Рекреационное время и пространство. Их соотношение

Введение

Рекреационные концепции развиваются в рамках рекреалогии - междисциплинарной науки о рекреационных системах, основанной на научных принципах экологии человека. Эти принципы впервые сформулированы научным коллективом отечественной школы рекреалогии и рекреационной географии под руководством Владимира Сергеевича Преображенского. С 1976 г. основные исследования в области рекреалогии сосредоточиваются во Всесоюзной научно-исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям (ВНИЛТЭ). В 1992 г. многолетние научные исследования в области рекреации были обобщены в теоретической монографии "Теория рекреалогии и рекреационной географии"[1].

Среди исследователей общепризнано определение рекреалогии как науки о процессах и методах восстановления живых сил человека.

Рекреационная деятельность отдыхающих и организаторов отдыха выступает как процесс организации пространства и времени, т. е. как деятельность, созидающая, организующая, придающая им некоторую упорядоченность.

Для рекреационной деятельности типичны упорядоченность и одновременно периодичность. Это обусловлено как природными ритмами и циклами (суточными, сезонными и др.), так и цикличностью (с чередованием труда и быта) социально-бытовой деятельности отдыхающих и общества (в частности, организаторов отдыха)[2].

Целью написания реферата является изучение рекреационное время и пространство и их соотношение.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть понятие рекреационного времени;

Описать особенности рекреационного пространства;

Рассмотреть характерные черты соотношения рекреационного времени и пространства.

 При написании реферата использовалась литература, статьи в научных журналах, интернет-сайты.


1. Понятие рекреационного времени

Традиционно, в качестве важнейших форм социального времени выделяют рабочее, нерабочее (син. – внерабочее) время, а в рамках последнего – свободное время. Рабочее время рассматривается как время производства материальных и духовных благ в процессе общественно необходимого труда. Нерабочее время характеризуют чаще всего как время, включающее: затраты, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на предприятиях, не входящие в состав оплачиваемого рабочего времени и т. д.), на домашний труд, самообслуживание, удовлетворение физиологических потребностей. Особую роль в его рамках занимает свободное время, представляющее собой часть «нерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающееся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат».

Рекреационное время – часть социального времени личности, группы, общества, используемая для сохранения, восстановления и развития физического, духовного здоровья и интеллектуального совершенствования.

Сегодня рекреационное время для большинства групп людей не выходит за пределы свободного времени: более того, только часть свободного времени, расходуемая на восстановление и развитие здоровья населения и его интеллектуальное совершенствование, может быть определена как рекреационное. На повестку дня встала новая задача – превращение свободного и нерабочего времени (т. е. 75% общего недельного бюджета времени) в рекреационное время.

В рамках рекреационного времени приходится различать время отдыхающих и организаторов отдыха. Если для отдыхающих рекреационное время рассматривается, прежде всего, с личностных позиций, то время организаторов отдыха – это время формирования и функционирования деятельности, направленной на обеспечение рекреационных потребностей населения.

Характерными свойствами рекреационного времени выступают иерархичность, квантованность, изменчивость и функциональность.

Иерархичность рекреационного времени обусловлена разномасштабностью отрезков свободного времени в социальном времени. Единицами измерения, изучения социального времени выступают жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки. В рамках этих периодов формируется структура социального времени, определенный ритм в чередовании рабочего и нерабочего времени.

В суточный период, характеризующий обычный трудовой день, включены компактные периоды нерабочего времени – до работы, во время обеденного перерыва, после работы.

Недельный период включает помимо регулярно повторяющихся интервалов суточного нерабочего времени и время «уик-энда», обычно совпадающего с днями субботно-воскресного отдыха.

Годовой период включает еще один-два интервала компактного нерабочего времени – это отпускное время. Для учащихся вместо отпуска выделяется время каникул (от четырех до двух интервалов в год).

Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве – детство, нахождение на пенсии.

В рамках исследуемого социального времени отмечается определенная пропорциональность, квантованность. Это отпускное время, «уик-эндное» время и отрезки времени, выделяемые на рекреацию в течение будничного дня.

Нерабочее рекреационное время в течение будничного дня – это, прежде всего, время после работы (длительность которого может достигать 4-5 часов). «Уик-эндное» время для большей части трудящихся составляет 2 дня. Продолжительность отпускного времени постепенно растет и у некоторых групп трудящихся доходит до 36-48 рабочих дней. Режимное время определяется, прежде всего, социально-экономическими возможностями общества и сложившимися стереотипами поведения населения. Характерное индивидуальное и групповое время обусловливается потребностями людей, особенностями их физиологии и психической организации условий деятельности.


2. Рекреационное пространство

Рекреационное пространство является неотъемлемой частью социального пространства. Как и рекреационное время, оно тесно связано с субъектом рекреационной деятельности[3]. Следовательно, можно говорить о рекреационном пространстве человека, группы людей, населения региона, страны и т. д. Рекреационное пространство формируется как отдыхающими, так и организаторами отдыха.

Рекреационное пространство —

часть социального пространства, используемого для рекреационной деятельности: формируется в результате деятельности отдыхающих и организаторов отдыха;

 территория, пригодная для организации рекреационной деятельности.

Формирование рекреационного пространства происходит на основе избирательности: из множества объектов и свойств реальности выбирается то, что соответствует рекреационным потребностям, притязаниям и условиям соответствующей деятельности.

