Военные и политические организации на постсоветском пространстве

Введение

Человечество вступило в XXI столетие в условиях коренной ломки прежней системы миропорядка и нарастания различных, порой взаимоисключающих явлений и тенденций, как в международных отношениях, так и внутри отдельно взятых стран. Планетарных масштабов достигли такие негативные явления, как: терроризм, сепаратизм, наркоторговля, организованная преступность и коррупция. Продолжается неконтролируемое распространение обычного оружия и оружия массового уничтожения.

Наряду с этим для многих стран возрастают реальные угрозы политического, военного, экологического, демографического, социального и национально-этнического характера. В то же время ведущие державы мира и многие военно-политические союзы по-прежнему рассматривают военную силу как один из важных инструментов достижения своих национальных, политических, экономических и других целей. Хаотичность, нестабильность, непредсказуемость и конфликтность стали отличительными чертами современного мирового развития, что вынуждает все без исключения государства, задуматься о своей роли и месте в мировом сообществе, искать новые пути и методы приспособления к быстро меняющимся политическим реалиям и обеспечения собственного выживания и осуществления своих государственных интересов.

Целью работы является анализ военных и политических организаций стран бывшего СССР.

Объект работы – постсоветское пространство.

Предмет работы – процесс политической и военной интеграции на постсоветском пространстве.


1. Характеристика постсоветских стран

Постсоветское пространство, также известное как республики бывшего СССР, страны СНГ и Прибалтики или ближнее зарубежье (в отличие от зарубежья дальнего — стран, никогда не входивших в СССР), — это независимые государства, которые вышли из состава Советского Союза в результате его распада в 1991 г.

Постсоветские государства обычно делят на следующие пять групп (рис. 1). Принцип, по которому государство относят к той или иной группе основывается на географических и культурных факторах, а так же на истории взаимоотношений с Россией [2].

Прибалтика: Эстония, Литва и Латвия.

Центральная Азия: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения.

Закавказье: Грузия, Армения и Азербайджан.

Восточноевропейские страны: Украина, Белоруссия и Молдавия.

Россия обычно рассматривается как отдельная категория, из-за своей уникальной доминирующей роли в регионе.

Россия исторически связана с восточно-славянскими постсоветскими государствами, поскольку на их территории сформировалась ее государственность.

 

Рис. 1. Группы постсоветских государств:

Россия      Центральная Азия      Закавказье      Восточная Европа

     в том числе Прибалтика

Ещё в дни распада СССР было предложено создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), войти в который 14 ноября 1991 предварительно согласилось было семь республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) [3]. Поскольку предложение исходило от верховных органов власти бывшего СССР, оно в конечном итоге не было принято.

Однако, во многом движимые ностальгией по СССР, население и власти некоторых бывших союзных республик имеют желание, пожертвовав некоторой частью суверенитета, реализовать идею единства в виде создания нового союза, в который вошло бы по возможности наибольшее количество республик бывшего СССР.

В середине 90-х годов некоторое время рассматривалось, но в итоге так и не было согласовано, предложение президента Казахстана Н. Назарбаева от 29 марта 1994 организовать Евразийский Союз из пяти республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан) [6].

Реальное воплощение идея нового союза обрела в виде Союзного государства России и Белоруссии, которое находится в начальном этапе становления и включило пока только две республики.

2. Союзное государство России и Белоруссии

Договор о создании Союза Беларуси и России подписан 2 апреля 1997  на базе Сообщества Белоруссии и России, созданного ранее (2 апреля 1996) для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства. 25 декабря 1998 года был подписан ряд соглашений, позволявших провести более тесную интеграцию в политической, экономической и социальной сфере, что усиливало Союз. С 26 января 2000 официальное название Союза — Союзное государство [12]. Предполагается, что ныне конфедеративный Союз в будущем должен стать мягкой федерацией. Участником Союза может стать государство — член Организации Объединенных Наций, которое разделяет цели и принципы Союза и принимает на себя обязательства, предусмотренные Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и Уставом Союза. Присоединение к Союзу осуществляется с согласия государств — участников Союза. При присоединении к Союзу нового государства рассматривается вопрос об изменении названия Союза.

3. Содружество Независимых Государств

Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение, созданное для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. В него входят все бывшие республики СССР, кроме Прибалтийских государств.

