• SiteHeart

Риторика

Введение

Элокуцией называется раздел риторики, в котором рассматриваются средства и приемы словесного выражения замысла.

Риторическая фигура — воспроизводимый прием словесного оформления мысли, посредством которого ритор показывает аудитории свое отношение к ее содержанию и значимости.

Существуют два основных типа риторических фигур: фигуры выделения и фигуры диалогизма. Рассмотрим пример.

«Совесть — вот первое осязательное проявление духовной жизни. Ответьте мне, материалисты и рационалисты, скептики и прагматики, — кто вложил вам в душу властную потребность следовать в своей деятельности нормам морали и нравственности даже тогда, когда это грозит неудобствами и бедами? Кто определил сами нормы? Кто изобразил в душе вашей идеал жертвенности, чистоты и целомудрия, а проще сказать — святости, который влечет и манит вас неодолимой силой Истины и Любви? Кто всеял в сердце ваше жажду праведности и добра, отвращения к лицемерию, лжи и подлости?». «Бог, всемилостивый и всемогущий, праведный, человеколюбивый и истинный!».

Первая фраза примера содержит фигуру определения — образную характеристику предмета в форме суждения. Определение относится к фигурам выделения, потому что существует конструктивная схема его построения.

Во второй фразе мы видим фигуру обращения: ритор обращается к своим оппонентам с рядом последовательных вопросов, на которые сам, как бы вместе с аудиторией, и отвечает. Обращение относится к числу фигур диалогизма: оно представляет собой прием, посредством которого монологическая речь предстает в диалогической форме, но какой-либо специфической словесной конструкции обращения нет. В данном случае обращение строится посредством фигуры выделения — анафоры местоимения «кто», но может в конструктивном отношении строиться иначе.

 

Риторические фигуры мысли

Риторическая фигура — воспроизводимый прием словесного оформления  мысли, посредством которого ритор показывает аудитории свое отношение к ее содержанию и значимости.

Существуют два основных типа риторических фигур: фигуры выделения и фигуры диалогизма.

Различие их состоит в следующем: фигуры выделения суть конструктивные схемы представления содержания, посредством которых сопоставляются или подчеркиваются те или иные стороны мысли; фигуры диалогизма являются имитацией диалогических отношений в монологической речи, то есть включением в речь говорящего элементов, которые представляются как явный или подразумеваемый обмен репликами между ритором, аудиторией или третьим лицом.

Фигуры выделения.

Фигуры выделения могут строиться путем добавления, значимого пропуска, полного или частичного повтора, видоизменения, перестановки или распределения слов, словосочетаний или частей конструкции.

Эпитет - характеристика выделяемого слова посредством слов или оборотов, раскрывающих или уточняющих его значение в тексте.

Эпитет может быть обязательным и факультативным. Обязательным является эпитет, который выражает существенное свойство или признак предмета и устранение которого невозможно без потери основного смысла. Факультативным является эпитет, который выражает привходящее качество или признак и может быть устранен без утраты основного содержания.

Избыточное повторное употребление слова или синонима, посредством которого уточняется или подчеркивается оттенок значения слова или авторское отношение к обозначаемому предмету.

Бесцельный плеоназм является серьезной стилистической погрешностью, стилистически оправданный плеоназм — одна из наиболее распространенных фигур речи.

Синонимия - фигура, состоящая в развертывании, уточнении и усилении значения слова посредством добавления ряда его синонимов.

Аккумуляция (сгущение) - фигура, которая состоит в перечислении слов, обозначающих предметы, действия, признаки, свойства таким образом, что образуется единое представление множественности или быстрой смены событий.

Градация представляет собой развертывание слова или словосочетания в синонимический ряд таким образом, что интенсивность значения каждого последующего члена ряда нарастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация).

Экзергазия - фигура, которая состоит в добавлении к словосочетанию или обороту синонимических выражений. Экзергазия, как и синонимия, используется для уточнения значения словосочетания, но также для усиления эмоционального напряжения речи.

Реприза представляет собой подхват предшествующего слова в последующем словосочетании или предложении. Реприза используется для создания эмоционального напряжения речи и для выделения ключевого слова, которое может повторяться в последующей фразе или композиционной части высказывания, связывая ее с предыдущей и развертывая тему.

Восхождение представляет собой подхват в каждом последующем элементе конструкции последнего слова предшествующего элемента, образуя, таким образом, цепочку связанных и последовательно развертывающих друг друга частей.

