 

Как вы представляете соотношение национального и всеобщего в современной культуре. Покажите на примерах.

Сегодня проблема общечеловеческого и классового в культуре является весьма актуальной. До недавнего времени в советской философской литературе больше внимания уделялось проблеме классового подхода к ценностям культуры. Даже сама культура носила определения «социалистическая» или «буржуазная», а не культура буржуазного и др. общества. Конечно, характеризовать культуру узкоклассово – это значит исключить из нее те ценности, которые и делают ее собственно культурой. Речь идет, в первую очередь, об общечеловеческих ценностях. Подлинная культура – это социально-прогрессивная творческая деятельность, носитель общечеловеческих ценностей, направленных на выявление и развитие сущностных сил человека, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности: добропорядочность, трудолюбие, скромность, добро, милосердие, дружба, любовь, справедливость, истина, красота и др.

В то же время в классовом обществе по отношению к любым духовным ценностям проявляются социально-классовые пристрастия, интересы. По мере прогресса ценности общества получают приоритетное значение перед классовыми ценностями. Мы этот приоритет общечеловеческого над классовым не признавали ни в теории, ни в практике. Это вело к подавлению творческого начала в культуре, идеологической узости мышления, нетерпимости к любому инакомыслию.

Диалектика общечеловеческого и классового в различных явлениях культуры проявляется по-разному: существуют такие явления культуры, как язык, наука, техника, которые никогда не носят классового характера; искусство, философия, мораль, просвещение и др., как правило, в той или иной степени несут на себе отпечаток различных классовых интересов; политическое сознание и политическая культура по природе своей связаны с существованием классов и борьбой между ними. Правда, в определенных исторических условиях и их содержание может приобрести более широкую культурную, а точнее, общечеловеческую значимость. Например, идеи просвещения и гуманизма, общие принципы демократии, политическое сознание, направленное на решение глобальных проблем современности, на выживание человечества, свидетельствуют об общечеловеческих ценностных ориентациях.

Социально-классовое начало проявляется в культуре в форме идеологии, которая оказывает на культуру деформирующее влияние, если она, обслуживая и защищая интересы своей социальной группы или своего класса, выдает их за интересы всего общества.

Проблема национального и интернационального – это проблема национального и общечеловеческого в культуре. В марксистской философии интернациональное понималось как общий для всех народов классовый интерес, который афористично выражался лозунгом I Интернационала – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Объединение международного пролетариата против эксплуатации, угнетения и неравенства – таков был содержательный смысл интернационализма. Вместе с тем проблема интернационального в культуре и духовной цивилизации – это проблема общечеловеческих ценностей, выраженных в конкретных ценностях и социальных нормах, традициях нации или народности. Интернациональное – это те ценности, которые объединяют народы. Сегодня интенсивно идут процессы интернационализации в экономике, социальной сфере, политике и культуре. Этот процесс, при всей своей противоречивости, отражает тенденцию к единению, взаимосвязям, сотрудничеству и взаимопомощи различных стран и народов. Интернационализация культуры означает обогащение культур на почве взаимодействия и сотрудничества, всемерного развития каждой национальной культуры.

Национальное в культуре – это, прежде всего самосознание народа, нации, личности, выраженное в языке, искусстве, религии, обычаях и обрядах.

Сегодняшний процесс суверенизации различных народов бывшего СССР – своеобразная реакция на деградацию национальных культур, их умирание, начавшееся под лозунгом формирования «новой исторической общности – советского народа». Возрождение национальных культур, языков и традиций, которые закрепляют передаваемые от поколения к поколению народные ценностные установки, идеи и нормы поведения, представляющие социально-культурное наследие народа, не означает формирования национализма. Напротив, этот процесс обеспечит лучшую реализацию общечеловеческих ценностей, в том числе и в форме интернационализма, как уважения к достоинству, истории и культуре других народов.