В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ [2].

Основными целями организации являются:

сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

обеспечение прав и свобод человека;

сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

взаимная правовая помощь;

мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

обеспечение прав и основных свобод человека;

координация внешнеполитической деятельности;

сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

охрана здоровья и окружающей среды;

вопросы социальной и миграционной политики;

борьба с организованной преступностью;

сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Туркмения: на казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена» [11].

Украина: Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.

Грузия: 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ, 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации. Согласно Уставу СНГ (статья 9 раздела I) государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении оно извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода. При этом обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения. 9 октября 2008 года министр иностранных дел России РФ Сергей Лавров сообщил, что Совет глав МИД стран СНГ принял формальное решение о прекращении членства Грузии в Содружестве с августа 2009 года. 18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ [7].

Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя.

Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ, является наблюдателем в Межпарламентской ассамблее [1].

4. Организация Договора о Коллективной Безопасности

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

14 июня 2009 года в Москве состоялась сессия Совета коллективной безопасности государств, по решению которой должны были быть созданы Коллективные силы оперативного реагирования.

Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: по три от России и Таджикистана, по два от Казахстана и Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил — около 4 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолётов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии [12].

Целями и задачами ОДКБ является защита общекультурного, экономического и территориального остаточного постсоветского пространства (СНГ) совместными военными методами армий и вспомогательных подразделений министерств и ведомств стран участниц СНГ (Армении, России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии) от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

5. ГУАМ

В «Организацию за демократию и экономическое развитие — ГУАМ» в настоящее время (после выхода Узбекистана) входят четыре члена: Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. ГУАМ рассматривается многими как организация, созданная в противовес доминированию России в регионе. Государства-члены ГУАМ не входят ни в одну другую созданную на территории бывшего СССР организацию, за исключением СНГ.

Одной из главных особенностей стран-участниц ГУАМ является то, что в советское время в состав этих республик по тем или иным причинам были включены территории, мнения населения которых по данному вопросу не учитывалось, и поэтому после распада СССР в них возникла определенная напряженность [2].

В декабре 2005 страны ГУАМ выступили единым фронтом на заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Любляне (Словения). Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» (о выводе войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ. Глава МИД Украины Борис Тарасюк заявил, что страны ГУАМ и впредь будут действовать сообща, поскольку главы Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии уже в декабре 2005 оформят ГУАМ как полноценную международную региональную организацию. Секретариат ГУАМ будет размещён в Киеве.

6. Евразийское Экономическое Сообщество

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕвразЭС) было создано Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном на основе Таможенного союза СНГ. Армения, Молдавия, Украина имеют статус наблюдателей в этом сообществе. Украина ранее заявляла, что в её намерения не входит получение полного членства в этом сообществе, хотя позже премьер-министр Украины В. Янукович в разговоре с В. Путиным заявил, что Украина думает о ЕврАзЭС [4]. Молдавия тоже не планирует полностью присоединяться к организации, так как одним из необходимых для этого условий является наличие общих границ с государствами-членами сообщества. Узбекистан согласился присоединиться к организации в октябре 2005, когда начался процесс объединения Организации Центрально-Азиатского Сотрудничества, и Евразийского Экономического Сообщества. Вступление Узбекистана в организацию в качестве действительного члена произошло 25 января 2006 г.

7. Договор об обычных вооружённых силах в Европе

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан 19 ноября 1990 в Париже полномочными представителями шестнадцати государств-участников НАТО (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция) и шести государств-участников Организации Варшавского договора (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) и вступил в силу 9 ноября 1992.

Договор устанавливал равновесие сил государств – участников двух военно-политических союзов на более низком уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя, таким образом, созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе [4].

В ходе подготовки ДОВСЕ и в последующие годы его участниками, в связи с изменениями военно-политической обстановки в Европе, в первую очередь связанными с распадом ОВД и СССР, было принято множество документов технического характера и четыре международных договора.

Будапештское соглашение. Соглашение о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники, подписанное Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией в Будапеште 3 ноября 1997 и вступившее в силу одновременно с ДОВСЕ, имело целью распределение установленных ДОВСЕ групповых уровней обычных вооружений и техники между государствами ОВД.