Отличение - повтор слова в различных значениях. Наклонение - повтор слова в различных грамматических формах. Сочетание - повтор одних и тех же слов или оборотов в начале и в конце ряда речений, обрамляющий эти речения и создающий параллелизм их содержания.

Анафора - повтор слова или оборота в начале параллельных конструкций. Анафора выделяет такие параллельные элементы и позволяет свести в один ряд зачастую различные по строению и синтаксическому уровню конструкции (например, отдельное словосочетание и предложение), соотнося с одним и тем же предшествующим или последующим элементом. Вместе с тем анафора развертывает веером содержание речи в определенной смысловой точке изложения.

Эпифора представляет собой фигуру, подобную предшествующим фигурам, но состоящую в повторе конечного слова или оборота.

Окружение – это сочетание анафоры и эпифоры: повторение того же слова или оборота в начале и в конце предложения, создающее симметричную конструкцию. Окружение позволяет представить мысль в виде сентенции и обычно используется в торжественной речи.

Конкатенация представляет собой добавление обыкновенно в конце фразы или периода слов, дополнительно характеризующих предмет речи или выражающих отношение к нему говорящего.

Интерпретация представляет собой дополнение основного содержания авторской характеристикой обычно в виде вводного предложения или оборота с поясняющим или модально-оценочным значением.

Эксплеция  - фигура, состоящая в добавлении к словам, выражающим основное содержание мысли, слов или оборотов, увеличивающих размер фразы или оттеняющих это главное содержание второстепенными элементами содержания. По существу, эксплеция — развернутый плеоназм.

Многосоюзие (полисиндетон) – это фигура, состоящая в присоединении посредством повторяющихся союзов словосочетаний, предложений или фраз таким образом, что соединенные союзами части выступают как параллельные и тем самым рассматриваются на одном смысловом уровне независимо от их грамматической организации или степени развернутости.

Бессоюзие (асиндетон) представляет собой взаимное присоединение конструкций при значимом отсутствии соединительных средств. Бессоюзие повышает самостоятельное значение каждого присоединенного элемента (слова, словосочетания, предложения), создавая смысловые паузы, одновременно подчеркивает их смысловой параллелизм, поэтому при бессоюзии сопоставляемые элементы обыкновенно строятся подобно.

Эллипсис – это намеренное опущение слова или оборота, которые предполагаются по смыслу, что создает значимую незавершенность речи.

Значимое нарушение синтаксической связи или смыслового согласования в словосочетании или между предложениями, которое особенно выделяет и подчеркивает значение выделенной таким образом конструкции, является силлепсисом. В качестве риторической фигуры силлепсис используется достаточно часто, но в современной речи, особенно в некоторых авторских стилях, он настолько распространен, что не всегда воспринимается как фигура.

Эналлага (подстановка) - употребление слова или конструкции вместо ожидающейся другой перестановки или как перестановка с видимым нарушением смысла: как риторический прием, наиболее значима эналлага-подстановка глагольных форм — употребление настоящего времени глагола вместо прошедшего и будущего времени вместо настоящего; личных и притяжательных местоимений, использование местоимений первого лица «я», «мы» вместо местоимений второго «ты», «вы» или третьего лица «он», «они».

Ирония – это фигура, состоящая в неожиданном и как бы неуместном использовании слова, вызывающий комический эффект. Комический эффект не всегда означает смех — ирония часто относится к предметам весьма серьезным.

Анаколуф представляет собой нарушение синтаксической связи в предложении, при котором подчиненный член словосочетания выносится на уровень отдельного члена предложения.

Удержание (апозиопея) – это фигура, которая включает обрыв речи, как в эллипсисе, иногда даже со словами о невозможности продолжить сказанное, но затем ее продолжение.

Гипербатон - фигура, состоящая в выделении темы высказывания путем ее постановки в начале или в конце фразы обыкновенно с разрывом синтаксической связи (в чем гипербатон близок анаколуфу).

Хиазм – это фигура, состоящая в центральной симметрии сложной фразы, параллельные части которой зеркально отражают друг друга.

Метабола (эпандос, перестановка) представляет собой повторение тех же или сходных по смыслу слов или оборотов в измененном или обратном порядке. Метабола представляет собой последовательное выделение того же слова или оборота сначала в качестве темы, а затем в качестве ремы высказывания.

Антиметабола (перемещение с противопоставлением) – эта фигура, которая состоит в зеркально-симметричном повторе левой части сложного предложения в его правой части таким образом, что субъект и предикат меняются местами.