В первом приближении можно выделить следующие элементы деятельности по организации рекреационного пространства:

освоение (оценка, охват, захват, присвоение) – осуществляется отдыхающими и организаторами;

конструирование, комбинирование (экстенсивное) – осуществляются организаторами;

рекомбинация – осуществляется отдыхающими;

«изобретение» – нахождение принципиально нового занятия и пространства;

выбор места для реализации функции;

подбор функции для данного места;

расширение функций места (геотехсистемы).

Для рекреационного пространства также характерна многомерность, что обусловлено: разнообразием иерархических уровней субъектов деятельности (индивид, группа, население и т. д.); социокультурной дифференцированностью отдыхающих; соотношениями между потребностями и возможностями их реализации; функциональными типами деятельности; природными, экономическими и техноорганизационными условиями осуществления деятельности.

Мерность пространства растет с возвышением и расширением потребностей отдыхающих и умножением функций рекреационных образований. Размеры рекреационного пространства отдыхающих варьируют в зависимости от ранга (индивид, группа или население), сферы принадлежности субъекта к той или иной возрастной, социальной либо профессиональной группе, от здоровья, активности, интересов и т. д.[4]


3. Соотношение рекреационного времени и пространства

Любая деятельность людей осуществляется в пространстве и времени, но рекреационная – выделяется исключительной «географичностью», относится к числу наиболее пространственно выраженных, характеризуется территориальной избирательностью. Более того, она формирует особые типы пространства и времени – рекреационное пространство и рекреационное время. Это положение было выдвинуто советской школой рекреационной географии.

Согласно ему, рекреационное пространство представляет собой «часть социального и культурного пространства, связанную с осуществлением и организацией рекреационной деятельности»[5]. При этом подчеркивалось, что практически все пространство деятельности людей может рассматриваться в качестве рекреационного. Даже производственные предприятия являются местами кратковременного отдыха работников и нередко объектами туристского осмотра. Вместе с тем выделялись территории, где рекреация выступает одной из главных функций и определяет организацию этих участков пространства[6].

Взаимозависимость структуры рекреационного времени и рекреационного пространства проявляется в их дискретности, квантованности – наличии участков, ареалов рекреационной деятельности, ориентированных на отдых в течение дискретных, компактных отрезков времени.

Различным видам режимного времени (отпуск, уик-энд, рекреационное время рабочего дня), как и жизненному периоду, соответствуют соразмерные рекреационные пространства. Эта сопряженность обусловлена, прежде всего, объемами свободного времени и возможностями отдыхающих выделить из него время на преодоление расстояний (транспортные передвижения).

В рамках жизненного пути связи между размерами свободного времени и рекреационного пространства далеко не прямолинейны. Для большинства населения наибольший объем рекреационного времени совпадает с минимумом экономических и физических возможностей охвата пространства. Наибольшая продолжительность рекреационного времени наблюдается у детей и пенсионеров, а минимум – у трудящегося населения. С другой стороны, физические и экономические возможности у лиц трудоспособного возраста заметно выше, чем у детей и пенсионеров, поэтому радиус их поездок, как правило, больше – они посещают самые удаленные, труднодоступные регионы.

Таким образом, рекреационное время и пространство взаимосвязаны между собой.


Заключение

 На основе изученного материала можно сделать следующие выводы о рекреационном времени и пространстве и их соотношении.

Под рекреационным временем понимается  часть социального времени личности, группы, общества, используемая для сохранения, восстановления и развития физического, духовного здоровья и интеллектуального совершенствования.

Рекреационное пространство - часть социального пространства, используемого для рекреационной деятельности; формируется в результате деятельности отдыхающих и организаторов отдыха.

Различным видам режимного времени (отпуск, уик-энд, рекреационное время рабочего дня), как и жизненному периоду, соответствуют соразмерные рекреационные пространства. Эта сопряженность обусловлена, прежде всего, объемами свободного времени и возможностями отдыхающих выделить из него время на преодоление расстояний (транспортные передвижения). При этом связь рекреационного времени и пространства непрямая.

Таким образом, рекреационное время и пространство взаимосвязаны между собой.


Список использованных источников

Александрова А.Ю.  Теоретические основы географии туризма http://www.sgu.ru/files/nodes/9769/02.pdf

Зорин И.В. Рекреационная сущность экологического туризма// Теория и практика физической культуры № 11 от 2002 г.

Кусков А. С., Голубева В. Л., Одинцова Т. Н. Рекреационная  география М.: Флинт. -  2005. – с. 45

Преображенский В.С., Квартальнов В.А. Основные концепции и модели рекреалогии // Теоретические проблемы рекреационной географии. М., 1989. С. 14.

1.       Рекреационные основы программного туризма http://tour.cult.gov.ua/publ/76-1-0-355Теория рекреалогии и рекреационной географии / Под ред. В. С. Преображенского, Ю. А. Веденина, И. В. Зорина. - М.: Наука, 1992. - 178 с.


[1]Теория рекреалогии и рекреационной географии / Под ред. В. С. Преображенского, Ю. А. Веденина, И. В. Зорина. - М.: Наука, 1992. - 178 с.

[2] Рекреационные основы программного туризма http://tour.cult.gov.ua/publ/76-1-0-355

[3] Зорин И.В. Рекреационная сущность экологического туризма// Теория и практика физической культуры № 11 от 2002 г.

[4] Кусков А. С., Голубева В. Л., Одинцова Т. Н. Рекреационная  география М.: Флинт. -  2005. – с. 45

[5] Преображенский В.С., Квартальнов В.А. Основные концепции и модели рекреалогии // Теоретические проблемы рекреационной географии. М., 1989. С. 14.

[6] Александрова А.Ю.  Теоретические основы географии туризма http://www.sgu.ru/files/nodes/9769/02.pdf