К сожалению, в условиях возникшего недоверия между отдельными нациями и народностями, низкой общей и политической культуры, экономических трудностей получил распространение национализм – идеология и политика, заключающаяся в проповеди национальной обособленности, игнорировании интересов других народов (некоренной национальности) и межнациональной вражде. Сложившаяся за годы советской власти административно-командная система, нуждавшаяся в предельно централизованных и единообразных структурах, игнорировала потребности национального развития. Были серьезно ущемлены права союзных республик, национально-территориальных образований, проявлялось немалое равнодушие со стороны государства к национальному своеобразию народов, их истории, культуре. В этих условиях возникло, с одной стороны, стремление к национальной замкнутости, а с другой – пренебрежительное отношение к некоренным национальностям, крайняя форма национализма – шовинизм.

Национализм ведет к национальным войнам (Азербайджан и Армения, Сербия и Хорватия и др.). Сегодня осознание проблемы национального и интернационального в культуре с точки зрения понимания интернационального как общечеловеческого, существующего в любой национальной культуре должно войти в политическое мышление и политическую культуру человека и общества.

 

 

Составьте хронологические линии наиболее значительных реформ и революций в истории ХХ в. Какую роль играли в этом исторические личности.

Революции:

Европа: Революция в России 1905-1907 – В. Ленин.

Азия: Революция в Китае 1911-1913 – Сунь Ят-сен.

Америка: Мексиканская революция 1910-1917 – Франсиско Мадеро.

Америка: Кубинская революция 1956-1959 – Фидель Кастро Рус.

Америка: Сандинистская революция 1977-1979.

Европа: Революция в Румынии 1989 – Тадеуш Мазовецкий.

Европа: «Бархатные революции» в странах постсоветского пространства 1989-1991.

Реформы в России, СССР:

Реформы российской государственной власти начала ХХ века.

Столыпинская реформа 1906-1910.

И. В. Сталин и его триад реформ: коллективизации, индустриализации и культурной революции.

Хрущевская реформа 50-60 гг.

Экономическая реформа 1965 г. – А. Косыгин.

Экономическая реформа 1986 г. – М. Горбачев.

Экономические реформы 1992-1998 гг. – Е. Гайдар, Б. Ельцин.

 

 

 

Историки называют ХХ век "переломным", как это отразилось на исторической карте, что исчезло, что появилось?

Историческая карта отображает какой-либо прошлый период (эпоху) развития человеческого общества, исторические явления и события на данной территории. По пространственному охвату различают исторические карты мира, отдельных регионов, государств, исторических областей, городов, а по хронологии – карты первобытного общества, Древнего мира, Средних веков, Нового и новейшего времени. Отражение многих аспектов развития общества, хозяйства, науки и культуры проявляется в большом разнообразии тематики исторических карт. К ним относят также карты археологические, историко-этнографические, историко-политические, военно-исторические, историко-экономические, историко-культурные, истории географических открытий и др.

Например, за последние сто лет карта мира стала более дробной: 1 января 2001 г. на планете насчитывалось 227 самостоятельных политико-территориальных единиц (независимые государства и колониальные владения), тогда как ровно сто лет назад составных элементов политической карты мира было 199. Увеличение произошло на всех континентах Земли, кроме Африки. Возможно, эту закономерность можно объяснить тем, что людей на планете стало жить в четыре раза больше, либо тем, что произошло существенное умножение материальных накоплений, достаточных для существования большего числа политических единиц.

В конце ХХ в. независимых государств было в три раза больше, чем в его начале (соответственно 193 и 61). Существенные изменения произошли за последний век в распределении независимых государств по формам правления. В 1901 г. республиканский строй господствовал в 26 странах мира (43% независимых государств), 20 из них располагались в Америке (100% независимых государств континента), всего три (Франция, Швейцария и Сан-Марино) в Европе. Отдельные республики существовали также и в Африке (Трансвааль, Оранжевая Республика и Либерия). Монархий в первый день ХХ в. в мире было 35 (21 в Европе, 10 в Азии, 4 в Африке). Шестеро правящих монархов (в России, Германии, Австро-Венгрии, Китае, Японии и Эфиопии) имели титул императоров, двадцать один - королей, пятеро - князей, один (Люксембург) - герцога, один (Турция) - султана, один (Иран) - шаха. В 2001 г. в мире насчитывается всего лишь 30 монархий (16% государств мира). По 12 монархий расположены в Европе и Азии (Азия - единственный континент Земли, где сумели сохраниться абсолютные монархии - Бахрейн, Бруней, Катар, Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ); 3 монархии (Марокко, Свазиленд, Лесото) лежат в пределах Африки; 1 (Тонга) - в Океании.

