Задания по лингвистике

Задание № 1. Дать определение понятия «речевая коммуникация».

Слово «коммуникация» происходит от латинского слова «communico», что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение».

Коммуникация — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

В соответствии с этим средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация — это общение с помощью слов, невербальная — это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков.

Речевая коммуникация — это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).

Главная цель речевой коммуникации — обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка.

 

Задание № 2. Охарактеризуйте основные виды речевой коммуникации.

Говорение — это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.

Слушание (или аудирование) — восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Письмо — зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение — расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, декодирования — при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, а при письме и чтении — графическими знаками.

 

Задание № 3.

3.1. Аннотация к главе 2.1. «Совершенствование навыков чтения».

Глава посвящена совершенствованию навыков чтения. В ней рассматриваются пути совершенствования навыков чтения, рассматриваются способы чтения и устранения их недостатков, рассматривается дифференциальный алгоритм чтения, а также приводятся задания, совершенствующие навыки чтения. Дается характеристика способов фиксации прочитанной информации.

 

3.2. Реферат-резюме к главе 2.2. «Совершенствование навыков слушания».

Глава посвящена совершенствованию навыков слушания. Автор показывает с каких этапов состоит процесс слушания. Он выделяет два этапа слушания: первичный анализ звукового сигнала и его «механическая» обработка; смысловая интерпретация. В соответствии с этим в процессе слушания, по словам автора, необходимо различать два аспекта: слух как физиологическую характеристику и слушание как процесс осознанного познавательного действия, ведущего к интерпретации и пониманию. По мнению автора, существуют факторы, определяющие эффективность слухового восприятия. Автор выделяет объективные и субъективные факторы. Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей: слуховая способность; внимательность; способность к пониманию; способность к запоминанию. Также автор подчеркивает, что кроме основных факторов, в больше степени слушание зависит от готовности и желания аудитории слушать. Это в свою очередь определяется комбинацией следующих факторов: отношение слушателей; интерес слушателей; мотивации слушателей; эмоциональное состояние слушателей. Также автор рассматривает основные принципы конспектирования лекции, технику записи. Делает аспект на умении осуществлять два вида упрощений: свертывание фраз, сокращение слов. По мнению автора, навыки слушания можно совершенствовать, придерживаясь определенных правил.

 

3.3. План-конспект главы 3.3. «Речевые тактики в речевой коммуникации».

В каждой ситуации общения используется своя стратегия. Под стратегией в данном случае понимается осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения.

Стратегия общения реализуется в речевых тактиках, под которыми понимаются речевые приемы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации.

Название речевой тактики

Суть речевой тактики

«Обобщение»

Используется для того, чтобы показать, что неблагоприятная информация, только что приведенная или имеющая быть приведенной, например, в случае из жизни, не просто «случайна» или «исключительна»; тем самым подкрепляется возможное общее мнение. Типовые выражения этого хода: «И так всегда», «С этим сталкиваешься на каждом шагу», «Это без конца повторяется».

«Приведение примера»

Ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (опыте). Типовые выражения: «Вот пример», «Например, на прошлой неделе», «Возьмите нашего соседа. Он...».

«Усиление»

Направлено на лучший или более эффективный контроль за вниманием слушающего («привлечение внимания»), на улучшение структурной организации неблагоприятной информации, на подчеркивание субъективной макроинформации. Типовые выражения: «Это ужасно, что...», «Это позор, что...»

«Уступка»

Дает возможность для условного обобщения даже в случае привлечения противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие, то есть составляющие части стратегии положительной самопрезентации. Типичные выражения: «Среди них попадаются и хорошие люди», «Не стоит обобщать, но...», «Голландцы тоже могут так поступать» (последнее является также ходом «сравнение»).

«Сдвиг»

Ход стратегии положительной самопрезентации. Типичный пример: «Мне-то, в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются».