Ташкентское соглашение. Соглашение о принципах и порядке выполнения ДОВСЕ, подписанное между Россией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Молдавией и Украиной в Ташкенте 15 мая 1992, имело целью распределение прав и обязательств бывшего СССР по ДОВСЕ между Россией и семью другими государствами – участниками Договора. Квота России составила 6400 танков, 11480 бронемашин, 6415 артиллерийских систем, 3450 самолетов и 890 вертолетов [7].

Соглашение ратифицировано Россией в 1992 году, но не вступило в силу. Азербайджан и Грузия не ратифицировали Соглашение. Латвия, Литва и Эстония отказались присоединяться к ДОВСЕ.

Фланговый документ. Приложение к Итоговому документу первой конференции по рассмотрению действия ДОВСЕ (Вена, 15–31 мая 1996), подписанное по инициативе России и вступившее в силу 15 мая 1997, представляет собой промежуточное компромиссное решение проблемы фланговых ограничений ДОВСЕ, возникшей после распада СССР. По Договору, России разрешалось иметь в Ленинградском и Северо-Кавказском военных округах в общей сложности до 700 танков, 580 бронемашин и 1280 артсистем, а с началом войны в Чечне эти ограничения оказались нарушены. В соответствии с Приложением, границы фланговых зон после неоднократных требований России были пересмотрены, и из них были исключены Псковская, Волгоградская, Астраханская области, восточная часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края.

Соглашение об адаптации ДОВСЕ было подписано 30 государствами (страны НАТО, Ташкентского соглашения, а также Болгария, Румыния и Словакия). Ратифицировано оно было лишь Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной и так и не вступило в силу. Грузия и Молдавия отказались приступить к процессу ратификации, требуя исполнения Россией обязательств о выводе войск с их территории, взятых Россией на себя в Стамбуле. На этом основании страны НАТО также блокируют процесс ратификации Соглашения. Россия, со своей стороны, заявляет, что соглашения с Грузией и Молдавией, подписанные в Стамбуле, не имеют отношения к ДОВСЕ, а потому не должны являться препятствием к ратификации.

Прибалтийские государства (Латвия, Литва и Эстония) и Словения не присоединились к адаптированному договору.

8. Сепаратистские конфликты

За десять лет, с 91-го по 2000 год, в этих конфликтах только убитыми мы потеряли более 750 тысяч наших граждан. Еще около трех с половиной миллионов были ранены. 12 миллионов человек в бывших республиках Союза превратились в изгоев, беженцев, вынужденных бросить свои жилища и имущество и перебраться в места, где была хоть какая-то возможность выжить.

Большинство военных конфликтов на территории бывшего СССР связаны с сепаратизмом и стремлением некоторых территорий с различным национальным и религиозным составом к отделению от государства, частью которого они официально являются.

Некоторые территории и возникшие там военные конфликты [1]:

Приднестровье, конфликт за независимость от Молдавии

Абхазия и Южная Осетия, конфликты за независимость от Грузии. (признаны Россией 26 августа 2008 года)

Чечня, конфликт за независимость от России.

Нагорный Карабах, конфликт за независимость от Азербайджана.

После двух периодов кровопролитных вооружённых столкновений (первая и вторая чеченские войны), Чечня в данный момент вернулась под власть федерального правительства. Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия получили независимость де-факто, де-юре независимость Абхазии и Южной Осетии признали Россия, Никарагуа, Венесуэла и некоторые непризнанные государства [9]. На всех этих территориях присутствуют российские военные. Нагорный Карабах также является де-факто независимым и находится под контролем армянских вооружённых сил также, как и прилегающие к нему территории Азербайджана. В 2001 г. эти непризнанные государства заключили между собой договор о создании Содружества Непризнанных Государств (СНГ-2).

 


Выводы

Военно-политическая интеграция на пространстве бывшего Советского Союза является качественно новым геополитическим и политологическим явлением, вытекающим из расширяющихся функций постсоветских государств. Как недавно возникшие субъекты мирового сообщества они предпринимают усилия по созданию и развитию военно-политического потенциала и объединению как в интересах собственной безопасности, так и стабильности в обширном Евразийском регионе. Участники Содружества Независимых Государств и, прежде всего, те, которые объединены наиболее близкими союзническими отношениями, играют новаторскую роль в формировании неконфронтационного типа военно-политической интеграции. Политологический анализ их деятельности в военно-политической сфере в сочетании с действиями других государств, военно-политических организаций и объединений позволяет выявить ряд общих черт, концептуальных основ, стратегических и тактических задач, стоящих в нынешних геополитических условиях перед этой региональной группой.