В начале ХХ в. федеративных государств в мире было немного. По сути дела, всем канонам классической федерации в 1901 г. соответствовали лишь Швейцария (имела федеративное устройство, хотя и официально именовалась конфедерацией, в 1901 г. включала 22 кантона) и США (тогда союз 45 штатов). Федеративное устройство имели и две самоуправляющиеся части Британской империи - Канада (с 1867 г.) и Австралийский Союз (образовался как раз 1 января 1901 г.). Первая в то время состояла из семи провинций, вторая - из шести штатов. Федерациями были и ряд латиноамериканских государств: Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла. В 2000 г. в мире насчитывалось 23 федерации, что составляло 12% от общего числа независимых государств мира (в 1901 г. - 10%). Европа и Америка на рубеже XX и XXI веков остаются регионами наибольшего распространения федерализма (по 6 федераций). 5 федераций располагаются в Азии (в том числе две экзотические федерации монархий - ОАЭ и Малайзия), 4 - в Африке, 2 - в Австралии и Океании.

Помимо политической принадлежности территории изменялись и государственные границы. Различия в размерах занимаемой площади порой варьируют в значительных пределах (примеры Бразилии, Эквадора, Индии). Как правило, это связано с изменениями очертаний границ в результате войн, мирных договоренностей, а также увеличения площади суши за счет моря или внутренних водоемов (пример - Нидерланды). В ряде случаев в пределы государственной территории были включены не имевшие ранее «хозяина» полярные территории (примеры Канады, России, Норвегии, Гренландии), что тоже существенно увеличило размеры приполярных стран. Нередко разница в оценках размера территории связана с неточностью геодезических методов ее определения в начале ХХ в.

 

 

 

Назовите новые качества научного знания в ХХ в. по сравнению с 19 в.

Под термином «наука» понимается сфера деятельности людей, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В настоящее время наука превратилась в непосредственную производительную силу и в важнейший социальный институт, оказывающий влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Сейчас насчитывается более 15 тыс. дисциплин, в научной сфере задействовано свыше 5 млн. профессиональных ученых, количество научных журналов исчисляется несколькими сотнями тысяч.

Основным субъектом науки, т.е. носителем сознательной целенаправленной деятельности в этой области, являются научные работники, коллективы ученых и вспомогательный персонал. Объектами науки принято считать все состояния бытия, которые становятся сферой приложения активности субъекта. Заметим, что объектом науки нередко становятся теоретические конструкции, которым нет непосредственного аналога в природном окружении. Например, в природе нет идеального газа, однако этой конструкцией широко пользуются ученые в конкретных областях естественнонаучных исследований.

Упомянем одну особенность науки. Если в искусстве и литературе то или иное произведение настолько тесно связано с автором, его создавшим, что не будь этого автора произведение просто не существовало бы, то в науке положение принципиально иное. Теории И. Ньютона, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна и т.д. отражают черты индивидуальности своих создателей, которые сделали гениальные открытия в области естествознания. Однако эти теории рано или поздно все равно появились бы, поскольку они составляют необходимый этап развития науки. Об этом свидетельствуют факты из истории науки, когда к одним и тем же идеям приходят разные ученые независимо друг от друга.

Основная цель научной деятельности - получение знаний о реальности. Под знанием понимают форму существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека, который в своей деятельности отражает (идеально воспроизводит) объективные закономерные связи реального мира. Термин «знание» употребляется в трех основных смыслах: способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить; любая познавательно значимая информация; особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой. Следует заметить, что понятия <истинное знание> и <знание> не совпадают, поскольку последнее может быть недоказанным, непроверенным (гипотезы) или неистинным знанием (заблуждение).