«Контраст»

Ход, имеющий несколько функций. Риторическую: привлечение внимания к участникам отношения контраста (структурирование информации). Семантическую: подчеркивание положительных и отрицательных оценок людей, их действий или свойств (часто путем противопоставления МЫ-группы и ОНИ-группы) — и все ситуации, где прослеживается конфликт интересов. Типичный пример: «Нам приходилось долгие годы трудиться, а они получают пособие и ничего не делают», «Нам пришлось долгие годы ждать новой квартиры, а они получают квартиру сразу же, как только приедут».

«Неожиданность»

Использование в речи неожиданной или неизвестной слушателям информации.

«Провокация»

На короткое время вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией, чтобы использовать этот период для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения и более четкого определения собственной позиции.

«Апелляция к авторитету»

Для подтверждения правильности излагаемой информации дается ссылка на авторитет слушателей, авторитет науки, авторитет известных ученых, социологов, политологов, деятелей культуры.

«Прогнозирование»

Основываясь на реальных фактах, давать прогнозы развития ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания.

«Внесение элемента неформальности»

Учитывая предмет речи, рассказать аудитории, деловому партнеру о собственных заблуждениях, предрассудках, ошибках и их последствиях, чтобы показать, каким образом удалось избежать одностороннего подхода к той или иной проблеме и найти ее новое решение. Это позволит преодолеть сдержанность и предвзятость и изменить мнение в свою пользу.

«Прямое включение»

Отказаться от растянутого вступления, особенно если партнеры знакомы с предметом речи и имеют необходимый предварительный запас знаний. Это избавит вас от необходимости разъяснять все с самого начала, повысит информативность речи и позволит выиграть время для обсуждения проблемы.

«Юмор»

Не «засушивать» свою речь. Приводить смешные, парадоксальные примеры, перемежать выступление, беседу веселыми шутками, забавными историями, в том числе и из своей жизни.

«Да-да-да»

Партнеру задается три-четыре вопроса, на которые он обязательно должен ответить «да». Тогда, вероятнее всего, и на основной вопрос он также ответит положительно.

«Черный оппонент»

Партнеру по общению задается несколько вопросов с таким расчетом, чтобы на один из них он не смог ответить. Тогда незамедлительно произносится речевая формула: «Вот видите, вопрос не подготовлен».

«Подмазывание аргумента»

Слабый довод, который может быть легко опротестован, сопровождается комплиментом партнеру по общению.

 

 

Задание № 4. Перечислите и охарактеризуйте виды официально-деловых документов.

Под официально-деловым текстом понимается текст того или иного вида документов, составленных в целях управления.

В настоящее время действует около 20 УСД, например отчетно-статистическая, финансовая, снабженческо-сбытовая, организационно-распорядительная и др.

Протокол. В разных системах документации действуют свои виды протоколов. Так, госавтоинспекция понимает под протоколом акт о нарушении правил движения, милиция — акт о нарушении общественного порядка, а следственные органы — документ, удостоверяющий какой-либо факт. В управлении под протоколом понимается документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях коллегиальных органов. Естественно, если на собрании или заседании не предусматривается принятие какого-либо решения, то и ведение протокола теряет смысл. Форма протокола включает следующие реквизиты: наименование учреждения, указание вида документа, дата, номер и место заседания, заголовок, текст, подписание. В случаях, когда протокол подлежит утверждению, проставляется гриф утверждения. Следует иметь в виду, что на протоколе проставляется дата заседания, а не окончательного оформления и подписания. Заголовок протокола состоит из указания вида коллегиальной работы (заседание, собрание, совещание) и названия коллегиального органа. При проведении оперативных совещаний, а также при использовании протокола в функции приказа эта часть опускается. Затем проставляется отметка о количестве присутствующих, при этом возможны два варианта: если присутствующих немного, то они перечисляются в алфавитной последовательности ниже отметки о секретаре; если присутствующих достаточно много, то их регистрация ведется отдельно, а в тексте протокола делается лишь отметка. Эта отметка необходима для того, чтобы зафиксировать, что решение, принятое на данном совещании, имеет юридическую силу, то есть был кворум.

Далее приводится повестка дня, в которой перечисляются вопросы, вынесенные на рассмотрение.