С прекращением существования биполярного миропорядка интеграция, являясь вообще тенденцией мирового развития, приобретает новые черты, будучи, с одной стороны, частью процесса формирования многополярного мира, а с другой — своего рода противовесом негативным проявлениям процесса глобализации. Военно-политическая интеграция и в новых условиях сохраняет рудименты конфронтационного сознания, характерного для предыдущей, биполярной эпохи.

И даже выход на первый план новых вызовов и угроз, носящих по существу универсальный характер, не в состоянии перебороть антагонизм интересов отдельных крупных государств и их объединений. Отсюда - определенные противоречия и разночтения между членами, условно говоря, прозападных и пророссийских военно-политических организаций, их подходами к ряду важных мировых и региональных проблем, попытки НАТО распространить свое влияние на постсоветское пространство в ущерб интересам России, стремление США к проведению одностороннего курса в международных делах и, соответственно, к монополярному мироустройству, а с российской стороны - меры против сближения постсоветских государств с Западом, их интеграции в евроатлантические структуры и т.п.

С уходом в прошлое конфронтации двух систем не сбылись ожидания многих государств и народов на создание более гармоничного миропорядка, в котором доминировало бы согласие, сотрудничество, коллективная безопасность при учете национальных интересов всех государств - больших, малых и средних.

Одним из путей по крайней мере ослабления этой озабоченности является укрепление союзнического ядра постсоветских государств, способного совместными усилиями противостоять негативным тенденциям в сфере международной безопасности, коллективно отстаивать независимость, суверенитет и территориальную целостность государств, противостоять классическим и новым вызовам и угрозам, укреплять международную безопасность и стабильность.

Однако речь не идет о том, чтобы эти государства-союзники вошли в новую конфронтацию, вступили на путь решения проблем по принципу «игры с нулевым результатом», когда преимущества, достижения одной стороны автоматически направлены на нанесение ущерба позициям другой стороны. Тем более, что у бывших противников и соперников теперь есть общий враг - распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, различные проявления преступности и экстремизма, другие вызовы и угрозы нового поколения.


Список использований литературы

Р. Беккин, В. Бобровников. Северный Кавказ — не царство благородных разбойников// Татарский мир. — 2003. — № 19 (29). — декабрь. — С. 8.

Зеркалов Д.В.Политическая безопасность. В трех книгах. Книга 1. Проблемы и реальность. Хрестоматия. — К.: Основа, 2009. — 631. ISBN 978-966-699-495-3

Золотарев В. А. Военная безопасность России: политико-правовые проблемы : дис. … д-р. юр. наук. – М., 1999. – 198 с.

 «Западные аналитики о предпосылках и факторах формирования стратегии национальной безопасности» // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию образования Кокшетауского государственного университета им. Ш. Уалиханова «Валихановские чтения – 7». – Кокшетау, 2002. – Т. 1. – С. 156–160.

Жеенбеков Р.Б. Международные отношения в Центральной Азии: геополитические аспекты: дис. ... канд. полит. наук. – М., 2004. – 193 с. 

Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. – Алматы : Атамура, 2003. – 240 с.

Олкотт М. Второй шанс Центральной Азии. Москва; Вашингтон, 2005.

Саруханов Т.И. Глобальная противоракетная система защиты мирового сообщества // Тафаккур. – 2006. – № 1. – С.10–15

Сембинов Б.К. Политика обеспечения региональной безопасности в Центрально-Азиатском регионе в контексте развития ОДКБ: дис. … канд. полит. наук. – Алматы, 2004. – 184 с.

Сурков А. Военное управление как фактор национальной безопасности страны//Безопасность Евразии. – 2006. – № 2. – С.161–169

Шарипова Д.К. Современные вызовы и угрозы безопасности в Центральной Азии // Вестник КазНУ. - сер. международные отношения и международное право. – 2006. – № 1. – С. 36–48

 «Транзитный характер угроз национальной безопасности: факторы и меры противодействия» // Саясат. – 2006. – № 12. – С. 48–50.