Разделение (энумерация) представляет собой перечисление видов одного рода или частей целого. Соответствие – это смысловая пропорция, представляющая собой постановку слов или оборотов со сходным значением в аналогичные позиции в параллельных конструкциях.

Эпимона (эпифонема) - фигура, состоящая в полном или перифрастическом повторе частей какой-либо фразы в различных контекстах и в сочетании с различными словами.

Риторическая фигура, состоящая в полном или частичном отождествлении предмета мысли с другим, подобным или сходным. Риторическое определение как фигура отличается от логического определения тем, что в явном или неявном виде содержит метафору, то есть сравнение по признаку или качеству.

Сравнение - риторическая фигура, состоящая в уподоблении определяемого предмета определяющему по образу действия, признаку или свойству. Сравнение представляет собой развернутую метафору, в которой определяемое характеризуется через описание подобного факта или явления.

Перифраз представляет собой фигуру, состоящую в замене наименования предмета его словесной характеристикой, раскрывающей выделяемое свойство.

Этимология – это раскрытие значения слова через его происхождение или значение составляющих. Антитеза - противопоставление слов, понятий или конструкций. Антитеза является одной из самых распространенных фигур и используется для характеристики предмета мысли или для выделения рассматриваемого понятия.

Парадиастола (различение) - последовательное противопоставление понятий или слов, которые получают тем самым сопоставляемые синонимические и антонимические значения, образуя смысловые ряды; вместе с тем парадиастола представляет собой и определение через противопоставление определяемого слова омониму. Парадиастола часто используется в рекапитуляциях — обобщающих высказываниях — или в выводах, которые завершают рассуждение

Оксюморон  представляет собой соединение слов с противоположным значением, создающее видимый парадокс в определении.

Фигуры диалогизма.

Эта группа риторических фигур используется для создания диалогического эффекта в монологической речи. Содержание каждого высказывания может оцениваться аудиторией, и ритор, упреждая такую оценку, изображает ее в свой речи, обращаясь к аудитории, высказываясь от ее лица или разыгрывая диалог с оппонентом или с аудиторией. Диалогизм может занимать различное место в монологической речи, от отдельной фразы до целого текста; диалог как литературный жанр представляет собой фигуру диалогизма, распространенную на все произведение или на его основную часть.

Диалог представляет собой изображение диалога в монологической речи в виде прямой или косвенной речи, которая может при этом сопровождаться авторским текстом, комментирующим реплики.

Предупреждение является намереннымвыдвижением ритором возражения или утверждения оппонента и ответ на него, изображение полемики, в котором обычно используются прежние высказывания оппонента.

Ответствование - вопрос от лица аудитории и ответ на него от лица говорящего. Ответствование одновременно пробуждает активность аудитории в нужном направлении и упреждает нежелательный для ритора вопрос или возражение.

Сообщение – это вопрос, обращенный к аудитории, и ответ от лица аудитории, который иногда дополняется комментарием.

Заимословие представляет собой созданную автором речь, представляющую определенную позицию или точку зрения. Заимословие может содержать олицетворение. Особенно часто заимословие использовалось в исторической прозе, например, Фукидидом, так как оно позволяет кратко и ярко выразить смысл изображаемого деяния или обобщенную точку зрения. Заимословие часто используется вместе с сообщением.

Цитата представляет собой действительные слова какого-либо источника, включенные в текст в виде прямой или косвенной речи.

Аллюзия - намек, состоящий в использовании слов или выражений, характерных для произведения, о котором идет речь. Аллюзии часто используются как прием иронии.

Риторический вопрос - утвердительное высказывание в виде вопроса, которое не предполагает ответа. Риторическое восклицание - восклицательная форма предложения, употребленная для усиления значения. Риторическое обращение - высказывание в форме обращения, адресованное какому-либо лицу или предмету.

 

Заключение

Риторическая фигура - термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии.

Фигуры можно разделить на три группы: фигуры добавления, фигуры убавления и фигуры расположения или перемещения.

Среди наиболее распространённых фигур речи: анафора, антитеза, бессоюзие, гипербатон, гипербола, градация, инверсия, ирония, литота, метафора, метонимия, многосоюзие, оксюморон, параллелизм, парономазия, парцелляция, перифраза, пролепсис, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, сравнение, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора.

 

 

Список использованной литературы

Горте М.А. Фигуры речи. Терминологический словарь. - М.: ЭНАС, 2007.

Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия. - М, 1996.

Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Терминологический словарь. 3-е изд. - Ростов-на-Дону, 2007.

Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М., 1999.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. - М.: Наука, 1997.