В случае, когда в одном пункте необходимо изложить несколько указаний, он разбивается на подпункты с поднумерацией. При выборах должностных лиц указываются результаты голосования, причем отдельно по каждой кандидатуре.

С точки зрения полноты освещения хода событий, протоколы делятся на краткие и полные. В кратких протоколах указываются лишь докладчик и тема его доклада, фамилии выступивших в прениях и принятое решение. Естественно, что такой протокол не дает представления о ходе обсуждения вопросов, поэтому его рекомендуется вести в случаях, когда: протоколируемое событие стенографируется; тексты докладов и выступлений будут приложены; протоколируется событие оперативного характера.

Во всех остальных случаях протокол должен быть полным, то есть содержать запись выступлений. Причем запись не обязательно (даже не желательно) должна быть слово в слово, а должна представлять краткий толковый отчет о выступлении.

Завершается протокол подписанием, которое проставляется по общему типу.

Договор. Документ, юридически оформляющий взаимные обязательства равноправных партнеров, называется договором. Существует немало разновидностей договоров: договоры поставки, купли-продажи, обслуживания. При приеме на работу с сотрудниками также заключают договор, который обычно именуют контрактом.

Какие бы взаимоотношения ни оформлялись в виде договора, есть элементы текста, которые обязательны для каждого договора. Эти элементы можно записывать по-разному, располагать не в той последовательности, выносить иногда в приложение, являющееся неотъемлемой частью договора, но без них документ будет неполным. Имеются в виду следующие элементы текста.

Обозначение сторон, вступающих в договорные отношения. Здесь принято указывать название организаций и фамилии должностных (либо частных) лиц, подписывающих договор, основания, на которых они действуют, и условные обозначения, которые будут заменять их в тексте документа.

При этом следует учитывать, что должностное лицо, подписавшее договор, должно быть полномочно это делать. Основанием, как правило, служит устав организации, предусматривающий осуществление деятельности, записанной в договоре. Если подобная деятельность должна осуществляться при наличии лицензии, то должны быть указаны номер лицензии и дата ее выдачи.

Условные обозначения сторон, вступивших в договорные отношения, необходимы для того, чтобы в дальнейшем в тексте не повторять их названия полностью.

Предмет договора. Указывается, что именно является общей целью договора. К примеру, творческое содружество, поставка товара, туристское обслуживание, подготовка кадров и др.

Обязательства сторон. Четко формулируется, какие именно обязательства берут на себя договаривающиеся стороны. Эта часть договора (контракта) должна быть особенно продуманной, ибо последствия упущенного или непонятого могут быть весьма существенными. Не следует брать на себя обязательств, в выполнении которых нет твердой уверенности, а также лишних обязательств, не влияющих на выполнение предмета договора.

Финансовые взаимоотношения. Записываются условия оплаты выполненных по договору работ. В одних случаях финансовые обязательства берет на себя одна из сторон (оплата труда нанимаемого работника, оплата туристских, юридических, переводческих и иных услуг), в других — обе стороны (оплата взаимопоставок). Нередко финансовые взаимоотношения расшифровываются в смете, которая приводится в приложении и является неотъемлемой частью договора.

Ответственность сторон. Формулируется, какие санкции будут применены к стороне, нарушившей взятые на себя обязательства. Если характер договора не требует деталировки, то запись может быть сделана в обобщенной форме, например: «При невыполнении условий договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством».

Форс-мажор. Запись подразумевает, что при действии обстоятельств непреодолимой силы (пожара, наводнения, террористического акта, объявления войны, изменения законодательства и др.) выполнение договора может быть прекращено либо приостановлено и стороны ответственности за это не несут.

Прочие условия договора. В этой части текста указывается срок действия договора, количество экземпляров документа, имеющих юридическую силу, порядок продления, дополнения или досрочного расторжения договора, порядок внесения изменений и иные условия.

Юридические адреса и подписи сторон. Указываются почтовые адреса сторон, банковские реквизиты (для юридических лиц), проставляются подписи лиц, указанных в первой части договора, и печати организаций, вступивших в договор.