Продуктом научной деятельности выступают не только знания. Для их получения необходимы методы наблюдения и экспериментирования, а также средства, при помощи которых они осуществляются. К продуктам науки следует отнести и научный стиль рациональности, который распространяется на все сферы человеческой деятельности. Наконец, наука представляет собой источник нравственных ценностей, ибо профессия ученого предполагает честность и объективность, как элементы профессиональной этики.

Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и научных исследованиях. Взаимосвязь техники и науки - один из главных факторов научно-технической революции, важнейшее условие научно-технического и социального прогресса. Техника в своих новейших формах (лазерные установки, компьютеры, интернет) оказывает сильное влияние на культуру человечества, на психологию и сознание людей, их жизненные и ценностные ориентации, бытовые, профессиональные и многие другие условия их повседневного существования.

Научное знание строится и организуется по определенным законам. Отличительные качества научного знания - систематизированность и обоснованность. Для научной систематизации знания (классификации) характерны стремление к полноте, ясное представление об основаниях систематизации и их непротиворечивости. Здесь многое определяет специфический научный метод - процедура получения знания, позволяющая впоследствии его воспроизвести, проверить и передать другому. Элементами научного знания являются факты, закономерности, теории, научные картины мира. Обоснованность, доказательность получаемого знания - характерные признаки научности. Важнейшими способами обоснования эмпирического знания являются проверка наблюдениями и экспериментами, обращение к первоисточникам, статистическим данным. При обосновании теоретических концепций обязательными требованиями, предъявляемыми к ним, выступают их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать известные явления и предсказывать новые. Обоснование научного знания, приведение его в стройную, единую систему всегда было одним из важнейших факторов развития науки.

Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире, называется познанием. Непосредственные функции научного познания - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, и это позволяет управлять поведением изучаемых объектов и создавать системы с заранее заданным поведением. Описание заключается в фиксировании результатов опыта с помощью систем обозначения, принятых в науке. В процессе объяснения происходит раскрытие сути изучаемого объекта через постижение закона, которому подчиняется данный объект. Научное предвидение - это определение и описание на основе научных законов явлений природы и общества, которые не известны в данный момент, НО могут возникнуть или быть изучены в будущем. Важнейшей формой научного предвидения является прогнозирование - выработка суждений о состоянии какого-либо объекта или явления в будущем (например, прогноз погоды). Это вероятностное суждение о будущем строится на основе специальных научных исследований и возможно благодаря тому, что мир един, а деление на наблюдаемый и ненаблюдаемый, на изученный и неизученный мир происходит в процессе мышления.

С возрастанием роли науки в жизни общества научное обоснование становится целесообразным и даже необходимым во многих сферах жизни общества, но заметим, что далеко не везде оно возможно и далеко не всегда уместно. Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности - в обыденной жизни, в политике, экономике, искусстве, инженерном деле, однако здесь получение знания не является главной целью. Так, искусство предназначено для создания эстетических ценностей, где на первый план выходит отношение художника к реальности, преломленной через его внутренний мир; экономические реформы оцениваются, прежде всего, с точки зрения их эффективности и практического результата; продуктом инженерной деятельности является проект, разработка новой технологии, изобретение, которые оцениваются с позиции их практической пользы, оптимального использования ресурсов, расширения возможностей преобразования реальности.

Одна из конечных целей научного познания - быть воплощенным на практике, т.е. в целенаправленной деятельности людей по освоению и преобразованию действительности. Часто эта деятельность связана с развитием техники - совокупности искусственных органов, средств, предназначенных для усиления и расширения возможностей человека по преобразованию природы и использования в этом процессе ее сил и закономерностей. Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности трудовых усилий человека, освобождение его от работы в опасных условиях, улучшение его жизни в целом.

 

 

Одной из острых проблем для ученых ХХ в. стало использование их отраслей в разных целях, в том числе для разрушения того, что создано человеком, для уничтожения самого человечества. Приведите примеры подобных ситуаций, перед каким выбором оказались ученые, какие решения они принимали.