Деловые письма. Под деловыми письмами подразумевается обобщенное название различных по содержанию документов, которые служат средством общения между учреждениями, частными лицами в процессе социальной, управленческой и производственной деятельности.

Деловые (служебные) письма в зависимости от содержания могут быть сопроводительными, информационными, гарантийными, рекламационными, арбитражными, могут содержать запрос, напоминание, подтверждение, извещение, приглашение.

Письма, направляемые вышестоящими учреждениями подведомственным предприятиям и организациям, содержат, как правило, приказания, распоряжения, вопросы, разъяснения, информационные сообщения. Письма же, направляемые в вышестоящие учреждения, содержат чаще всего отчеты, запросы, ответы, пояснения, предложения. Составляют деловые письма только на фирменных бланках. Фирменный бланк представляет собой лист бумаги с напечатанными на нем авторскими реквизитами.

Каждая разновидность делового письма характеризуется аспектом содержания и языковой формулой. Под языковой формулой подразумевается устойчивый оборот, словосочетание, выражающее вид, характер той или иной управленческой, производственной или просто профессиональной функции. Так, если аспектом содержания является выражение гарантии, то для его реализации потребуется гарантийное письмо, напоминание потребует письма-напоминания, предупреждение о возможных ответных шагах отразится в письме-предупреждении. В отдельных случаях деловое письмо может быть многоаспектным, то есть содержать и гарантию, и напоминание, и предупреждение.

Рассмотрим отдельные разновидности деловых писем.

Сопроводительное письмо подтверждает факт отправки приложенных к нему документов. Сопроводительное письмо, копия которого остается в деле текущего хранения, используется как средство контроля исполнения документа и его сохранности.

Составление сопроводительных писем оправданно лишь, в тех случаях, когда они содержат какую-либо дополнительную информацию к приложенным документам или когда прилагаемые документы составлены на нескольких листах или в нескольких экземплярах.

Гарантийное письмо составляется с целью обеспечения гарантии выполнения тех или иных обещаний, даваемых как организациям, так и отдельным лицам. Гарантийное письмо состоит, как правило, из двух частей: выражение просьбы и подтверждение гарантии, в отдельных случаях — только подтверждение гарантии.

Письмо-приглашение предлагает адресату принять участие в каком-либо мероприятии. Оно может быть адресовано как организации, так и конкретному лицу. Если определять минимальный состав информации такого письма, то это будет сообщение о характере мероприятия, сроках проведения, месте проведения и условиях участия.

Рассмотрение писем граждан — важнейший участок работы большинства государственных органов, общественных организаций и ответственных должностных лиц.

Все обращения граждан можно разделить на четыре основные группы: предложения, заявления, жалобы и запросы.

Предложение — это одна из форм участия гражданина в управлении государством, продиктовано желанием улучшить работу в производстве, экономике, управлении, социально-культурной сфере.

Заявление — это форма выражения гражданами своих прав. Заявления составляются на очередной отпуск, получение жилья, о приеме в институт, на оформление пенсии и др.

Жалоба — это форма выражения несогласия гражданина с действиями организации и должностных лиц.

Запрос — это обращение в организацию, содержащее просьбу разъяснить положение законодательства, сообщить о наличии вакансий.

 Вывод о том, что именно содержится в письме: предложение, заявление или жалоба, делается, конечно, не по заголовку, проставленному неискушенным в специальной терминологии автором, а в результате внимательного ознакомления с содержанием письма специально подготовленным работником. От этого зависят и методика и сроки рассмотрения, и структура ответного текста. С точки зрения составления текста наибольшую трудность представляет ответ на жалобу гражданина. Дело в том, что повод для написания жалобы может быть самым непредсказуемым, но во всех случаях ответ должен быть объективным и по существу. Текст ответного документа состоит из трех логических элементов — ссылка на содержание письма заявителя; ход рассмотрения вопросов; результат рассмотрения. Начинать текст рекомендуется с соответствующей по этикету формы обращения, а заканчивать (в случаях определенной степени вины администрации в причинении материального или морального ущерба гражданину) — принесением извинений.