В 1905 г. Альберт Эйнштейн  издал свою специальную теорию относительности. 1938 г, в результате экспериментов немецких химиков Отто Хана и Фритца Страссманна, им удается разбить атом урана на две приблизительно равных части при помощи бомбардировки урана нейтронами. Британский физик Отто Роберт Фриш, объяснил как при делении ядра атома выделяется энергия.  В начале 1939 г. французский физик Жолио-Кюри сделал вывод, что возможна цепная реакция, которая приведет к взрыву чудовищной разрушительной силы и что уран может стать источником энергии, как обычное взрывное вещество.

Это заключение стало толчком для разработок по созданию ядерного оружия. Европа была накануне Второй мировой войны, и потенциальное обладание таким мощным оружием подталкивало милитаристские круги на быстрейшее его создание, но тормозом стала проблема наличия большого количества урановой руды для широкомасштабных исследований. Над созданием атомного оружия трудились физики Германии, Англии, США, Японии, понимая, что без достаточного количества урановой руды невозможно вести работы. США в сентябре 1940 г. закупили большое количество требуемой руды по подставным документам у Бельгии, что и позволило им вести работы над созданием ядерного оружия полным ходом.

Перед началом Второй мировой войны Альберт Эйнштейн написал президенту США Франклину Рузвельту. В нем якобы говорится о попытках нацистской Германии очистить Уран-235, что может привести их к созданию ядерной бомбы. Сейчас стало известно, что германские учёные были очень далеки от проведения цепной реакции. В их планы входило изготовление «грязной», сильно радиоактивной бомбы.

Как бы то ни было, правительством Соединённых Штатов было принято решение - в кратчайшие сроки создать атомную бомбу. Этот проект вошел историю как  «проект манхэттен». Возглавил его Лесли Гровс. Следующие шесть лет, с 1939 по 1945 гг., на проект Манхэттен было потрачено более двух биллионов долларов. В Oak Ridge штат Теннеси, был построен огромный завод по очистке урана. H.C. Urey и Ernest O. Lawrence (изобретатель циклотрона) предложили способ очистки, основанный на принципе газовой диффузии с последующим магнитным разделением двух изотопов. Газовая центрифуга отделяла легкий Уран-235 от более тяжелого Урана-238.

На территории Соединенных Штатов, в Лос-Аламосе, в пустынных просторах штата Нью-Мексико, в 1942 году был создан американский ядерный центр. Над проектом работало множество учёных, главным же был Роберт Оппенгеймер. Под его началом были собраны лучшие умы того времени не только США и Англии, но практически всей Западной Европы. Над созданием ядерного оружия трудился огромный коллектив, включая 12 лауреатов Нобелевской премии. Работа в Лос-Аламосе, где находилась лаборатория, не прекращалась ни на минуту. В Европе тем временем шла Вторая мировая война, и Германия проводила массовые бомбардировки городов Англии, что подвергало опасности английский атомный проект «Tub Alloys», и Англия добровольно передала США свои разработки и ведущих ученых проекта, что позволило США занять ведущее положение в развитии ядерной физики (создания ядерного оружия).

К осени 1944 г., когда работы по созданию атомной бомбы подходили к завершению, в США был создан 509-й авиаполк «летающих крепостей» Б-29, командиром которого был назначен опытный летчик полковник Тиббетс. Полк приступил к регулярным длительным тренировочным полетам над океаном на высотах 10-13 тысяч метров. К лету 1945 года американцам удалось собрать две атомные бомбы, получившие названия «Малыш» и «Толстяк», которые впоследствии были сброшены на Хиросиму и Нагасаки.

Так работы великих физиков ХХ века были использованы не в мирных целях, а для разрушения  того, что создано человеком, для попытки уничтожения самого человечества.

 

 

Раскройте проблему "Права человека в ХХ в.: декларации, законы, реальность".

В результате буржуазных революций в развитых странах Европы были проведены преобразования правовых систем, в связи, с чем подверглась критике идея естественного права. Такая тенденция нашла отраж